О конференции «XIII Кагановские чтения. Коммуникативные стратегии в современной художественной культуре»

 
Код статьиS004287440007366-7-1
DOI10.31857/S004287440007366-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: РГПУ им. А.И.Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы215-220
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов20328
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Эта конференция состоялась в мае 2019 г. в Институте философии Санкт-Петербургского Государственного университета. Она была организована кафедрой культурологии, философии культуры и эстетики. Конференция посвящена обсуждению теоретического наследию Моисея Самойловича Кагана, яркого и самобытного представителя отечественной эстетики 1960–1990-х гг. Более 40 лет он посвятил укреплению статуса эстетики как фундаментальной философской дисциплины, много сделал для признания философским сообществом теоретической ценности эстетики. Его творческое развитие шло по пути расширения проблемно-концептуального поля ― от филологии и искусствознания к эстетике, от эстетики к философии культуры, от нее к аксиологии и дальше к философии человека и метафизике бытия. Это движение отражено в научных трудах М.С.Кагана: «Морфология искусства» (1972), «Человеческая деятельность» (1975), «Эстетика как философская наука» (1997), «Мир общения: проблема межсубъектных отношений» (1988), «Философия культуры. Становление и развитие». (1995), «Философская теория ценностей» (1997), «Се человек... Жизнь, смерть и бессмертие в “волшебном зеркале” изобразительного искусства» (2003), «Введение в историю мировой культуры» (2003) «Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении» (2006).
2 Другой особенностью научного мышления М.С. Кагана являлся постоянный интерес к методологическому самосознанию науки и особенностям эстетической рефлексии, что проявилось в его актуальных и вызывающих заинтересованные дискуссии многочисленных работах, посвященных системному подходу и синергетике. Интерес к проблемам методологии гуманитарного знания и междисциплинарным исследованиям всегда был сопряжен со стремлением внедрить общенаучные методы, как, например, системный или синергетический подходы, в конкретные области гуманитарных исследований ― философию общения, эстетику, историю и теорию культуры, аксиологию.
3 Каждая из прошедших конференций «Кагановские чтения» посвящена актуальным проблемам гуманитарного знания, эстетики и философии культуры, вошедшим в круг научных интересов М.С.Кагана. Среди них: «Эстетика и эстетическое отношение: феномен и рефлексия», «Художественный хронотоп. Новые подходы», «Философские проблемы истории искусства», «Актуальные художественные практики и их теоретическое осмысление», «Философия образования и искусство». В 2019 г. темой Кагановских чтений стала проблема коммуникативных стратегий в современной художественной культуре.
4 Это связано с тем, что одной из значительных работ М.С. Кагана по теории культуры и эстетике была монография «Мир общения: проблема межсубъектных отношений» о диалогических отношениях в культуре и искусстве. Именно концепция искусства как общения, рождавшаяся в 1970–80-е гг. XX столетия, во многом отвечала культурным реалиям своего времени. С тех пор в бытии искусства и в культуре многое изменилось ― соответственно изменилась философско-эстетическая рефлексия, появились новые подходы к осмыслению проблемы коммуникативных отношений. И сегодня важно понять, сохраняют ли свою теоретическую значимость идеи середины XX в. о смыслах диалога субъектов в культуре и искусстве или они уже не входят в пределы современных коммуникативных стратегий. Именно это составило основную тематику конференции.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 922

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх