Макс Вебер о рациональных основаниях диалога науки и политики

 
Код статьиS004287440005723-0-1
DOI10.31857/S004287440005723-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы38-42
Аннотация

В статье рассматривается позиция М. Вебера по проблеме взаимодействия науки и политики. Автор реконструирует основные аргументы немецкого социолога в поддержку идеи о необходимой «аполитичности» науки. Аргументы в пользу такой позиции здесь основываются на двух главных допущениях – о непримиримости «битвы богов» (принципиальной невозможности разрешения ценностно-мировоззренческих разногласий логическими доводами) и о недопустимости «политизации» науки и университетского преподавания. Кроме того, устанавливается взаимосвязь между веберовскими идеями об автономии науки и «расколдовании мира». Автор полагает, что в условиях все еще не «расколдованного» мира полная автономия науки не представляется возможной. В этой связи особым образом рассматривается феномен экспертного знания в социальных науках (на примере «права и экономики»). Утверждается, что такого рода знание невозможно без взаимосвязи науки и политики. И, тем не менее, автор стремится показать, что при правильном понимании сути экспертизы, эта форма знания также удовлетворяет веберовскому критерию научного знания. Автор считает, что признание экспертного знания научным возможно при условии разведения собственно научного и социально-политического компонентов экспертизы. Такого рода разведение является особенно значимым в целях снижения этической нагрузки на экспертизу. Автор делает вывод, что некоторые идеи, представленные в докладе «Наука как призвание и профессия», позволяют утверждать, что Вебер считал бы экспертизу допустимой формой взаимодействия социальной науки и политики. 

Ключевые словаВебер, наука, политика, экспертиза, расколдование мира
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-311-00282 «Рациональность в гуманитарных науках: теоретические противоречия и дисциплинарная практика»
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов11663
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В докладе «Наука как призвание и профессия» Вебер последовательно обосновывает тезис о недопустимости участия ученого или преподавателя в дискуссиях о ценностях в своем профессиональном качестве. Он восходит к общей методологической установке «понимающей социологии» об исторически данной вариативности культурных форм и, как следствие, о невозможности единого критерия оценки элементов этого многообразия. Именно поэтому всякая попытка ученых занять метапозицию в ценностно-мировоззренческих дискуссиях объявляется недопустимой, поскольку выходит за пределы применимости научного метода. Справедливости ради, стоит отметить, что Вебер вовсе не призывает ученого полностью нейтрализовать в себе гражданина. Речь здесь, скорее, идет об интеллектуальной честности – недопустимости навязывания аудитории определенных взглядов и оценок ex cathedra. Или шире – о запрете на использование символического капитала науки для лоббирования частных политических интересов. В этом отношении с позицией Вебера трудно спорить.
2 Однако в контексте современных реалий более уязвимым оказывается то положение, что взаимодействие науки и политики должно быть предельно ограниченным, поскольку оно всегда чревато использованием научного знания как средства политической легитимации. Такого рода соображение исключает заинтересованность самой науки в диалоге с властью. С точки зрения Вебера, отсутствие такого интереса проистекает из отсутствия нужды в обосновании социальной значимости научного поиска. Ценностным императивом в науке является приобретение знания, которое значимо уже потому, что сущее «достойно быть познанным» (being worth knowing) [Weber 1989, 18]. Как следствие, общественная миссия ученого должна быть сведена к выполнению им своего профессионального долга – к поиску решений собственно научных проблем. А значит, общество должно признать самоценность научного поиска и гарантировать научному сообществу изрядную автономию. Нельзя не отметить, что такого рода признание требует колоссального доверия к ученым, однако именно доверие и является минимальным условием развития науки. Так, Вебер, скорее всего, счел бы абсурдной идею формирования «государственного задания» для научного сообщества, которое задает ценностные и целевые приоритеты деятельности ученых. Такой «заказ» может быть истолкован как свидетельство тотального недоверия государства к науке, поскольку он подрывает ее автономию и, по сути, указывает на «политизацию» научной сферы.
3 Тем не менее, достаточно очевидно, что желаемая автономия остается недостижимым идеалом отнюдь не только из-за угрозы прямого подчинения науки интересам государства. Сама идея автономии науки в концепции Вебера тесно связана с тезисом о «расколдовании мира» – о поступательной рационализации всех областей человеческой деятельности и, как следствие, нарастающей рациональности индивидов. Неслучайно Вебер поясняет, что «расколдование мира» сопровождается расширением специализации труда, а также реорганизацией социальных институтов сообразно строгим принципам формальной рациональности. Эти принципы призваны обеспечивать внутреннюю самодостаточность отдельных социальных институтов, выражать меру их способности к «сугубо техническому» самосовершенствованию. Именно благодаря торжеству принципов формальной рациональности «расколдованный мир» – это мир структурной автономии и функционального автоматизма. И, как следствие, это мир, где не нужен арбитр в «битве богов», поскольку и сама битва в ходе всеобщей рационализации утратила былую остроту.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1619

Оценка читателей: голосов 0

1. Вебер 1990 ? Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. C. 707?735 [Weber, Max Wissenschaft als Beruf (Russian translation)].

2. Weber, Max (1989) ‘Science as a Vocation’, Max Weber’s ‘Science as a Vocation’, ed. by P. Lassman & I. Velody, Unwin Hyman, London, Pp. 3?32.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх