Социальная архаизация: экспликация, оперционализация, концептуализация

 
Код статьиS004287440005054-4-1
DOI10.31857/S004287440005054-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский педагогический государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы37-48
Аннотация

В статье анализируется ситуация, складывающаяся в пространстве социально-теоретического знания, когда все отчетливее становится неспособность прежних социологических теорий корректно объяснять и эффективно прогнозировать особый тип социальных изменений, именуемых архаизацией. Между тем изменения этого типа все более явно проявляются в жизни современных обществ и нуждаются в совершенствовании концептуального аппарата, позволяющем устранить несоответствие между наблюдаемыми фактами и устоявшимся социально-теоретическим знанием. Рассматриваются возможности углубления и совершенствования постулатов веберовской теории социальной рационализации с целью объяснения архаизации и поиска в движении от модерна к архаике рациональных оснований. Особого рассмотрения удостаивается вхождение понятия архаического в бинарные оппозиции, затрудняющие безоценочные интерпретации процесса социальной архаизации и препятствующие ее объективному и научному изучению, а также поиску возможностей управления ею. Анализируется возможная связь социальной архаизации с техническим прогрессом, показывается взаимосвязь и взаимная обусловленность модернизационных и архаизационных изменений в обществе. Определяются условия концептуализации, экспликации и операционализации понятия социальной архаизации.

Ключевые словаархаизация, модернизация, архаика, адаптация, социальные изменения, рационализация
Источник финансированияСтатья была написана как часть научно-исследовательского проекта 29.4813. 2017/ 8.9 Министерства образования и науки РФ
Получено29.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов34849
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2 Архаизация – это термин, которым сегодня обозначают самые разные процессы и явления. Намеренное движение людей к прошлому, стремление отказаться от современности, признать ее ошибкой или даже злом – явление не новое. Представления о «золотом веке» и «потерянном рае» характерны для всех без исключения древних культур и являются родовым признаком мифологического миропонимания. Но сегодня все меньшее количество людей являются членами сообществ, абсолютно незатронутых модерном. А модерн – это всегда поиски своего места в будущем, необходимость чего остро ощущается в современном стремительно меняющемся мире. И поиски эти, вопреки всем расхожим мнениям, носят отчетливо рациональный характер, независимо от того, являются ли их результаты похожими на ставшие уже хрестоматийными самоописания этапов социальной эволюции европейских обществ.
3 Со времен эпохи Просвещения в теории, идеологии и общественном мнении понятие социального модерна связано с идеями прогресса, свободы, демократии, права, гражданского общества и т.п. При этом процесс перехода от традиционного к современному обществу оценивается, благодаря М. Веберу, как рационализация, тогда как движение вспять, к прошлому несомненно должно носить иррациональный характер.
4 Между тем стремление избавиться от не прошедших проверку временем или принудительно навязанных черт социального и культурного миропорядка вовсе не так уж и иррационально. Особенно если само существование этих институтов переживается и осознается как препятствие на пути к нормализации социальной жизни, а то и как угроза самому выживанию. При этом отказ от модерна может быть как явным и даже декларируемым, так и скрытым, латентным. Разумеется, в случае явного пересмотра стратегии общественного развития в корне изменяется содержание социального самоописания и даже его словарь, тогда как во втором по-прежнему декларируется приверженность институтам и ценностям модерна, но в действительности можно наблюдать лишь их имитацию. Декларируемая архаизация объявляется социально значимой целью в случае радикального неприятия современности по конфессиональным, этическим, эстетическим, социально-политическим причинам или же их сочетанию. Недекларируемая архаизация, как правило, есть результат неспособности достичь поставленной цели средствами, соответствующими стандартам модерна и его же запретам.

Понятие архаики в бинарных оппозициях философского анализа: возможности и границы «безоценочного» описания модерна

5 Термин «архаизация» все еще имеет ограниченное распространение. Гораздо охотнее теоретики используют понятие архаики, которое позволяет только фиксировать некие явления, но не включать их в процессуальные схемы. В целях экспликации понятия «архаика» следует отметить, что этот термин впервые возникает в истории искусств и по сей день активнее используется искусствоведами, культурологами и историками, нежели социологами или политологами. Даже философские дискурсы включают понятие архаики для установления, фиксации и описания явлений, имеющих отношение к сфере культуры. Как правило, это констатация желаний людей «вернуться» к культурным традициям, «возродить» забытые обычаи, «укрепить» расшатавшиеся нравы, «чтить» устои, «соблюдать» ритуалы и т.п.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1491

Оценка читателей: голосов 0

1. Akhiezer, Alexzander S. (2001) УArchaization in Russian Society as a Methodological ProblemФ, Social Sciences and Modernity. Vol. 2 (2001), pp. 188Ц189 (in Russian).

2. Fedotova, Valentina G. (2005) Good Society, Progress-Tradition, Moscow (in Russian).

3. Fedotova, Valentina G. (2016) Modernization and Culture, Progress-Tradition, Moscow (in Russian).

4. Lamazhaa, Chimiza K., Abdulaeva, Medina Sh. (2014) УArchaization and Neo-traditionalism. Russian Regional FormsФ, Znanie. Ponimanie. Umenie, Vol. 3 (2014), pp. 435Ц445 (in Russian).

5. Latov, Yuriy V., Latova, Natalia V. (2012) УSimulation Planning as the Institute of the Russian Model of the National Economy (on the Example of the FTP 'Scientific and Scientific-pedagogical Staff of Innovative Russia')Ф, Terra Economicus, Vol. 10, є 4. pp. 8Ц29 (in Russian).

6. Lebedeva, Marina M., Kharkevich, Maxim V., Zinovieva, Elena S., Koposova, Ekaterina N. (2016) УArchaization of the State: the Role of Modern Information TechnologiesФ, Polis, Vol. 6 (2016), pp. 22Ц36 (in Russian).

7. Przhilenskiy, Vladimir I. (2012) УManagement of Archaization: between Ethics, Teleology and TechnologyФ, Filosofskie Nauki, Vol. 5 (2012), pp. 9Ц19 (in Russian).

8. Przhilenskiy, Vladimir I. (2016) УThe Logic of Extremism: an Explanation versus UnderstandingФ, Nacional'naya Bezopasnost' / nota bene, Vol. 3 (2016), pp.408Ц416 (in Russian).

9. Stepanyants, Marietta T. (2016) УSearch for a National Development Model: an Appeal to the ArchaicФ, Polis, Vol. 6 (2016), pp. 37Ц51 (in Russian).

10. Toshchenko, Zhan T. (2000) УHistorical Consciousness and Historical Memory. Analysis of the Current StateФ, Novaya i Noveishaya Istoriya, Vol. 4 (2000), pp. 3Ц15 (in Russian).

11. Yavlinsky, Gregory A. (2003) Demodernization: Modern Russia, Economic Assessments and Political Conclusions, EPItsentr, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх