Естествознание как коллективный познавательный процесс: философские аспекты (о научном семинаре)

 
Код статьиS004287440007173-5-1
DOI10.31857/S004287440007173-5
Тип публикации Обзор
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальная Ускорительная Лаборатория им. Э. Ферми
Адрес: США, Батавия
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы210-214
Аннотация

       

Ключевые слова
Источник финансированияУчастие Пронских В.С. в семинаре было частично поддержано РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00046.
Получено09.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов17430
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 28 мая 2019 г. состоялся расширенный семинар сектора философии естественных наук Института философии РАН по теме: «Естествознание как коллективный познавательный процесс: философские аспекты». В рамках семинара был заслушан доклад «Коллективный экспериментатор большой науки и методы его исследования», который представил В.С. Пронских, работающий в Национальной Ускорительной Лаборатории им. Э. Ферми, США. Семинар был посвящен безвременно ушедшему от нас профессору А.И. Липкину, с которым В.С. Пронских работал длительное время и под руководством которого защитил кандидатскую диссертацию по философии науки.
2 C содокладом «Подводные камни на пути строительства «коллективного субъекта» в науке и философии» выступил А.Н. Павленко, руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН.
3 Этому событию предшествовало обсуждение статьи А.А. Крушанова «Эпистемология коллективного субъекта как самостоятельный домен философии науки», которую он разослал 2 апреля 2019 г. и представил на заседании сектора философии естественных наук, образованного 1 января 2019 г. на базе двух секторов: сектора философских проблем естествознания и сектора био- и экофилософии.
4 Конечно, понятие коллективного субъекта в философии не является новацией. Политологи прочитывают его уже у Жан-Жака Руссо. Сам А.А. Крушанов ссылается на работы академика РАН В.А. Лекторского (Лекторский В.А., Субъект, объект, познание. М., 1980), который, в частности, пишет, что «есть серьезные основания считать, что развитие культуры и познания (в частности, научного) может быть понято лишь при учете коллективных процессов» (Лекторский В.А. Субъект // Новая философская энциклопедия, т.3. М., 2010).
5 А.А. Крушанов одним из первых начал обсуждение этой проблемы в контексте российской философии науки. В своей рукописи он пишет: «… есть впечатление, что представления о деятельности коллективного познающего субъекта уже активно, хоть и не вполне явно, введены и развиваются, например, в рамках неотъемлемых от современной философии науки представлений о «научных сообществах» (Р. Мертон, Т. Кун и др. исследователи). Однако размышление над этим нововведением в философии науки показывает, что оно “не совсем о том”. Ведь эти новации охарактеризовали социальную сторону научной деятельности, но не дали ничего нового собственно эпистемологии неиндивидуальных познавательных процессов, поскольку оперируют по сути с образом парадигмализированного индивидуального познающего субъекта, хоть и растянутым на группу исследователей. То есть даже идея научного сообщества в эпистемологическом плане по сути лишь фиксирует факт экстериоризации, проецирования парадигмы на некоторое множество познающих субъектов, но никак не прибавляет нового знания к уже сложившейся парадигмальной модели.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1275

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх