Доверие настоящему

 
Код статьиS004287440005728-5-1
DOI10.31857/S004287440005728-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы75-81
Аннотация

В статье рассматривается стратегия развития философии ХХI в., – философия синтеза – предложенная М.Н.Эпштейном, а также проблема внефилософских инвестиций в формировании новых философских направлений. Концепцию М.Н. Эпштейна можно рассматривать в перспективе философских идей Ж. Батая, Э. Юнгера, В. Беньямина, В. Флюссера, Жан Бодрийяра. В статье также осмысливается реактуализация иллюстрации как способ доказательства без доказательства с привлечением идей и образов отечественной философии и литературы. Автор формулирует задачи актуальной философии, среди которых на первый план выдвигает аналитику компьютерных игр и возвращение интереса к естественным наукам в лице физики, космологии, биологии, информатики и когнитивистики. Философам, специализирующимся на истории науки и техники, автор предлагает посмотреть, как философия реагирует на современные изменения в технической среде, ее будущее в мире, модифицированном цифровыми технологиями. Создание новых концептов и рефлексия изменяющейся цифровыми технологиями среды дают возможность примирить внутренние противоречия аналитической философии и требуют возвращения к метафизическим основаниям в процессе осмысления современного положения вещей. Предложенные концепты, кроме содержательного, имеют эвристический ресурс.

Ключевые словагуманитарные науки, аналитическая философия, философия синтеза, инфиниция, алмазное правило, хоррология, онтотехника, компьютерные игры
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31418 опн «Политика формирования доверия в эпоху фейка»
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов19319
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Активное внимание к будущему философии – свидетельство о ее кризисе в настоящем. Уход же в будущее не столь уж редок, как принято считать, на фоне бегства в прошлое. Симптоматично, что в попытке понять настоящее острые и своевременные вопросы ставят не столько философы (а они, как свидетельствует история философии, делают это всегда, утверждая истинную, соответствующую времени философию взамен устаревшей, не истинной), но представители гуманитарных наук полагают, что: «…ответ на вопрос: что такое философия, лежит вне плоскости самой философии и философствования» [Подорога 2009, 7]. Одна из внефилософских областей – литературоведение – дает Михаилу Наумовичу Эпштейну полное право говорить от имени гуманитарных наук в целом, осознавших, что существующие орудия познания-дознания-опыта уже не работают. Логика недоверия к используемым инструментам познания, приводит к требованию их обновления. Иными словами, на повестке дня стоит вопрос об обновлении языка философии, ее эвристического и методологического фундамента. Но Эпштейна менее всего интересует ответ на вопрос о природе философии, его волнует вопрос о том, какую философию хотели бы видеть гуманитарные науки, нуждающиеся в ее ресурсе и как она отвечает на их запрос. Говоря от имени гуманитариев, Эпштейн говорит об их искренней заинтересованности в приращении технической оснащенности способов познания-понимания настоящего, которые может дать философия. Вспомним, что в ХХ веке о своевременности философских вопросов зачастую можно судить, исходя из внефилософского контекста, благодаря которому не только проблематизируются границы философии, но и выражается существо актуальной философской работы. Я имею в виду плеяду таких авторов как Ж. Батай, Э. Юнгер, В. Беньямин, В. Флюссер, Ж. Бодрийар, Г.М. Энценсбергер и др., которые дисциплинарно не относятся к философам (часто не имели философского образования, а некоторые из них – и университетского диплома, и не преподавали философию в университетах). Они обладали способностью остро видеть в единичном и пока еще уникальном событии набиравшую силу тенденцию, которая не преминула объявить себя и тем самым привлечь внимание к фигурам ее провозглашавшим. Обладая энергией заблуждения (термин Бахтина), они исходили из проблем своего топоса, наблюдая его трансформацию, остро и смело ставили вопросы, которые по сей день вызывают интерес: им посвящают конференции, о них пишут диссертации, ведут дискуссии и исследуют тематизированные ими области. В настоящее время из маргинальных мыслителей они стали неотъемлемыми фигурами истории философии ХХ века.
2 Цель статьи М.Н. Эпштейна состоит в попытке «…охарактеризовать одно из важнейших направлений XXI века, философию синтеза» [Эпштейн 2019], которую он определяет как: «…создание новых понятий, терминов, универсалий, идей, суждений, принципов, а также более объемных концептуальных единств: теорий, дисциплин, позиций, мировоззрений» [Эпштейн 2019]. Вернее было бы все же указать: начала ХХI века, который, только начавшись, несомненно преподнесет еще много сюрпризов, в том числе и в философии. Насколько попытка Эпштейна удалась? И насколько интуиции автора облекаются в форму концепта? Если вспомнить, что задача философии не столько отвечать на вопросы, сколько ставить их, то цель статьи достигнута. Ее отличает решительная безоглядность постановки вопросов, волнующих всех. Удастся ли заинтересовать ими философское сообщество, и воспринято ли будет им, покажет время. Трудность в том, что в академической форме существования и историко-философской ориентации отечественная философия крайне настороженно относится к вторжениям из внефилософской сферы. Так, и сегодня многие полагают, что Н. Луман – социолог, а Э. Юнгер – писатель, Ж. Деррида, С.Н. Зенкин и С.Л. Фокин – литературоведы, С. Жижек – эссеист, а например, Ж. Бодрийяр – «удачливый аутсайдер» (Кристоф Вульф). (Не стоит забывать при этом, что успешные аутсайдеры и маргиналы возможны лишь на фоне и в контексте философской среды и развитого языка, без которых маргиналы не смогли бы стать успешными мыслителями.) Примеров можно приводить много. Суть же в том, что философы вначале с большим недоверием относящиеся к «нефилософским» вторжениям в свою сферу, со временем помещают их в философский контекст, посвящают им исследования и развивают их идеи. Однако история новейшей философии знает и другое: когда мыслитель, не называя себя философом, оказывался в средоточии ее развития (здесь и гуманисты, и теологи, и филологи, и нарратологи, и эссеисты).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1738

Оценка читателей: голосов 0

1. Балла, Эпштейн 2019 – Наброски к теории всего. Разговор научного журналиста, литературного критика и эссеиста Ольги Балла с Михаилом Эпштейном // Знание-Сила. 2019. № 3. C. 34–41.

2. Буглак, Латыпова, Ленкевич, Очеретяный 2018 – Буглак С.С., Латыпова А.Р., Ленкевич А.С., Очеретяный К.А., Скоморох М.М. Образ Другого в компьютерных играх // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. № 33 (2). С. 245–246.

3. Лиотар 1994 – Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн / пер. с франц. А. Гараджи // Ad Marginem’93. М.: Ad Marginem, 1994. С. 303–323.

4. Пинчбек 2019 web – Пинчбек Д.. Я делаю, чтобы научиться: манифест производственно-ориентированного исследования игр // Gamestudies.ru. Исследование компьютерных игр // http://gamestudies.ru/translations/i-build-to-study/

5. Подорога 2009 – Подорога В.А. О чем спрашивают, когда спрашивают «что такое философия» // Философский журнал. 2009. № 1. C. 5–17.

6. Рорти 1994 – Рорти Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности / пер. с англ. В. Захаровой // Ступени: Философский журнал. 1994. № 2 (9). С. 115–132.

7. Тульчинский, Эпштейн (ред.) 2003 – Проективный философский словарь / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003.

8. Эпштейн 2019 ? Эпштейн М.Н. О призвании философии в XXI веке // Вопросы философии. 2019. № 7. С. ???

Система Orphus

Загрузка...
Вверх