Новые социальные движения и их эволюция в сетевую эпоху

 
Код статьиS004287440005731-9-1
DOI10.31857/S004287440005731-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация,
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы99-110
Аннотация

Эволюционная трансформации активизма и протестной коммуникации, очевидно связанная со взрывным развитием интернет-сетей, существенно подорвала значительные теоретические достижения социальных наук в интерпретации этих новых форм коммуникации, закрыв от глаз наблюдателей внутренние механизмы и сделав по сути непредсказуемыми и непрогнозируемыми несетевые манифестации социально-сетевой активности. Возникла совершенно новая теоретическая проблема: сохраняет ли протестный активизм в его социально-сетевом проявлении инвариантные черты протеста как обособленной коммуникативной системы, получившей свое начало еще в 60-ых годах прошлого века? Или же на наших глазах возникает принципиально новая форма коммуникации, существенно отличная, как от традиционных макросистем (политики, хозяйства, науки), так и от классических протеста и активизма?

Данная статья, с одной стороны, ставит проблему наблюдательной недоступности коммуникаций новых социальных движений в их сетевой форме, а с другой стороны, пытается решить эту проблему, высвечивая, по крайней мере, некоторые программные механизмы сетевой активности, предлагая ответ на вопрос о том, что же собой представляют эти сетевые новообразования с точки зрения современной системно-коммуникативной теории, каковы их функции и дисфункции для общества в целом, каковы их перспективы, рефлексивные, реактивные и проактивные1 свойства и способности?

Ключевые словаколлективные субъекты, социальные сети, протест
Источник финансированияПодготовлено поддержке Российского Научного Фонда (проект № 17-78-10238 «Новые формы общественной коммуникации и радикализм в условиях информационного общества. Системно-коммуникативный анализ»)
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов37911
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение (проблема, задачи, методы решения, подходы)

2 Протестные и радикальные движения формируют и заполняют собой новостную повестку, если не федеральных российских СМИ, то, по крайней мере, событийное пространство интернета. Феминистский и экологический акционизм, антиглобализм и ЛГБТ-активизм, волонтерские движения в защиту животных и радикальные движения болельщиков реагируют практически на любое решение политического и хозяйственного истеблишмента, будь то строительство предприятия или федеральной трассы, открытие новой свалки или решение об ограничении прав усыновления. При этом и политические элиты в своих решениях – негативно или позитивно – непременно учитывают возможные реакции и ожидания участников этих новых социальных движений или, что в отечественных условиях происходит чаще, – реакции, ожидания и предрассудки обывателей в отношении этих новых форм коммуникации. При этом, новые формы коммуникации сегодня осуществляются преимущественно в электронно-сетевой форме. Это, помимо прочего, означает, что внутренние коммуникативные механизмы и процессы, программы и автономные источники «сетевой энергии» (возмущения, страхи, алармизм и т.д.), подпитывающие социально-сетевой активизм, непрозрачны для политиков и обывателя, не входящих в эти сетевые сообщества и не понимающие, как они устроены.
3 Результаты этой «темной активности» визуализируются исключительно в виде неожиданных коммуникативных сбоев в стандартных коммуникационных потоках – девиациях, конфликтах, протестных акциях, избирательном абсентеизме и т.д. При этом сетевой активизм функционирует в сущности как форма искусственного интеллекта (нетривиальная машина Х. фон Ферстера [Foerster 1997]), получая импульсы и реагируя на триггеры из не-сетевой реальности (input в виде реакций на политические решения, экологическую ситуацию, страдания людей, связанные с их поражением в правах и эклюдированностью из значимых сообществ) и производя – в качестве результата невидимых программно-сетевых исчислений – некий output в виде неожиданных для наблюдателя протестных акций.
4 Этот «несетевой» выхлоп принимает, с точки зрения внешних наблюдателей (традиционных СМИ, политики, ученых-обществоведов) самые экстравагантные формы и в этой эктравагантности в отечественных условиях – как непонятое сообщение-запрос на контакт, – чаще всего отклоняется как форма девиантного поведения. Поэтому пока еще несетевое общество не способно прочитать, оценить информационное содержание и, как следствие, понять и акцептировать такое сообщение или запрос на контакт со стороны участников сетевых движений. В этом смысле новые социальные движения еще не обрели статуса полноценной коммуникативной системы, которые – как наука, политика, хозяйство, искусство и религия – хотя и коммуникативно обособлены вокруг своих обобщающих символовических медиа (истины, власти, денег, прекрасного, веры и т.д.), но, тем не менее, является коммуникативными системами общества в целом, а поэтому сохраняют способность коммуницировать не только на внутрисистемном, но и на обще-общественном уровне. Это значит, по меньшей мере некоторые из сообщений традиционных макро-систем понимаются, принимаются и канализируются в рамках других, структурно-сопряженных систем. Поэтому политика «помогает», а экономика «оплачивает» нужды науки, искусства, образования и религии, а наука и образование коммуницируют с политикой и хозяйством, как минимум, на уровне формулирования своих системных запросов (например, в виде планирования собственных достижений, которые потом, в виде так называемого госзадания, возвращаются им обратно т.д.)1 1. Реактивные – в смысле способности реагировать на общественные проблемы, проактивные – в смысле способности генерировать общественные проблемы.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 2347

Оценка читателей: голосов 0

1. Antonovskiy, Alexander Yu. (2017a) УTechnologies of the Electoral Process: A Field Study of the Possibility of Informative CommunicationФ, Russian Studies in Philosophy, Vol. 55, Iss. 1 (2017), pp. 37Ц48 (in Russian).

2. Antonovskiy, Alexander Yu. (2017b) УSocial Philosophy of Science as the Guardian of the 'Incarnation of Truth in the World'Ф, Epistemology & Philosophy of Science, Vol. 51, Iss. 1 (2017), The Communicative Philosophy of Radical Protest pp. 68Ц75 (in Russian).

3. Antonovskiy, Alexander Yu. (2017) УScience as a Social Subsystem. Niklas Luhmann about Mechanisms of Social Evolution of Knowledge and TruthФ, Voprosy Filosofii, Iss. 7 (2017), pp 158Ц171 (in Russian).

4. Barash, Raisa E., Antonovskiy, Alexander Yu. (2018) Radical Science. Are the Scientists Capable of Social Protest?, Epistemology & Philosophy of Science, Vol. 56, Iss. 2 (2018), pp. 18Ц33 (in Russian).

5. Barash, Raisa E., Antonovskiy, Alexander Yu. (2018) УThe Communicative Philosophy of Radical ProtestФ, Voprosy filosofii, Vol. 9 (2018), pp. 27Ц38 (in Russian).

6. Foerster, Heinz v. (1997) Wissen und Gewissen. Versuch einer Brucke, Suhrkamp, Frankfurt am Main.

7. Gonzalez-Bailon, Sandra., Wang, Ning (2016) УNetworked Discontent: The Anatomy of Protest Campaignsin Social MediaФ, Social Networks, Iss. 44 (2016), pp. 95Ц104.

8. Luhmann, Niklas (1993) УEvolution der WissenschaftУ, Wissenschaft der Gesellschaft, Suhrkamp, Frankfurt am Main, pp. 549Ц616 (Russian translation).

9. Luhmann, Niklas (1996) Protest. Systemtheorie und soziale Bewegungen, Suhrkamp, . Frankfurt am Main.

10. Lumann, Niklas (1997) Die Gesellschaft der Gesellschaft , Suhrkamp, Frankfurt am Main (Russian translation).

11. McAdam, Doug, McCarthy, John D., Zald, Mayer N. (1996) УComparative Perspectives on Social Movements: Political Opportunities, Mobilizing Structure satz und die Soziologie sozialer BewegungenФ, Neue Soziale Bewegungen, Iss. 2 (1994), pp. 11Ц27.

12. Opp, Karl-Dietrich (1994) УDer 'Rational Choice'-Ansatz und die Soziologie sozialer Bewegungen У, Neue Soziale Bewegungen, Iss. 2 (1994), pp. 11Ц27.

13. Rosvall, Martin, Bergstrom, Carl T. (2008) УMaps of Random Walks on Complex Networks Reveal Community StructureФ, Proceedings of the National Academy of Science of USA, Vol. 105, Iss. 4 (2008), pp. 1118Ц1123.

14. Schleiermacher, Friedrich (2018) Fragment from лGelegentliche Gedanken uber Universitaten in deutschen Sinn╗, Epistemology & Philosophy of Science, Vol. 55, Iss. 1 (2018), pp. 215Ц235 (Russian translation).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх