От анализа к синтезу. О призвании философии в XXI веке

 
Код статьиS004287440005725-2-1
DOI10.31857/S004287440005725-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: университет Эмори
Адрес: Соединенные Штаты Америки
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы52-63
Аннотация

Статья служит обоснованию философии синтеза, которая создается на основе анализа, но придает ему конструктивную направленность. Поворотный пункт от анализа к синтезу ‒ проблематизация элементов, вычленяемых в анализе, их критика, замена или перестановка, приводящая к построению альтернативных понятий и суждений, которые расширяют область мыслимого и обновляют категориальный аппарат философии. Приводятся примеры синтеза на разных уровнях: альтернативных терминов и концептов («инфиниция»), постулатов («алмазное правило» в этике) и дисциплин («хорология» как наука о саморазрушительных механизмах цивилизации). Далее рассматривается переход философии синтеза в синтез самой философии с современными научно-техническими практиками. Техника XXI века ‒ это уже не орудийно-прикладная, а фундаментальная техника («онтотехника»), которая благодаря углублению науки в микромир и макромир может менять начальные параметры бытия, тем самым приобретая философское измерение. Соответственно философия как учение о наиболее общих принципах мироздания оказывается практически востребованной в любых «мирообразующих», синтезирующих актах техники, включая конструкцию компьютерных игр и многонаселенных виртуальных миров (напр., «Вторая жизнь»), где возникает особая онтология, логика, этика, аксиология. Призвание философии в XXI в. ‒ не просто осмыслять наш единственный мир, но закладывать основы для новых мирообразующих практик, инициировать и проектировать онтологию возможных миров, прокладывать пути альтернативным формам искусственной жизни и разума. Вопреки Гегелю, философия ‒ уже не «сова Минервы», вылетающая в сумерках, а жаворонок, провозглашающий начало нового творческого дня. 

Ключевые словааналитическая философия, философия синтеза, проблематизация, наука и техника, виртуальные миры, онтология, этика, язык, трансформация, философские практики, метафизические проблемы техники, новые дисциплины
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов37925
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Что такое философия синтеза?

2 В современной философии, особенно англо-американской, преобладает, как известно, аналитический подход. Анализу подвергается логическая структура языка, понятий, суждений. Основоположник аналитической философии XX в. Бертран Рассел определял аналитизм как «...логический атомизм, т.е. взгляд, по которому в теории, если не в практике, вы можете добраться до предельно простых элементов [ultimate simples], из которых построен мир...» [Russell 2010, 111]. Мне ближе менее известный и редко применяемый подход ‒ философский синтез1. Анализ и синтез ‒ соотносительные процедуры. Одностороннее развитие анализа за счет синтеза мне представляется огромной потерей для философии, которая тем самым лишается своего творческого, конструктивного начала. Эта статья ‒ попытка охарактеризовать одно из важнейших направлений XXI в., философию синтеза, и ее потенциальное взаимодействие с новейшими научно-техническими практиками. 1. Если судить по Гуглу, то веб-страниц с выражением «analytic philosophy» примерно в 20 раз больше, чем «synthetic philosophy».
3 Еще Александр Афродисийский, авторитетный комментатор «Аналитик» Аристотеля, косвенно предусматривал возможность и труда под названием «Синтетики», когда писал, что анализ обратен синтезу. Синтез ‒ это путь от начал к тем вещам, которые вытекают из начал, а анализ ‒ это возвращение от конца к началам. При этом, как дальше поясняет Александр Афродисийский, составное делится на части, слово ‒ на части слова, а последние на слоги; сложные силлогизмы ‒ на их составляющие части. Иными словами, синтез ‒ это поступательный вектор в бытии вещей, их итог и цель, а анализ ‒ возврат к первичным элементам, из которых слагаются вещи. Бертран Рассел также предполагал, что анализ должен завершаться синтезом: «Дело философии, как я его понимаю, это, в сущности, логический анализ, за которым следует логический синтез» [Russell 2010, 147]. Но аналитическая философия, как правило, до синтеза не доходит, останавливаясь на стадии расчленения целого и пренебрегая его воссозданием из частей. Анализ делит суждения на субъекты и предикаты, силлогизмы ‒ на посылки и выводы, предложения ‒ на слова и далее на морфемы, ‒ и рассматривает первичные единицы, логические атомы этих построений. На мой взгляд, это важный, но предварительный этап философской работы, которая затем должна переходить к синтезу новых понятий и суждений, отсутствующих в искомых первоэлементах и образуемых лишь новым их сочетанием.
4 Порою синтез понимается только как обратная процедура по отношению к анализу: развинтив понятие или суждение на части, мы затем свинчиваем из них то же самое исходное понятие, чтобы продемонстрировать верность анализа. Но это крайне ограниченное, редукционистское понимание синтеза как всего лишь проверки или доказательства анализа. Синтез при этом ничего нового не производит, а лишь возвращает к той исходной языковой данности, от которой отправлялся анализ. Между тем задача философского синтеза, как я его понимаю, ‒ это создание новых понятий, терминов, универсалий, идей, суждений, принципов, а также более объемных концептуальных единств: теорий, дисциплин, позиций, мировоззрений. Синтез расширяет горизонт философски мыслимого, философски чувствуемого, философски совершаемого, ибо философскими могут быть не только мысли, но и чувства, и действия, и образ жизни, если они обращены на мир в целом. [Эпштейн 2014]. Цель философии ‒ не приспособление наших мыслей и чувств к наличному бытию, а их расширение за пределы наличного, конструктивная деятельность разума. И, соответственно, ‒ преобразование самого бытия, возникновение у него новых свойств в тех сферах, какие изучаются философскими дисциплинами: онтологией, эпистемологией, аксиологией, логикой, этикой и т.д. Философский синтез требует анализа, но не сводится к нему, поскольку не возвращает нас к исходному концепту, а создает возможность новых концептов. Если анализ, по Расселу, ведет от известного к еще неизвестному, то синтез ведет от существующего к еще не существующему. Синтез ‒ акт мышления, который становится событием бытия. Первичные элементы, до которых дошел анализ, становятся динамическими единицами мыслительного процесса, в котором выстраивается их новая «конкретная совместность», или concrescence, по терминологии Уайтхеда. В каждом моменте анализа заложена возможность нового синтеза. Где есть вычленимые элементы суждения, там возникает возможность иных суждений, иного сочетания элементов, а значит, и область новой мыслимости и выразимости. Синтез всегда добавляет к анализу то, что в нем не содержится.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 4299

Оценка читателей: голосов 0

1. Борхес Х.Л. Тлен, Укбар, Orbis tertius / Пер. В. Кулагина-Ярцева, СПб.: Северо-Запад, 1992 // http://lib.ru/BORHES/kniga.txt [Borges Jorge L. web (1940) Tlon, Uqbar, Orbis Tertius (Russian translation)].

2. Гегель 1935 ? Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии // Гегель Г.В.Ф. Сочинения. В 14 т. Т. 11. М., Л.: Соцэкгиз, 1935 [Hegel, Georg W.F. Vorlesungen uber die Geschichte der Philosophie (Russian translation)].

3. Делез, Гваттари 1998 ? Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. СПб.: Алетейя, 1998. [Deleuze, Gilles, Guattari, Felix Qu'est-ce que la philosophie? (Russian Translation)].

4. Кант 1994 ? Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Сочинения. В 8 т. Т. 4. M.: Чоро, 1994. C. 5?152. [Kant, Immanuel Prolegomena zu einer jeden kunftigen Metaphysik, die als Wissenschaft wird auftreten konnen (Russian translation)].

5. Лем 2004 ? Лем C. Сумма технологии. М., СПб.: АСТ, Terra Fantastica, 2004. [Lem, Stanislaw Summa Technologiae (Russian translation)].

6. Ницше 2005 ? Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. Кн. 2, III. М.: Культурная революция, 2005. [Nietzsche, Friedrich Wille zur Macht. Versuch einer Umwertung aller Werte (Russian translation)].

7. Рорти 2004 ? Рорти Р. Универсализм, романтизм, гуманизм. М.: РГГУ, 2004. [Rorty, Richard Universalism, Romanticism, and Humanism (Russian translation)].

8. Эйнштейн 1967 ? Эйнштейн А. Замечания о теории познания Бертрана Рассела // Эйнштейн A. Собрание научных трудов. В 4 т. Т. 4. M.: Наука, 1967. C. 248?252. [Einstein, Albert Remarks on Bertrand Russell's theory of Knowledge (Russian translation)].

9. Horgan, John (1997) ‘The End of Science: Facing the Limits of Knowledge in the Twilight of the Scientific Age’ Broadway Books, New York.

10. Russell, Bertrand (2010) ‘The Philosophy of Logical Atomism, Routledge, London, New York.

11. Schirmacher, Wolfgang (1988) Schopenhauer Aktualitat: Ein Philosoph wird neu gelesen, Passagen, Wien.

12. Эпштейн 2001 ? Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001.

13. Эпштейн 2004 ? Эпштейн М.Н. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

14. Эпштейн 2009 ? Эпштейн М.Н. Личный код: индивиды и универсалии в гуманитарных науках // Философскиe науки. 2009. № 10. С. 10?29.

15. Эпштейн 2014 ? Эпштейн М.Н. О философских чувствах и действиях. // Вопросы философии. 2014. № 7. С. 167–174.

16. Эпштейн 2016 ? Эпштейн М.Н. От знания ? к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016.

17. Эпштейн 2017 ? Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх