«Органическая критика» в русской интеллектуальной культуре XIX в. (герменевтические смыслы)

 
Код статьиS004287440006315-1-1
DOI10.31857/S004287440006315-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Адрес: Российская Федерация, Белгород
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы28-31
Аннотация

В статье осмысливаются герменевтические аспекты «органической критики» как одного из заметных направлений в русской интеллектуальной культуре XIX в. Автор проводит мысль о том, что специфика органического понимания состоит в принципиальном отказе от любых глобально-теоретических объяснительных схем. А потому направление это функционировало на фоне других гуманитарных течений не как теоретическое, но как интеллектуальная практика. Этим также объясняется тот факт, что «органицизм» оказался вне концептуального внимания историков русской философии и воспринимался как разновидность литературной критики. К тому же органицисты не принимали участия в борьбе главных «партий» сциентистской или метафизической ориентации в умственных движениях своего времени. «Органическая критика» может сегодня рассматриваться как герменевтический (понимающий) феномен. Для обоснования этого тезиса автор обращается к наследию Ап. Григорьева и Н.Н. Страхова. В качестве примера «органического» мышления 1880-х гг. рассмотрены программные статьи Ап. Григорьева 1856–1858 гг. «О правде и искренности в искусстве» и «Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства», а также кратко охарактеризованы приемы понимающего письма в очерке Н.Н. Страхова «Воспоминания о поездке на Афон». Используя богатство языковых средств для выражения множества степеней и уровней понимания и, наоборот, непонимания, автор создал многослойный герменевтический этюд.

Ключевые словагерменевтическая традиция, органическая критика, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, органицизм, понимание
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01252 «Историческая память и историческое понимание: эпистемологические риски обращения к нарративу»
Получено22.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов7682
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Программа литературной органической критики XIX в., тесно связанная с органическим пониманием истории и культуры (в смысле целостно-телеологического саморазвертывания) и с философским органицизмом, восходящим к Аристотелевой телеологии, может сегодня рассматриваться как герменевтический феномен. Поиски русских шеллингианцев среди которых наиболее заметны кружок «любомудров» и Н.И. Надеждин, нашли развитие в творчестве Ап. Григорьева, самобытного писателя-критика, автора множества идей, формулировок, отдельных понятий и текстов, парадигмальных для последующего «органического» мышления. Его словесные находки, в свое время удивлявшие читателей, прижились в русском литературоведческом словаре: жизненная полнота, искренность и фальшь, новое слово, веяние, миросозерцание, историческое воззрение и историческое чувство, рожденность и деланность произведений (образов и идей), гениальная натура, художественная интуиция, отжившее, допотопное и мн. др. Этот язык описания конкретной жизни художественного произведения, жанра, стиля, исторического события, героя, личности и других органических форм – необходимая альтернатива сциентистским и абстрактно-метафизическим подходам и практикам, слишком часто не осознается современными философами и учеными-гуманитариями как особая интеллектуальная традиция.
2 Несоразмерно скромное место «органицизма» в истории гуманитарного знания, на мой взгляд, объясняется, главным образом, эффектом наложения на это понятие так называемой «органической школы» в социальной науке и философии, где общественные системы, процессы и отношения рассматриваются по аналогии с биологическими системами и процессами. Критическое отношение к социал-дарвинизму XIX в. продолжается в полемиках с современной так называемой социобиологией, в которой тоже обнаруживается немало спорных редукционистских тенденций. В результате мы имеем в Новой философской энциклопедии (2000 и 2010 гг. издания) статью об органицизме, где он трактуется фактически как системный холизм, как исключительно западное явление и исключительно в контексте ХХ в., а в конце статьи и вовсе объявляется умершим под натиском более актуального «популяционистского способа мысли» [Старостин web].
3 Между тем, русский органицизм, представленный фигурами А.А. Григорьева, Н.Н. Страхова, Н.Я. Данилевского, Ю.Н. Говорухи-Отрока, В.В. Розанова, Л.П. Карсавина, М.М. Пришвина, Г.С. Померанца и др. – не имеет ничего общего ни с редукционизмом, ни с материалистическими вульгаризациями. В программных статьях 1856–1858 гг. «О правде и искренности в искусстве» и «Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства» А.А. Григорьев сформулировал задачи органического истолкования произведений искусства, исходя из принципов автономности органического развития исторической жизни (объективное творчество), личности автора (субъективное творчество) и вечности идеальных законов жизни (идеалы красоты, добра и правды). Эти принципы, реализованные Григорьевым в собственных критических статьях, были подхвачены его последователями, о которых часто можно прочесть в энциклопедиях и учебниках по истории литературной критики, что они – в частности, Страхов и Розанов, находились под влиянием Григорьева, но о своей приверженности органической критике только заявляли, а на самом деле не работали в этой парадигме. Между тем, вызваны подобные суждения поверхностным анализом, который ищет прямых указаний и непосредственных совпадений в словах: раз Розанов и Страхов не пишут об аромате и цвете произведения, значит, они отступили от органической критики. На самом деле легко показать, что целый массив критических статей критиков-органицистов является продуктом работы григорьевских установок и приемов, а главное – что все целостное творчество этих философических писателей и критиков реализовалось в русле органической критики.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1354

Оценка читателей: голосов 0

1. Мотовникова 2015 – Мотовникова Е.Н. Н. Н. Страхов и его ученики: герменевтические установки общения // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 184?187.

2. Старостин web ? Старостин Б.А. Органицизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2000?2001 // https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH012ba5dbfa187fa117e1772b

Система Orphus

Загрузка...
Вверх