«История не есть пустой коридор…» (оправдание истории в русской религиозно-философской мысли XIX – первой трети XX в.)

 
Код статьиS004287440000743-2-1
DOI10.31857/S004287440000743-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт мировой литературы Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №8
Страницы114-126
Аннотация

В статье рассматривается идея оправдания истории и ее развитие в русской религиознофилософской мысли XIX – первой трети XX в. Показано, что в основе её лежит христианская трактовка бытия и истории, вмещающая в себя идею преображения бытия в благобытие, земли и универсума – в «новое небо и новую землю». Анализируя историософские взгляды П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева, а также философскую мысль русского зарубежья, автор показывает, что в ряду отечественных историософских концепций одной из ведущих является концепция истории как «работы спасения». Показано, что сторонники этой концепции были принципиальными критиками как утопического социализма и позитивистских концепций истории, так и историософского пессимизма, ярко проявившегося у К.Н. Леонтьева. Представлены ключевые слагаемые концепции истории как «работы спасения»: идея христианской политики, соборность как принцип организации социального целого, замена эксплуатации регуляцией, софийность хозяйства, идея антиэнтропийной сущности труда и культуры. Показана связь этой концепции с идеалом богочеловечества, проанализировано ее влияние на трактовку эсхатологической темы, в которой акцентируются хилиастические мотивы и утверждается необходимость апокатастасиса. Сделан вывод о том, что оправдание истории вместе с оправданием человека и оправданием бытия является в русской мысли основой теодицеи.

 

Ключевые словарусская религиозно-философская мысль, оправдание истории, человечество, грех, смерть, преображение, воскрешение, спасение, «работа спасения», Царство Божие, природа, философия хозяйства, христианская политика, соборность
Дата публикации03.10.2018
Кол-во символов1552
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1544

Оценка читателей: голосов 0

1. Безносов 1993 – Безносов В.Г. «Смогу ли уверовать?»: Ф.М. Достоевский и нравственно-религиозные искания в духовной культуре России конца XIX – начала XX в. СПб.: Изд-во РНИИ «Электростандарт», 1993.

2. Гачева 2007 – Гачева А.Г. Творчество Достоевского и русская религиозно-философская мысль // Достоевский и XX век: В 2 т. Т. 1. М., 2007. С. 18–96.

3. Тарасов 1999 – Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). М.: Academia, 1999.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх