Нирвана и анархия: учение о «пяти исчезновениях» Чжан Бин-линя

 
Код статьиS004287440000747-6-1
DOI10.31857/S004287440000747-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №8
Страницы164-181
Аннотация

Статья предваряет первый русский перевод статьи «У у лунь» («О пяти исчезновениях», 1907 г.), где изложено утопическое учение Чжан Бин-линя (1869–1936). Формально эта доктрина может считаться наиболее радикальной из утопий, предложенных анархистами. Для освобождения человечества в глобальной перспективе Чжан Бинлинь предусматривал всеобщее просветление, достижение нирваны и ликвидацию физической Вселенной, подвластной законам кармы. Н.М. Калюжная и Кондо Куниясу рассматривали этот проект как своего рода случайность в идейном наследии Чжана. Однако, по-видимому, данный взгляд нуждается в корректировке. Доктрина Чжан Бин-линя внутренне непротиворечива и направлена против популярных в начале ХХ в. в Китае теорий эволюционизма и социал-дарвинизма. Чжан Бин-линь, впервые осознав двойственность социальных перемен, которые требуют трансформации как объективной действительности, так и человеческой субъективности, предложил наиболее радикальный выход за пределы сложившихся условий, используя учение йогачары. Поскольку в природе не существует равенства, человеку враждебны не только социальные институты и достижения культуры (поскольку в первую очередь развиваются орудия войны и убийства), но даже оседлый образ жизни.

 

Ключевые словаутопия, анархизм, буддизм, нирвана, династия Цин, Чжан Бин-линь
Дата публикации03.10.2018
Кол-во символов1258
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2571

Оценка читателей: голосов 0

1. Баткин 1995 – Баткин Л.М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995.

2. Калюжная 1995 – Калюжная Н.М. Традиция и революция. Чжан Бинлинь (1869–1936), китайский мыслитель и политический деятель Нового времени. М., 1995.

3. Мартынов, Зайнуллин 2017 – Мартынов Д.Е., Зайнуллин Г.Г. Идея Великого единения (Да тун) в истории китайской общественной мысли рубежа XIX–XX вв. и Кан Ю-вэй. Казань: Издательство Академии наук Республики Татарстан, 2017



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники – Primary Sources 

Zhang Taiyan (1997) “Explaining the Republic of China”, Trans. by дr Cassel, The Stockholm Journal of East Asia Studies, Vol. 8 (1997), pp. 15–40.

Баопу-цзы web – Baopuzi, Chapter “Jie-bao”, Chinese Text Project, https://ctext.org/baopuzi/jiebao (in Chinese).

Чжан 2003 – Чжан Тай-янь цзиндянь вэньцунь. Хун Чжи-ган чжи бянь [Собрание статей по каноноведению Чжан Тай-яня / Сост. Хун Чжи-ган]. Шанхай: Шанхай дасюэ чубаньшэ, 2003 (Zhang, Taiyan, Hong Zhigang, ed. (2003) Zhang Taiyan jing dian wen cun, Shanghai daxue chubanshe, Shanghai, in Chinese). 

Чжан 2013 – Чжан Бинлинь. Избранные произведения (1894–1913). Пер. с кит., сост., введение Н.М. Калюжная. М.: Наука: Восточная литература, 2013 (Zhang, Binglin, Kalyuzhnaya, Nina M., tr. (2013) Zhang Binglin. Selected works (1894-1913), Nauka, Vostochnaya Literatura, Moscow, in Russian).

 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх