История формирования национальных моделей профессии химика

 
Код статьиS020596060007324-8-1
DOI10.31857/S020596060007324-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, 125315, Москва, ул. Балтийская, д. 14
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 40 №4
Страницы684-698
Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты процесса формирования профессиональных сообществ химиков в Германии, Франции, Великобритании, США и России с конца XVIII до второй половины XX столетия. Основной акцент сделан на изучении важнейших элементов системы когнитивно-институциональных структур (исследовательских лабораторий и химических обществ). К ним относятся химические лаборатории научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и промышленных предприятий, а также химические общества научной и научно-практической направленности. Предложен подход для построения моделей профессии химика. Исследован механизм функционирования когнитивно-институциональных структур в национальных социумах в конкретных пространственно-временных координатах. Он связывает в единый комплекс инновационную деятельность химиков с их профессионализацией и социализацией. Проведен историко-сравнительный анализ национальных моделей профессии химика. Выявлены социокультурные, экономико-политические и когнитивно-институциональные факторы, определившие становление и дальнейшее развитие научно-образовательной и производительной сферы в экономически развитых странах мира.

Ключевые словапрофессиональное сообщество химиков, когнитивно-институциональные структуры, профессиональная мобильность химиков, история химии и химической промышленности, Германия, Франция, Англия, США, Россия
Получено15.12.2019
Дата публикации16.12.2019
Кол-во символов33330
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Несмотря на глобализацию современного мира, в нем сохраняется национальная специфика форм и способов организации и функционирования различных профессиональных сообществ. В данной статье это положение будет проиллюстрировано на примере профессионального сообщества химиков (ПСХ), обладающего огромным социокультурным и экономическим потенциалом, что позволяет ему играть ключевую роль в научно-техническом прогрессе. Изучая его становление и развитие в экономически развитых странах – Великобритании, Франции, Германии, США и России, – мы попытаемся хотя бы в общих чертах описать национальные модели профессии химика, сложившиеся в этих странах к середине ХХ столетия. Особое внимание при этом будет уделено значению для формирования национальных моделей химика таких институциональных элементов науки, как исследовательские лаборатории и научные общества.
2 Ключевые события в формировании ПСХ пришлись на последнюю четверть XVIII – первую половину XIX в. Во-первых, химия стала самостоятельной научной дисциплиной с обязательным ее преподаванием на специализированных кафедрах высших учебных заведений. Во-вторых, возникла химическая промышленность в современном ее понимании, как совокупность взаимосвязанных производств. С появлением комплекса «химическая наука – химическое образование – химические технологии» о ПСХ уже можно говорить как о сообществе специалистов, взаимодействующих друг с другом, в рамках которого происходит движение химического знания с момента его возникновения и до практической реализации. Это движение происходит в раз- личных циклах лабораторных, производственных и образовательных процессов, где химическое знание генерируется, фиксируется, транслируется и адаптируется для практического применения. Сама логика развития ПСХ ведет к появлению необходимых для инновационной деятельности и социализации его членов когнитивно-институциональных структур (исследовательских лабораторий, учебных кафедр, научных и научно-практических обществ, патентно-информационных организаций, редакций специализированных журналов и т. д.). Изучение этих структур во взаимосвязи друг с другом является ключом к разработке национальных моделей профессии химика.
3 Базисной структурой инновационной деятельности для химиков является исследовательская лаборатория. Ее прототип возникает, как отмечает П. П. Гайденко, когда «наука выводится из монашеской кельи и средневекового университета в мастерскую, в поле, в химическую лабораторию»1. До XIX в. большинство химических лабораторий создавались для проведения прикладных исследований, хотя в них осуществлялись и работы фундаментального значения. Прогресс экспериментальной науки содействовал развитию университетского образования, что привело к появлению нового типа химических лабораторий с коллективными исследованиями и целенаправленной под- готовкой научных кадров. Раньше всего эта задача начала решаться в немецких университетах, ставших поставщиками химиков не только для своей страны, но и для других государств Европы, Америки и Азии. 1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: Per Se; СПб.: Университетская книга, 2000.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 460

Оценка читателей: голосов 0

1. Aleksandrov, D. A. (ed.) (2014) Nauka po-amerikanski: ocherki istorii [Science, American-Style: Historical Essays]. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie.

2. Aris, R. (1977) Academic Engineering in an Historical Prospective, Industrial and Engineering Chemistry. Fundamentals, vol. 16, no. 1, pp. 1–10.

3. Beavers, E. M., and Nodine, B. F. (1985) Evolution of the Profession of Research Chemist in Industry, Journal of Chemical Education, vol. 62, no. 9, pp. 728–733.

4. Brodskii, A. D. (1927) Razvitiee khimicheskoi promyshlennosti na Zapade i v Amerike [TheтDevelopment of Chemical Industry in the West and in the USA]. Moskva: Aviakhim.

5. Fell, U. (2000) Disziplin, Profession und Nation: die Ideologie der Chemie in Frankreich vom Zweiten Keiserreich bis in die Zwischenkriegzeit. Leipzig: Leipziger Universit ä tsverlag.

6. Gaidenko, P. P. (2000) Istoriia novoevropeiskoi filosofii v ee sviazi s naukoi: uchebnoe posobie dlia vuzov [The History of the New European Philosophy in Its Relation to Science: A Textbook for Higher Education Institutions]. Moskva: Per Se, and Sankt-Peterburg: Universitetskaia kniga.

7. Haber, L. (1958) The Chemical Industry During the Nineteenth Century: A Study of the Economic Aspects of Applied Chemistry in Europe and North America. New York: Oxford University Press.

8. Khoffmann, R. (Hoffmann, R.) (1990) Issledovanie ili prepodavanie [Research or Teaching], Zhurnal Vsesoiuznogo khimicheskogo obshchestva, no. 3, pp. 84–87.

9. Kozlov, V. V. (1971) Vsesoiuznoe khimicheskoe obshchestvo imeni D. I. Mendeleeva (1868–1968) [D. I. Medeleev All-Union Chemical Society]. Moskva: Nauka.

10. Le Shatel’e, A. (Le Ch â telier, H.) (1928) Nauka i promyshlennost’ [Science and Industry]. Moskva: Tekhnika upravleniia. Our Origins, https://www.rsc.org/about-us/our-history/our-origins/.

11. Rodnyi, A. N. (2005) Protsess formirovaniia professional’nogo soobshchestva khimikov-tekhnologov (konets XVIII v. – pervaia polovina XX v.) [The Process of Formation of the Professional Chemical Engineering Community (Late 18 th – First Half of the 20 th Century)]. Moskva: IIET RAN, 2005.

12. Rodnyi, A. N. (2013) Nekotorye tendentsii v istorii professional’nogo soobshchestva khimikov [Some Trends in the History of the Professional Chemical Community], Sotsiologiia nauki i tekhnologii, vol. 4, no. 4, pp. 39–59.

13. Rodnyi, A. N. (2015) Lichnost’ akademika V. N. Ipat’eva: formirovanie obraza uchenogo v sotsiume [Academician V. N. Ipatiev’s Personality: The Formation of the Image of Scientist among the Society], in: Baturin, Iu. M. (ed.) Institut istorii estestvoznaniia i tekhniki im. S. I. Vavilova. Godichnaia nauchnaia konferentsiia (2015) [S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology. Annual Scientific Conference (2015)]. Moskva: LENAND, vol. 1, pp. 49–62.

14. Schmauderer, E. (ed.) Der Chemiker im Wandel der Zeiten. Weinheim: Verlag Chemie, 1973.

15. Sonnemann, R., and Etzold, H. (1965) Patent and Monopol. Eine Studie zur Herausbildung von Monopolen unter dem Einfluss des Patentwesens, Jahrbuch f ü r Wirtschafts-geschichte, part 1, pp. 121–129.

16. Thackray, A., Sturchio, J., Caroll, P., and Bud, R. (1985) Chemistry in America, 1876–1976: Historical Indicators. Dordrecht: D. Reidel.

17. Uikkenden, V. E. (Wickenden, W. E.) (1934) Sravnitel’nyi ocherk tekhnicheskogo obrazovaniia v Evrope i SShA [A Comparative Study of Engineering Education in the United States and in Europe]. Moskva and Leningrad: Izdatel’stvo NKTP, 1934.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх