“Person” and “Communion”: from Berdyaev to Mounier

 
PIIS004287440007169-0-1
DOI10.31857/S004287440007169-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: The Orthodox Center for Studies and Research "Dumitru Stăniloae"
Address: 9 bis, rue Jean de Beauvais, 75005, Paris, France
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 10
Pages132-141
Abstract

This article focuses on the relationship between Nicolas Berdyaev and Emmanuel Mounier, which remains a scantily researched area. Launching a critique of individualism and collectivism of his time, Berdyaev presents himself an intransigent defender of the ideas of personality and communality. Thus, he becomes an important source of inspiration for Mounier, a member of the Esprit movement, which had declared in the 1930s a need for personalist and communitarian revolution in France and abroad. The article answers three questions: What was the relationship between the two thinkers in the 1930s, when French personalism emerged? What was Berdyaev’s perspective on person and communion? What was Mounier’s approach, and how close was it to Russian philosopher’s attitude? The author’s final purpose is to make clear the points of affinity between these two thinkers.

Being no expert in Russian, the author of the article, quoting N. Berdyaev, used French and English translations and made references to them, rather than to his works in Russian. The translator, citing Berdyaev’s original Russian texts, used the author's references to European editions.

KeywordsE. Mounier, N. Berdyaev, J. Maritain, personalism, individualism, collectivism, person, individual, communion, spirit, freedom, love, “Esprit”
Received10.10.2019
Publication date02.12.2019
Number of characters29653
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Эммануэль Мунье1, которого Dictionnaire des philosophes характеризует как представителя «коммунитарного персонализма» 1930-х годов [Domenach 2006, 1167], относится к генерации французских мыслителей, посвятивших себя поиску «третьего пути» развития социума, отличного и от общества капиталистического индивидуализма, и от общества коммунистического коллективизма: в первом не отражается ценность личности, во втором – подлинная общность. С точки зрения будущего, пригодно только то социальное устройство, в котором равно учтены и личность, и общность. Аналогичное неприятие индивидуалистического капитализма и коллективистского коммунизма обнаруживается, начиная с 1920-х годов, и у Николая Бердяева – «самого известного на Западе русского философа» [Obolevitch 2014, 189]. В «Опыте философской автобиографии» он неоднократно говорит о себе как о «персоналисте» [Berdiaev 1958, 123, 227, 305–307], всю жизнь сражавшемся за «идею центрального и верховного значения личности» [Berdiaev 1958, 367]. А наиболее развитым типом общества для него является то, в котором «...соединяются принцип личности и принцип общины» [Berdiaev 2000 web]. Эта близость двух философов, один из которых – Мунье, практикующий католик [Marrou 1950, 888]2, – воспринимал другого – Бердяева – как «голос» православного мира на Западе [Mounier 1963, 509–510], является ярким свидетельством влияния последнего на европейскую мысль [Clément 2006, 223], а через него и «воздействия русских идей» на европейскую культуру [Baird 1995, 30]. 1. Детали биографии Э. Мунье см. в [Moix 1960, 9–53; Bombaci 1999].

2. Католическая теология, и в первую очередь учение Августина, занимает важное место в формировании персонализма Мунье [Petit 2006, 231–239].
2 Цель данной статьи и заключается, собственно, в том, чтобы выявить вклад Бердяева в формирование муньерианского персонализма, для чего мы сосредоточимся на трёх вопросах: какие отношения существовали между Бердяевым и Мунье в 30-е годы (особенно между 1932 и 1934 годами, т.е. в период формирования французского персонализма, так называемый «доктринальный период» журнала Esprit3 [Mounier 1967, 13]); каковы на этот момент были воззрения Бердяева на личность и общество; в чем коммунитарный персонализм Мунье был близок взглядам русского мыслителя? 3. Основанный в 1932 году группой молодых людей, этот журнал становится главным рупором французского персонализма [Comte 2005, 109–125].
3

Бердяев и Мунье: из истории отношений

4 Вспоминая в своей автобиографии о журнале «Esprit», основателем и руководителем которого был Мунье, Бердяев пишет: «Что это течение среди французской молодежи многим было обязано мне, это не раз заявляли его представители. Молодежь «Esprit» имела симпатию к персоналистической философии, которой я был самым радикальным представителем, защищая социальную проекцию персонализма, близкого к социализму не марксистского, а прудоновского типа. Эту точку зрения назвали коммюнотарным персонализмом» [Berdiaev 1958, 345]. Другими словами, идейным истоком программы журнала «Esprit», пропагандировавшего ценности как личности, так и общинности, был бердяевский подход в решении этих вопросов. Николай Александрович вспоминал, что молодые сотрудники журнала, как и представители других персоналистических движений во Франции, называли его «своим учителем» [Berdiaev 1958, 324]. В 1948-м, за два года до смерти, Мунье подтвердил эти слова Бердяева: «...персоналисты… признавали его идеи одним из истоков своих воззрений» [Mounier 1969, 19]. Необходимо привести еще одно, датируемое тем же годом, свидетельство (Мунье вспоминает о времени, когда формировалась программа журнала «Esprit»): «Мы стремились занять такую позицию, которая позволяла бы нам находиться где-то между Бергсоном и Пеги, Маритеном и Бердяевым, Прудоном и де Маном» [Mounier 1948, 681]. При этом и Маритен, и Бердяев входили в непосредственное окружение молодого Мунье и участвовали в подготовке первого номера «Esprit» (1932). Как отмечает Катрин Бэрд, влияние на Мунье Маритена весьма подробно исследовано, в силу значимости этого мыслителя для французского католицизма XX века4; что же касается Бердяева, то его роль в идейном формировании философов группы «Esprit» еще мало изучена [Baird 1995, 31–32]. В то же время, если верить Люролю, «...влияние Бердяева на Мунье было столь же значимым, как и влияние Маритена» [Lurol 2000, 72]. 4. На эту тему см. [Amato 1957].

Number of purchasers: 1, views: 1690

Readers community rating: votes 0

1. Berdiaev, Nicolas A. (1932)à ”Verite et mensonge du communisme”, Esprit, Vol. 1 (1932), pp. 104–128.

2. Berdiaev, Nicolas A. (1932)b Le christianisme et la lutte des classes, Editions Demain, Paris.

3. Berdiaev, Nicolas A. (1933) ”Le christianisme russe et le monde bourgeois”, Esprit, Vol. 6 (1933), pp. 933–941.

4. Berdiaev, Nicolas A. (1936) 5 meditations sur l'existence: solitude, societe et communaute, trad. par I. Vilde-Lot, Montaigne, Paris.

5. Berdiaev, Nicolas A. (1937) ”Personne humaine et marxisme”, Le communisme et les chretiens, Plon, Paris, pp. 178–202.

6. Berdiaev, Nicolas A. (1943) Esprit et realite, Montaigne, Paris.

7. Berdiaev, Nicolas A. (1946) De l’esclavage et de la liberte de l’homme, trad. par S. Jankelevitch, Aubier, Paris.

8. Berdiaev, Nicolas A. (1958) Essai d’autobiographie spirituelle, trad. par E. Belenson, Chastel Correa, Paris.

9. Berdiaev, Nicolas A. (1984) Esprit et liberte, trad. revue par O. Clement, Desclee de Brouwer, Paris.

10. Berdiaev, Nicolas A. (1985) Le nouveau Moyen Age, trad. par J.-C. Marcade et S. Siger, L’Age d’Homme, Lausanne.

11. Berdyaev Nikolai A. (2000) web, „My philosophic World-outlook”, http://www.berdyaev.com/berdiaev/berd_lib/1952_476.html

12. Chronique des Amis d'Esprit (1934), Esprit, vol. 21, pp. 518–521.

13. Maritain, Jacques (1992) ”Le paysan de la Garonne”, ?uvres completes, vol. 12, Saint-Paul, Paris.

14. Marrou, Henri-Irenee (1950) ”Un homme dans l’Eglise”, Esprit, vol. 174 (1950), pp. 888–904.

15. Mounier, Emmanuel (1932) ”Refaire la Renaissance”, Esprit, vol. 1 (1932), pp. 5–51.

16. Mounier, Emmanuel (1933)a “Confession pour nous autres chretiens”, Esprit, vol. 6 (1933), pp. 873–896.

17. Mounier, Emmanuel (1933)b ”Argent et vie privee”, Esprit, vol. 13 (1933), pp. 55–67.

18. Mounier, Emmanuel (1934) ”Qu’est-ce que le personnalisme?”, Esprit, vol. 27 (1934), pp. 357–367.

19. Mounier, Emmanuel (1948) ”Plaidoyer pour l’enfance d’un siecle”, Esprit, vol. 160 (1948), pp. 74–85.

20. Mounier, Emmanuel (1961) ?uvres, t. 1, Seuil, Paris.

21. Mounier, Emmanuel (1963) ?uvres, t. 4, Seuil, Paris.

22. Mounier, Emmanuel (1969) ”Nicolas Berdiaeff, premier humaniste de l’Europe nouvelle”, Bulletin des Amis d’Emmanuel Mounier, 33 (1969), pp. 18–20.

23. Mounier, Emmanuel (2017) Entretiens:1926–1944, Presses universitaires de Rennes, Rennes.

24. Nos positions (1934), Esprit, vol. 16 (1934), p. 5–7.

Система Orphus

Loading...
Up