«Личность» и «общение»: от Бердяева к Мунье

 
Код статьиS004287440007169-0-1
DOI10.31857/S004287440007169-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Православный учебно-исследовательский центр «Думитру Станилое»
Адрес: Франция, Париж
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы132-141
Аннотация

Статья посвящена до сих пор недостаточно изученным отношениям Николая Бердяева – неустанного критика индивидуализма и коммунистического коллективизма, сторонника идей личности и общинности – и французского философа Эммануэля Мунье – представителя движения Esprit, в 1930-е годы провозгласившего своей целью осуществление персоналистской и коммунитарной революции во Франции и за ее пределами. Концепция Н. Бердяева рассматривается автором как один из важных идейных источников Э. Мунье. Исходя из этого, автор выстраивает статью вокруг обсуждения трех следующих вопросов: какие отношения связывали обоих мыслителей в 1930-е годы, т.е. в период становления французского персонализма; каковы были взгляды Бердяева относительно личности и общения (общины); каким был подход Мунье к этим же темам и чем он близок подходу русского философа? Конечной целью данного исследования было выявить точки соприкосновения в позициях двух мыслителей. 

Автор статьи, не являющийся специалистом по русской философии, цитируя Н. Бердяева, использовал французские и английские переводы его работ и отсылал именно к ним, а не к русским изданиям. Переводчик статьи, приводя цитаты из Бердяева по оригинальному, русскому тексту, сохранил при этом исходные авторские ссылки на европейские издания.

Ключевые словаЭ. Мунье, Н. Бердяев, Ж. Маритен, персонализм, индивидуализм, коллективизм, личность, индивид, общение, общинность, дух, свобода, любовь, “Esprit”
Получено10.10.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов29653
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Эммануэль Мунье1, которого Dictionnaire des philosophes характеризует как представителя «коммунитарного персонализма» 1930-х годов [Domenach 2006, 1167], относится к генерации французских мыслителей, посвятивших себя поиску «третьего пути» развития социума, отличного и от общества капиталистического индивидуализма, и от общества коммунистического коллективизма: в первом не отражается ценность личности, во втором – подлинная общность. С точки зрения будущего, пригодно только то социальное устройство, в котором равно учтены и личность, и общность. Аналогичное неприятие индивидуалистического капитализма и коллективистского коммунизма обнаруживается, начиная с 1920-х годов, и у Николая Бердяева – «самого известного на Западе русского философа» [Obolevitch 2014, 189]. В «Опыте философской автобиографии» он неоднократно говорит о себе как о «персоналисте» [Berdiaev 1958, 123, 227, 305–307], всю жизнь сражавшемся за «идею центрального и верховного значения личности» [Berdiaev 1958, 367]. А наиболее развитым типом общества для него является то, в котором «...соединяются принцип личности и принцип общины» [Berdiaev 2000 web]. Эта близость двух философов, один из которых – Мунье, практикующий католик [Marrou 1950, 888]2, – воспринимал другого – Бердяева – как «голос» православного мира на Западе [Mounier 1963, 509–510], является ярким свидетельством влияния последнего на европейскую мысль [Clément 2006, 223], а через него и «воздействия русских идей» на европейскую культуру [Baird 1995, 30]. 1. Детали биографии Э. Мунье см. в [Moix 1960, 9–53; Bombaci 1999].

2. Католическая теология, и в первую очередь учение Августина, занимает важное место в формировании персонализма Мунье [Petit 2006, 231–239].
2 Цель данной статьи и заключается, собственно, в том, чтобы выявить вклад Бердяева в формирование муньерианского персонализма, для чего мы сосредоточимся на трёх вопросах: какие отношения существовали между Бердяевым и Мунье в 30-е годы (особенно между 1932 и 1934 годами, т.е. в период формирования французского персонализма, так называемый «доктринальный период» журнала Esprit3 [Mounier 1967, 13]); каковы на этот момент были воззрения Бердяева на личность и общество; в чем коммунитарный персонализм Мунье был близок взглядам русского мыслителя? 3. Основанный в 1932 году группой молодых людей, этот журнал становится главным рупором французского персонализма [Comte 2005, 109–125].
3

Бердяев и Мунье: из истории отношений

4 Вспоминая в своей автобиографии о журнале «Esprit», основателем и руководителем которого был Мунье, Бердяев пишет: «Что это течение среди французской молодежи многим было обязано мне, это не раз заявляли его представители. Молодежь «Esprit» имела симпатию к персоналистической философии, которой я был самым радикальным представителем, защищая социальную проекцию персонализма, близкого к социализму не марксистского, а прудоновского типа. Эту точку зрения назвали коммюнотарным персонализмом» [Berdiaev 1958, 345]. Другими словами, идейным истоком программы журнала «Esprit», пропагандировавшего ценности как личности, так и общинности, был бердяевский подход в решении этих вопросов. Николай Александрович вспоминал, что молодые сотрудники журнала, как и представители других персоналистических движений во Франции, называли его «своим учителем» [Berdiaev 1958, 324]. В 1948-м, за два года до смерти, Мунье подтвердил эти слова Бердяева: «...персоналисты… признавали его идеи одним из истоков своих воззрений» [Mounier 1969, 19]. Необходимо привести еще одно, датируемое тем же годом, свидетельство (Мунье вспоминает о времени, когда формировалась программа журнала «Esprit»): «Мы стремились занять такую позицию, которая позволяла бы нам находиться где-то между Бергсоном и Пеги, Маритеном и Бердяевым, Прудоном и де Маном» [Mounier 1948, 681]. При этом и Маритен, и Бердяев входили в непосредственное окружение молодого Мунье и участвовали в подготовке первого номера «Esprit» (1932). Как отмечает Катрин Бэрд, влияние на Мунье Маритена весьма подробно исследовано, в силу значимости этого мыслителя для французского католицизма XX века4; что же касается Бердяева, то его роль в идейном формировании философов группы «Esprit» еще мало изучена [Baird 1995, 31–32]. В то же время, если верить Люролю, «...влияние Бердяева на Мунье было столь же значимым, как и влияние Маритена» [Lurol 2000, 72]. 4. На эту тему см. [Amato 1957].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1691

Оценка читателей: голосов 0

1. Berdiaev, Nicolas A. (1932)а ФVerite et mensonge du communismeФ, Esprit, Vol. 1 (1932), pp. 104Ц128.

2. Berdiaev, Nicolas A. (1932)b Le christianisme et la lutte des classes, Editions Demain, Paris.

3. Berdiaev, Nicolas A. (1933) ФLe christianisme russe et le monde bourgeoisФ, Esprit, Vol. 6 (1933), pp. 933Ц941.

4. Berdiaev, Nicolas A. (1936) 5 meditations sur l'existence: solitude, societe et communaute, trad. par I. Vilde-Lot, Montaigne, Paris.

5. Berdiaev, Nicolas A. (1937) ФPersonne humaine et marxismeФ, Le communisme et les chretiens, Plon, Paris, pp. 178Ц202.

6. Berdiaev, Nicolas A. (1943) Esprit et realite, Montaigne, Paris.

7. Berdiaev, Nicolas A. (1946) De lТesclavage et de la liberte de lТhomme, trad. par S. Jankelevitch, Aubier, Paris.

8. Berdiaev, Nicolas A. (1958) Essai dТautobiographie spirituelle, trad. par E. Belenson, Chastel Correa, Paris.

9. Berdiaev, Nicolas A. (1984) Esprit et liberte, trad. revue par O. Clement, Desclee de Brouwer, Paris.

10. Berdiaev, Nicolas A. (1985) Le nouveau Moyen Age, trad. par J.-C. Marcade et S. Siger, LТAge dТHomme, Lausanne.

11. Berdyaev Nikolai A. (2000) web, ДMy philosophic World-outlookФ, http://www.berdyaev.com/berdiaev/berd_lib/1952_476.html

12. Chronique des Amis d'Esprit (1934), Esprit, vol. 21, pp. 518Ц521.

13. Maritain, Jacques (1992) ФLe paysan de la GaronneФ, ?uvres completes, vol. 12, Saint-Paul, Paris.

14. Marrou, Henri-Irenee (1950) ФUn homme dans lТEgliseФ, Esprit, vol. 174 (1950), pp. 888Ц904.

15. Mounier, Emmanuel (1932) ФRefaire la RenaissanceФ, Esprit, vol. 1 (1932), pp. 5Ц51.

16. Mounier, Emmanuel (1933)a УConfession pour nous autres chretiensФ, Esprit, vol. 6 (1933), pp. 873Ц896.

17. Mounier, Emmanuel (1933)b ФArgent et vie priveeФ, Esprit, vol. 13 (1933), pp. 55Ц67.

18. Mounier, Emmanuel (1934) ФQuТest-ce que le personnalisme?Ф, Esprit, vol. 27 (1934), pp. 357Ц367.

19. Mounier, Emmanuel (1948) ФPlaidoyer pour lТenfance dТun siecleФ, Esprit, vol. 160 (1948), pp. 74Ц85.

20. Mounier, Emmanuel (1961) ?uvres, t. 1, Seuil, Paris.

21. Mounier, Emmanuel (1963) ?uvres, t. 4, Seuil, Paris.

22. Mounier, Emmanuel (1969) ФNicolas Berdiaeff, premier humaniste de lТEurope nouvelleФ, Bulletin des Amis dТEmmanuel Mounier, 33 (1969), pp. 18Ц20.

23. Mounier, Emmanuel (2017) Entretiens:1926Ц1944, Presses universitaires de Rennes, Rennes.

24. Nos positions (1934), Esprit, vol. 16 (1934), p. 5Ц7.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх