Hermeneutics as Metaphysics (Narratological Aspects of Interpretation)

 
PIIS004287440007518-4-1
DOI10.31857/S004287440007518-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: School of Arts and Humanities, of the Far Eastern Federal University
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 12
Pages5-9
Abstract

The article is devoted to understanding the methodological status of modern hermeneutics, which acquires features characteristic of a metaphysical view of the world ‒ its vision of social and humanitarian reality is ontologized. In Russian philosophy, the problems of hermeneutics as a methodology of humanitarian knowledge were dealt with by Gustav Gustavovich Shpet. He developed the original “philosophy of the Word”, in which special attention was paid to the procedures of understanding and interpretation. The interpretation of the meanings of statements becomes for him the starting point and the most important component of the philosophical discussion of the world (“the whole Universe is the Word”), and it is in this quality that hermeneutics comes into contact with the story (narrative) and acquires the status of the methodological foundation of the social sciences and humanities. In the manuscript “Hermeneutics and its problems”, Shpet examines the problems of interpretation and explanation in historical development, fixing the moments of change and expansion of hermeneutical problems in various historical eras. The original interpretation of hermeneutics as a Shpet methodology remains relevant for modern philosophy. The article shows that the idea that hermeneutics is first and foremost an intellectual practice immersed in the objective content of the social-humanitarian vision of reality gains particular significance today. Moreover, such a vision is not oriented towards the analytic dismemberment of the whole but is directed towards the cultural-historical perspective that holds the whole, which, in fact, gives this vision objectivity. According to the author, modern hermeneutics is in demand precisely as an ontologized philosophical methodology of social-humanitarian knowledge.

Keywordshermeneutics, philosophy, metaphysics, ontology, method, social-humanitarian knowledge, cultural-historical context, interpretation
AcknowledgmentThe research is carried out at expense of RFBR, project № 18-011-01252 «Historical Memory and Historical Understanding: Epistemological Risks of Appeal to Narrative».
Received10.12.2019
Publication date11.12.2019
Number of characters8064
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Современная философская герменевтика буквально нацелена на выявление конкретных исторических и культурных контекстов предметности, рассматриваемой в ходе социально-гуманитарных (и, в значительной части, фундаментальных естественнонаучных) исследований. Она сегодня фактически погружена в онтологическую тематику, обращена к проблемам бытия, поскольку в современной интеллектуальной культуре существование означает понимание. В этом развороте герменевтики к онтологии есть заслуга и Г.Г. Шпета [Шпет 2005], причем состоит она, прежде всего, в том, что он проецировал герменевтику на методологический опыт исторического повествования, с одной стороны, и соотносил ее с феноменологическим видением реальности, с другой. Кроме того, в концепции «внутренней формы слова» он акцентировал внутреннюю связность, если угодно, целостность языковой формы осмысления предметной реальности. Именно таким образом он представлял главную функцию герменевтики – реконструировать проблемные контексты предметности с целью понимания ее как текста.
2 Представляется, что сегодня, опираясь на эти герменевтические идеи Шпета, мы можем выйти к новым методологическим стратегиям, где соотносятся истолкование и высказывание (нарратив). И прежде всего потому, что Шпет в процессе анализа герменевтических концепций акцентирует внимание именно на проблеме выражения мысли для другого. Он задает вопрос о том, как возможно понимающее высказывание в связном тексте. В современной трактовке это может быть представлено как обращение к нарративным аспектам понимания и общения. Действительно, сегодня под текстом понимаются практически все формы гуманитарной, знаково-символической по сути, реальности (в том числе и комиксы, и музыкальные композиции), а способами работы со знаковыми формами текста являются процедуры интерпретации и истолкования, с помощью которых можно выявить культурно-исторические смыслы словесно представленных знаков и символов. А это значит, что мы можем рассмотреть современную проблематику нарратологии в контексте историко-герменевтических исследований (причем не только Шпета, но и Гадамера, и Рикера) и осмыслить их методологическую эффективность.
3 Надо признать, что ХХ в., частично преодолев метафизику в науках о природе, выводил самобытность научного гуманитарного знания (онтологию наук о духе) из «герменевтико-феноменологической» метафизики человеческого бытия. В метафизических повествованиях раскрывается необходимость существования, поскольку она всегда незримо присутствует в человеческих высказываниях не как порождение определенной культуры или образования, но в качестве неотъемлемой черты человеческого общения. Представители герменевтики ХХ в. именно посредством онтолого-метафизических интерпретаций гуманитарной проблематики выявили ряд существенных черт таких специфических для всего социально-гуманитарного знания категорий как мышление, язык, высказывание и повествование. И в философско-гуманитарных исследованиях второй половины ХХ в. уже довольно смело зазвучали высказывания о том, что герменевтика может занять место метафизики и стать «новой онтологией» [Zimmerli 1986, 331]. Причем, в этой онтологии отчетливо заметна тенденция нарративизации (исследователи отмечают, что метафизика и герменевтика в современной философии совпадают посредством онтологической проблематики, к которой можно отнести и исследования «нарративных секвенций» [Соколов 1998, 8]).

Number of purchasers: 0, views: 1860

Readers community rating: votes 0

1. Azhimov, Felix E. (2011) Metaphysical Foundations of Humanitarian Knowledge, FEFU, Vladivostok (In Russian).

2. Azhimov, Felix E. (2019) ‘Narratological Aspects of Hermeneutics and Metaphysics (Experience of Historical and Philosophical Interpretation)’, The Hermeneutic Tradition in Russia: Current Contexts and Contemporary Problems, eds. Tatiana Shchedrina, Boris Pruzhinin, CGI Print, Moscow, St. Petersburg (In Russian).

3. Sokolov, Boris G. (1998) Hermeneutics of Metaphysics, Publishing House of St. Petersburg University, St. Petersburg (In Ruissian).

Система Orphus

Loading...
Up