«Матетика и будущее педагогики»: парадоксологический подход к анализу проблем, рассмотренных на конференции

 
Код статьиS004287440004817-3-1
DOI10.31857/S004287440004817-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: «Высшая школа образования»
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы173-184
Аннотация

В статье подводятся итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Матетика и будущее педагогики», лейтмотивом которой стало развитие идей Коменского об образовании человека. Конференция состоялась 30 ноября – 1 декабря 2017 г. в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Непосредственным организатором конференции «Матетика и будущее педагогики» стал Учебно-научный центр междисциплинарных проблем образования и когнитивистики института «Высшая школа образования» МПГУ. Тематика конференции является уникальной и не имеет аналогов в мировой истории образования; она опирается на идеи, высказанные Яном Амосом Коменским. Также впервые основанием анализа стал авторский «парадоксологический» подход, который позволил показать способы классификации проблем, обсуждавшихся в ходе конференции.

Ключевые словаматетика, дидактика, парадокс, трансдисциплинарность, телесно-когнитивно-ценностная парадигма образования, апория, антиномия, когнитивный провал, креативный провал, ценностный провал
Получено18.04.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов31428
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Термин «Mathetica» (на лат.) был введен Я.А. Коменским около 400 лет назад в книге Spicilegium didacticum («Собирание колосьев»). «Матетика» в переводе с научного латинского означает «ученичество», которое понимается Коменским как наука о познании. Это произведение было впервые переведено на русский язык в 2015 г. российскими учеными профессором Н.А. Фёдоровым и профессором Е.С. Фёдоровой. Матетика дополняет Великую Дидактику как парадигму «учительства», а вместе они задают полное содержание образования, что отражено в структуре данной работы.
2 Программа анализируемой конференции составлена в виде тематических обсуждений, построенных в соответствии с трудом Коменского «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих», который включает в себя семь разделов: панегерсия – всеобщее пробуждение (модератор – доктор философских наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург А.С. Степанова), пансофия – всеобщая премудрость (модератор – доктор педагогических наук, проректор Исследовательского педагогического центра им. Я.А. Коменского гимназии «Петершуле», г. Санкт-Петербург С.М. Марчукова), панаугия – всеобщее просвещение (модератор – доктор философских наук, профессор кафедры педагогики института «Высшая школа образования» МПГУ С.Н. Бычков), панортозия – всеобщее исправление (модератор – магистр, старший преподаватель кафедры педагогики института «Высшая школа образования», кафедры теологии института филологии МПГУ Н.Р. Сабанина), панпедия – всеобщее воспитание (модератор – доктор философских наук, профессор, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАЕН Н.Г. Багдасарьян), панглоттия – всеобщая культура, проявленная в языках (модератор – доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МГУ Г.В. Сорина), паннутезия – всеобщее поощрение (к благой деятельности) (модератор – доктор философских наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник ККНБИКС-Центра НИЦ Курчатовский институт О.Е. Баксанский). Специальное тематическое обсуждение было посвящено матетике в педагогике (модератор – доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии МПГУ И.Н. Грифцова).
3 Особыми событиями конференции стали скайп-трансляция Россия – США с профессором Университета Нью-Йорка, PhD С.Н. Гоншореком на тему «Теории учения и теории преподавания: проблемы взаимодействия» и «круглый стол» «Принципы педагогики в контексте философии науки и техники». «Круглый стол» был организован совместно с НС РАН по методологии искусственного интеллекта (секция «Интеллектуальные технологии в образовании»), кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (модератор – заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор В.Г. Кузнецов). Тематика данного события была представлена пятью направлениями: 1) принципы матетики в контексте современных когнитивных исследований; 2) педагогические технологии и современная техника; 3) принципы машинного обучения и самообучения и естественный интеллект; 4) экспертиза компьютерных проектов в образовании; 5) мультиагентные суперкомпьютерные исследования в образовательной сфере.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1538

Оценка читателей: голосов 0

1. Автандилян 2017 – Автандилян Е.А. Творчество Я. Коменского и духовно-нравственные основания для создания пространства доверительной коммуникации в образовательной среде // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 78.

2. Алексеев 2017 – Алексеев А.Ю. Некоторые перспективы компьютерных инноваций в образовании: обучаемые-зомби, обучающие-зомби, администраторы-зомби // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 84.

3. Аршинов 2017 – Аршинов В.И. Проблемы педагогики 21 века в оптике парадигмы сложности // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 78.

4. Бажанов, Шольц (ред.) 2015 – Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Навигатор, 2015.

5. Вержбицкий 2017 – Вержбицкий В.В. Развитие глобальных образовательных систем в свете идей Коменского // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 67.

6. Гаева 2017 – Гаева А.Д. Психология оценивания в образовании: транзактно-аналитический подход // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 69.

7. Герасимова 2017 – Герасимова И.А. Риски образования в информационно-коммуникационной среде // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 89.

8. Клюева 2017 – Клюева Н.Ю. Когнитивный подход в науке и в педагогике // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 86.

9. Кузнецов 2017 – Кузнецов В.Г. Философские аспекты научных оснований педагогики // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 77.

10. Куровская 2017 – Куровская Ю.В. «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского: стихия Вода // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 62.

11. Марчукова 2017 – Марчукова С.М. Пансофия и современное образование // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 19.

12. Меськов 2012 – Меськов В.С. Философия образования?!. // Наука – образованию. 2012. № 1 (1). С. 34–46.

13. Меськов 2013 – Меськов В.С. Методология тринитарности // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 67–83.

14. Меськов, Зискин, Сабанина 2018 – Меськов В.С., Зискин К.Е., Сабанина Н.Р. Введение в матетику. Кн. 1. М.: Русайнс, 2018.

15. Меськов, Мамченко 2011 – Меськов В.С., Мамченко А.А. Когнитивно-компетентностная парадигма образования // Школьные технологии. 2011. № 3. С. 46–62.

16. Орехова 2017 – Орехова Н.Н. Коммуникативные стратегии в преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 91.

17. Ростовская 2017 – Ростовская А.Е. Сценическая модель действия: как учить учиться (на основе практики органичного действия) // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 78.

18. Сабанина 2018a – Сабанина Н.Р. Постнеклассическая концепция культуры: трансдисциплинарное монографическое исследование / под науч. ред. В.С. Меськова. М.: Русайнс, 2018.

19. Сабанина 2018б – Сабанина Н.Р. Образование человеческого и социального капиталов // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 2. С. 93–103.

20. Смирнова 2017а – Смирнова Н.М. Смысл и творчество в образовательных стратегиях // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 77.

21. Смирнова 2017б – Смирнова О.М. Технологичность и постмодернизм образования // Матетика и будущее педагогики: сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 425-летию Я.А. Коменского; Москва, 30 ноября – 1 декабря 2017 г. / под ред. Н.Р. Сабаниной; ред.-сост. Н.П. Лябина. М.: МПГУ, 2017. С. 86.

22. Фрайссин 2016 web – Фрайссин Ж. Матетика: трансдисциплинарная концепция обучения в цифровых сетях // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 1 (13). DOI: 10.15393/j5.art.2016.3074

Система Orphus

Загрузка...
Вверх