Этика преображенного Эроса в зеркале русской философии и литературы

 
Код статьиS004287440006330-8-1
DOI10.31857/S004287440006330-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы198-209
Аннотация

Статья посвящена философии преображенного Эроса, ставшей характерным явлением русской мысли последней трети XIX – первой трети XX в. и нашедшей параллели в литературе. Платоновское понимание Эроса как «рождения и творчества в красоте» соединилось на русской почве с христианской метафизикой любви, с идеей преображения человечества в Богочеловечество, а мира – в Царство Христово, где будет преодолена раздробленность бытия, достигнуто всеединство вещей и существ. Установлены связи между трактатом В.С. Соловьева «Смысл любви», где высшей задачей эротической любви было названо достижение бессмертия и всемирной сизигии, идеями Н.Ф. Федорова, выдвинувшего концепцию «положительного целомудрия», в которой половое рождение преодолевается воскрешением отцов и предков, и идеями «преобразовательной эротики» А.К. Горского, трансформирующей как человеческую телесность, так и внешнюю среду. Показано, как тема преображенного Эроса звучала в русской литературе XIX века – от «воскресительного Эроса» А.С. Пушкина до «тринитарных союзов» Ф.М. Достоевского.

Ключевые словаВ.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, А.К. Горский, Ф.М. Достоевский, этика, преображение, Эрос, религиозная философия, литература, всеединство, положительное целомудрие, бессмертие, воскрешение
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект № 17-18-01432) в ИМЛИ РАН
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов37976
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1920 – начале 1940-х гг. философ, эстетик, поэт А.К. Горский, размышляя о путях русской литературы, связанных с поисками смысла любви, обращал внимание на красноречивую закономерность: русские писатели настойчиво стремятся выйти за пределы романического сюжета, опирающегося на представление о естественной норме муже-женских отношений, согласно которой влюбленность должна перерастать в «роман», а любовное чувство – завершаться брачными узами, половым соитием и производством потомства. Беря в качестве показательного примера роман в стихах «Евгений Онегин», где «сначала Евгений отказывается “иметь роман” с Татьяной, а потом это делает Татьяна» [Горский I, 457], вспоминая героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, Горский утверждал: «Русские романы, начиная c “Онегина”, – это романы о том, что не нужно “романов”, не нужно этого осадка всяческих “трагюдий” – и “трагикомюдий”, а нужно нечто иное – нужна литургия, где в центре внимания эротически возбужденных “крест и тень ветвей”, связь с предками и обязанность к ним, вытекающая из творческой любви» [Горский II, 716].
2 В этих словах Горского обозначен аксиологический вектор отечественной философии Эроса, нашедшей свое художественное развитие у А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Ф.М. Достоевского, философское – у Н.Ф. Федорова и В.С. Соловьева и перешагнувшей вместе с деятелями русского религиозно-философского ренессанса из XIX в XX век, став частью творчества Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева и самого Горского. В них – прямое свидетельство рождения русской философии из духа литературы [Семенова 2004; Русская литература и философия 2018; Литература и религиозно-философская мысль 2018], увиденного сквозь призму становления отечественной философии Эроса [Философия любви 1990; Шестаков 1991; Исупов 1992; Семенова 1994, 202–259, 359–381; Черный 2004; Гачева 2004; Козырев 2007], которая в первой трети XX в. не только достигает своей кульминации, но и влияет на поэзию, прозу, драматургию эпохи, определяет жизнетворческую стратегию деятелей русского модернизма, трансформируясь и обретая новый язык в пореволюционные годы [Семенова 2004; Цимборска-Лебода 2004; Матич 2008; Философские эманации любви 2018].
3 Русская философия любви, составной частью которой была этика преображенного Эроса, носила подчеркнуто религиозный характер. Но это была не узкая, боязливая, стреножащая по рукам и ногам религиозность, замыкавшая личность в ее фарисейской праведности, т. е. прелести, о которой так едко высказывался В.В. Розанов, убежденный, что «во Христе прогорк мир» [Розанов 1994, 425]. Это была открытая, творческая вера, выходящая от «я» к «ты», преодолевающая обособленность, движущая к полноте всеединства. Размышляя о путях Эроса, философы русского религиозно-философского ренессанса обнажали сердцевину евангельского чаяния нового неба и новой земли, утверждали христианство как дело обожения. Они соединяли философию Эроса с темой искусства, дело любви – с делом рождения и творчества в красоте (см. об этом: [Гачева 1995, 48–56; Джежер 2010]). И требовали преодоления дробности пола, восхождения от половинчатости к полноте, от дуализма мужского и женского к их взаимному восполнению, к чаемой целостности человека.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1376

Оценка читателей: голосов 0

1. Chiorny, Yury Yu. (2004) BerdyaevТs philosophy of sex and love, Nauka, Moscow (In Russian).

2. Cimborska-Leboda, Maria (2004), Eros in the works of Vyacheslav Ivanov: On the way to the philosophy of love, Vodoley, Tomsk, Moscow (In Russian).

3. Gacheva, Anastasia G. (1995) УRussian cosmism and the question of artФ, Philosophy of immortality and resurrection, Vol. 2, pp. 5Ц63 (In Russian).

4. Gacheva, Anastasia G. (2004) УWe are not able to know how our word will echoФ (Dostoevsky and Tyutchev), IMLI RAN, Moscow (In Russian).

5. Gacheva, Anastasia G. (2007) УDostoevsky and Russian religious and philosophical thoughtФ, Dostoevsky and XX century, Vol. 1, pp. 18Ц96 (In Russian).

6. Dzhezher Nina S. (2010) УRussian Eros in the religious aesthetics of the Silver age: from Сgeneric sex to theurgyТФ, Bulletin of the Leningrad state University named after A.S. Pushkin, Vol. 2, є 2, pp. 45Ц51 (In Russian).

7. Isupov, Konstantin G. (1992) УRussian Eros, or Philosophy of love in RussiaФ, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (1992), pp. 150Ц153 (In Russian).

8. Kozyrev, Aleksey P. (2007) V. S. Soloviev and Gnostics, Savin S.A. Moscow (In Russian).

9. Literature and religious-philosophical thought of the late XIX Ц the first third of the XX century. To the 165 anniversary of VL. Solovyov (2018), Vodoley, Moscow (In Russian).

10. Matich, Olga (2008) УErotic utopia: new religious consciousness and fin de sciecle in RussiaФ, NLO, Moscow (In Russian).

11. Philosophical emanations of love (2018) YASK, Moscow (In Russian).

12. Philosophy of love (1990) Izdatelstvo politicheskoi literatury, Moscow (In Russian).

13. Russian Literature and Philosophy: the Ways of Interaction (2018) Vodoley Publ., Moscow (In Russian).

14. Semenova, Svetlana G. (1994) Secrets of The Kingdom of Heaven, Shkola-press, Moscow (In Russian).

15. Semenova, Svetlana G. (2004) Metaphysics of Russian literature, 2 vol., PoRog, Moscow (In Russian).

16. Semenova, Svetlana G. (2004) Pilgrim to the future. Pierre Teillard de Chardin, RCHGA, Sankt-Petersburg (In Russian).

17. Shestakov, Vyacheslav P. (1991) Introductory article, Russian Eros, or Philosophy of love in Russia, Progress, Moscow (In Russian).

18. Tarasov, Boris N. (1991) УThe law of IФ and Уthe law of loveФ (Dostoevsky's Moral philosophy), Znaniye, Moscow (In Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх