История и теория культуры: Альманах. Выпуск 2 (2018) / Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

 
Код статьиS004287440007174-6-1
DOI10.31857/S004287440007174-6
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва История и теория культуры: Альманах. Выпуск 2 (2018) / Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ,
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы215-216
Аннотация

         

Ключевые слова
Получено09.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов7939
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Рецензируемый альманах представляет собой второй выпуск продолжающегося издания, в редакционную коллегию которого входят ведущие специалисты философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в области культурологии: А.А. Кротов (гл. ред.), М.О. Кедрова (отв. ред.), М.И. Свидерская, Т.Ю. Бородай и др., а также их коллеги из других вузов (например, А.Л. Доброхотов).
2 Содержание тома отражает современное состояние российской науки о культуре: под одной обложкой объединены статьи, написанные философами, филологами, искусствоведами, востоковедами, музееведами, музыковедами, медиевистами. И хотя данный выпуск посвящен юбилею доктора искусствоведения, профессора М.И. Свидерской, искусствоведческой проблематикой он не исчерпывается – его тематика охватывает различные аспекты философии культуры, эстетики, истории зарубежной философии, феноменологии, психологии, текстоведения, индологии, сакральной топографии, археологии, религиоведения и других гуманитарных дисциплин, что лишний раз подчеркивает его ярко выраженную междисциплинарность.
3 Открывает издание текст доклада М.И. Свидерской, прозвучавшего на российско-итальянской конференции «Джордано Бруно в контексте российской и мировой культуры». М.И. Свидерская делится с читателями своими наблюдениями в области поэтики мифологических сюжетов, излюбленных корифеями Ренессанса. Автор приходит к выводу, что и для художника Караваджо и для мыслителя-пантеиста Дж. Бруно было характерно восприятие действительности как «здесь-и-сейчас-бытие», что позволяет сближать и сопоставлять точки зрения этих двух итальянцев, живших в одно и то же время (раннего барокко), но чье художественное и философское творчество развивалось независимо друг от друга.
4 И.Н. Духан (Беларусь) продолжает проблематику, затронутую М.И. Свидерской, акцентируя внимание на актуальности изучения искусства барокко в наше время. Его текст – это анализ вклада юбиляра в современное российское искусствознание. Он отмечает характерный для творчества М.И. Свидерской органичный сплав жанров «новеллы» и «романа», прошедших закалку в философском горниле «науки логики» (с. 19).
5 В статье В.В. Миронова «Молодость и старость как культурная дилемма» обсуждаются извечные вопросы противопоставления культур «отцов и детей», подчеркивается недопустимость конфронтации этих культур, приветствуется равноправный межпоколенческий диалог (с акцентом на возрастных характеристиках и возможностях его участников) в условиях сосуществования и ситуации мультикультурализма.
6 Востоковед-индолог В.В. Вертоградова представила ценный не только для культурологов, но и для религиоведов наглядный материал, касающийся семантики буддийских ступ (см. с. 36–43). Поскольку М.И. Свидерская внесла большой вклад в изучение пространственных искусств, обращение к мемориальной культуре древней и средневековой Индии в аспекте анализа смысловых пластов архитектоники культовых сооружений представляется вполне оправданным. Индологическую и буддологическую тематику продолжила А.В. Ложкина своим анализом субъекта и метода феноменологической редукции на примере трактата «Катхаваттху 1.1» из корпуса «Абхидхамма-питаки».

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1096

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх