Шеллинг в прочтении Керкегора: историческое введение. Часть II. Перевод с английского, датского и немецкого Д.А. Лунгиной и Д.Г. Миронова

 
Код статьиS004287440007861-2-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Копенгагенская школа бизнеса
Адрес: Дания, Копенгаген
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы162-176
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов37357
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Не стоит подробнее вдаваться в это, поскольку, помимо моего собственного взгляда, ничто не удерживает меня здесь [Кьеркегор 2010, 138].
2 Вернувшись из Берлина, Керкегор все силы бросил на дописывание «Или – или». 20 февраля 1843 г. книга увидела свет. Тотчас же после этого он начал сочинять философскую сатиру «Йоханнес Климакус, или De Omnibus dubitandum est», в которой о Шеллинге нет ни слова. Хотя этот интеллектуальный опус остался незаконченным, он пробудил в Керкегоре размышления о категории повторения. И в мае 1843 г. Керкегор снова отправился в Берлин – на этот раз на месяц (1). Оттуда он привез первый вариант повести «Повторение» и черновики «Страха и трепета»; обе эти вещи были изданы 16 октября 1843 г. (2). Затем Керкегор приступил к работе над трактатом, в котором больше всего заметно влияние Шеллинга, – «Понятие страха». И параллельно в начале 1844 г. взялся за другую книгу; обе – «Понятие страха» и «Философские крохи» – вышли в середине лета того же года. В кратком полемическом тексте под названием «Предисловия», изданном одновременно с «Понятием страха», влияние Шеллинга также не ощущается; не заметно оно и в большой книге «Стадии на жизненном пути», опубликованной 30 апреля 1845 г. (3). А в «Заключительном ненаучном послесловии», обнародованном 28 февраля 1846 г., Керкегор развил темы, намеченные в первых вариантах «Философских крох», сведя множество разнообразных идей к единому авторскому замыслу.
3 Итого за без малого четыре года он написал восемь книг. И в придачу еще семь сборников, состоящих из 21 назидательной беседы. При обсуждении вопроса о шеллинговском влиянии их в принцип, тоже можно опустить (4). Но одновременно с публикациями Керкегор вел дневники и записные книжки – и вот тут встречаются ссылки на Шеллинга. Что же касается работ, созданных после 1846 г., в них нет явных упоминаний философа, хотя в какой мере его присутствие ощущается, к примеру, в трактате «Болезнь к смерти» (1849 г.) – вопрос открытый (5).
4 Степень влияния Шеллинга на Керкегора установить непросто. Сейчас мы попытаемся прояснить это хотя бы частично, рассмотрев, прежде всего, непосредственную реакцию публики на лекции Шеллинга и мысли Керкегора по этому поводу. Иначе говоря, разберем то, что относится к керкегоровским штудиям Шеллинга в узком смысле. А затем проследим явные отсылки к Шеллингу в наследии писателя, то есть сделаем обзор тех мест в книгах, дневниках и записных книжках Керкегора, в которых Шеллинг назван прямо.
5

Керкегоровская рецепция Шеллинга

6 Произведения Шеллинга у Керкегора в библиотеке имелись. Можно лишь догадываться, когда и как они туда попали, но если вспомнить, что до первой берлинской поездки Керкегор не проявлял большого интереса к Шеллингу, книги были приобретены, скорее всего, во время или после поездки в Берлин. Среди них – переведенная Беккером работа Кузена 1834 г. со знаменитым предисловием [Cousin 1834] (ASKB 471) – которое, впрочем, у Керкегора нигде не упоминается. Был там также том «Philosophische Schriften» 1809 года (ASKB 763) (6), содержащий, среди прочего, единственное существовавшее при жизни Керкегора издание «Исследований о сущности человеческой свободы». Этот трактат разбирают всегда, когда заходит речь об отношении Керкегора к Шеллингу. Назовем также «Лекции о методе университетского образования» (ASKB 764) (7), приобретенные, вероятно, в связи с лекциями Маргейнеке, в которых часто цитируется эта работа. Имелось и второе издание диалога «Бруно» 1842 г. (ASKB 765) (8), включенного в 12-ую лекцию самим Шеллингом. Естественным выглядит и то, что Керкегор купил издание первой берлинской лекции Шеллинга (ASKB 767) (9), а также «Посмертные сочинения» Стеффенса 1846 г. с его предисловием [Schelling 1846] (ASKB 799).

Всего подписок: 1, всего просмотров: 909

Оценка читателей: голосов 0

1. Brinkmann, Klaus (1976) СSchellings Hegel-KritikТ, Die ontologische Option. Studien zu Hegels Propadeutik, Schellings Hegel-Kritik und Hegels Phanomenologie des Geistes, hrsg. Klaus Hartmann, Walter de Gruyter, Berlin, New York, pp. 117Ц210.

2. Erhard, Oeser (1965) Die Antike Dialektik in der Spatphilosophie Schellings. Ein Beitrag zur Kritik des Hegelschen Systems, R. Oldenbourg, Vienna.

3. Estermann, Alfred (1995Ц1996) Inhaltsanalytische Bibliographien deutscher Kulturzeitschriften des 19. Jahrhunderts, Bd. 1Ц3, Saur, Munich.

4. Frank, Manfred (1975) Der unendliche Mangel an Sein. Schellings Hegelkritik und die Anfange der Marxschen Dialektik, Suhrkamp, Frankfurt am Main (2. ausg. 1992, Fink, Munich).

5. Hirsch, Emmanuel (1965) СKommentar zu der Ubersetzung von Der Begriff AngstС, Kierkegaards Gesammelte Werke, Abt. 11 und 12, Eugen Diederichs Verlag, Dusseldorf.

6. Reardon, Bernard Morris Garvin (1984) СSchellingТs Critique of HegelТ, Religious Studies, vol. 20 (1984), pp. 543Ц557.

7. Schmidt, Friedrich W. (1971) Zum Begriff der Negativitat bei Schelling und Hegel, Metzler, Stuttgart.

8. Theunissen, Michael (1993) Der Begriff Verzweiflung. Korrekturen an Kierkegaard, Suhrkamp, Frankfurt an Main.

9. Thulstrup, Niels (1955) СDie historische Methode in der Kierkegaard-Forschung durch ein Beispiel beleuchtetС, Symposium Kierkegaardianum, udg. af Wilhelm Anz et al., Munksgaard, Kobenhavn, pp. 281Ц318.

10. White Alan (1983) Absolute Knowledge: Hegel and the Problem of Metaphysics, Ohio University Press, Athens, Ohio.

11. Wild, Peter (1994) Die Selbstkritik der Philosophie in der Epoche von Hegel zu Nietzsche, Peter Lang Frankfurt am Main.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх