Genealogy of Intellectuals by Alexander Kojève

 
PIIS004287440007531-9-1
DOI10.31857/S004287440007531-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University "Higher School of Economics"
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 12
Pages118-131
Abstract

The article holds the idea that for A. Kojève during his lecture course «Introduction to Hegel's Reading» the central figure of the course was «Gestalt» of the Intellectual. The author of the article emphasizes: the beginning of the transition from Master–Slave relationship to the bourgeois world, Kojève sees in times of the late Roman Empire, and with the beginning of Modernity we have to do with the predominance of bourgeois as a human type. The Intellectual of Kojève represents as a kind of bourgeois, namely of the poor bourgeois wanting to be rich. The author traces the thought of Kojève: beginning with the humanists of Renaissance through moralists of the 16th century he comes to Enlightenment, which prepared the French Revolution and Napoleon’s Empire. With the fall of this Empire and the development of bourgeois national states («Slave without Master» or «Slave of the Capital») once more emerges the figure of the Intellectual (Romanticism, Liberalism) and the typical for this figure «Republic of Letters» reappear for Kojève. The article focuses on the fact that the Intellectual don’t like to sacrifice anything for Truth, Goodness or Beauty, he strives only for self-realization. The author comprehends the following reasoning of Kojève: the wish of recognition of Intellectual for him is simply a caricature of the authentic pursuit of universal recognition of the Citizen. For the last one, we must fight and risk our lives, while the Intellectual wants to stay «over the fray».

KeywordsMaster, Slave, Phenomenology, Modernity, Bourgeois, Enlightenment, Revolution, Romanticism, Intellectual
AcknowledgmentThe research is carried out at expense of RFBR, project Crossroads of cultures in the XX century: European philosophy with Russian roots (A. Koyré, A. Kojève and I. Berlin).
Received10.12.2019
Publication date11.12.2019
Number of characters49762
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Курс лекций, который Александр Кожев читал в высшей школе практических исследований в 1934‒39 гг. назывался «Религиозная философия Гегеля», поскольку должен был служить продолжением религиоведческих курсов А. Койре. Так как в действительности содержание далеко выходило за пределы названия, то издавший свой конспект и рукописи ряда лекций Р. Кено предложил заглавие «Введение в чтение Гегеля». Хотя формально этот 600-страничный том представляет собой комментарий к «Феноменологии духа», излагаемые в нем идеи далеки от гегелевской философии. Утверждая, что феноменология Гегеля «столь же «экзистенциальна» как феноменология Хайдеггера», Кожев поясняет: «Что бы ни думал по этому поводу сам Гегель, Феноменология представляет собой философскую антропологию» [Kojève 1947, 39]. Онтология Гегеля в «Феноменологии» (в отличие от поздних трудов) есть «онтология Человека», поскольку, говоря о «духе», он имеет в виду исключительно человеческое бытие. Иначе говоря, онтология Гегеля есть антропология, а феноменология есть «идеизирующая абстракция», т.е. рассмотрение конкретного человека, конкретных исторических эпох. Сущность человека есть совокупность возможностей его исторических проявлений, когнитивных и аффективных потенций, способностей действовать. Они менялись на протяжении истории, поскольку та или иная культура, эпоха, социальное окружение способствуют реализации только некоторых из них. А потому «Феноменология духа» есть описание следующих друг за другом форм («гештальтов»), в которых происходила реализация этой сущности. Она представляет собой своего рода «интериоризирующее воспоминание» (Er-innerung) завершившейся человеческой истории. Сама диалектика для Кожева ограничивается человеческой историей, миром мышления, труда и борьбы людей – никакой «борьбы противоположностей» нет в природе, «понять диалектически» ‒ значит понять исторически, не sub specie aeterni, но как творческое движение, результат замысленного человеком проекта, где не только результат зависит от проекта, но и проект от предполагаемого результата [Kojève 1947, 377]. Диалектична не природа, а человеческое «бытие-в-мире».
2 Но не только феноменология Гуссерля и Daseinsanalytik Хайдеггера входят в эту интерпретацию. Хотя лишь несколько раз им упоминается Маркс, след марксизма очевиден. Кожев пишет о труде, который создает человека, а затем ведет его вперед в истории. Понятийное познание и труд являются двумя сторонами одной медали. Наконец, двигателем истории является борьба Господина и Раба, в которой часто узнается борьба классов. Гегелевская система не только сводится к антропологии, а тем самым к исторической последовательности человеческих типов, она и социологизируется, поскольку человек есть «общественное животное», а сами эти типы представляют собой группы со своими навыками, интересами и установками. Французские историки той поры стали употреблять словосочетание «история ментальностей» ‒ оно также восходит (через труды В. Зомбарта) к немецкой «истории духа» (Geistesgeschichte). Кожев именует гегелевскую смену один на другой таких «гештальтов» дескрипцией «саморазрушения идеологий». Каждая из них претендует на истинность, но истинной оказывается сама Феноменология, как связный и полный рассказ о всех предшествующих идеологиях [Kojève 1947, 86].

Number of purchasers: 0, views: 1554

Readers community rating: votes 0

1. Berger, Peter L., Luckmann, Thomas (1966), The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge, Anchor Books, New York (Russian Translation, 1995)

2. Febvre, Lucien (1953), Combats pour l’histoire, A. Colin, Paris (Russian Translation, 1991).

3. Schmitt, Carl (1925), Politische Romantik, Verlag von Duncker und Humbolt, Munchen, Leipzig (Russian Translation, 2015).

Система Orphus

Loading...
Up