Сравнительный анализ принципов буддизма и древней философии Китая

 
Код статьиS004287440004801-6-1
DOI10.31857/S004287440004801-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет Сунь Ятсена
Адрес: Китай
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы118-129
Аннотация

Статья продолжает авторское исследование классической философии Китая при помощи языка современной теории познания и сопоставляет принципы буддизма и древнекитайской философии. Относительная завершенность и систематичность буддизма до его проникновения в Китай позволяет ограничиться общим очерком его ключевых понятий: причинность (карма), дискретность состояний сознания (дхарма), отсутствие самости (анатмавада), нераздельность состояния заблуждения (самсара) и пробуждения (буддха). Автор ставит под сомнение распространенную идею, что исходные принципы буддизма радикально отличны от предыдущей философской традиции Китая. Аргументация опирается на появившихся до проникновения буддизма классические трактаты конфуцианства: «Чжоу и», «Да сюэ» и «Чжун юн». Выбор источников обусловлен тем, что именно конфуцианство выступало с основной критикой философских идей и мировоззрения буддизма, и указанные тексты позволяют наиболее ярко проявить сходство и различия двух учений. В статье кратко рассмотрены идеи круга перемен (чжоу и), концепции постижения вещей (гэ у) и искренности (чэн и). В итоге, отмечается соответствие принципов буддизма и древней философии Китая. Таким образом, распространение буддизма на территории Китая утверждается не как вторжение чуждого мировоззрения, но как обновление и развитие культуры в соответствии с ее собственными основаниями.

Ключевые словакитайская философия, сравнительная философия, буддизм, конфуцианство, «Книга перемен», познание, личность, культура
Источник финансированияИсследование поддержано Университетом Сунь Ятсена, г. Гуанчжоу, КНР.
Получено17.04.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов40398
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Достаточно распространенный взгляд на историю буддизма утверждает, что, хотя китайская культура и была плодородной почвой для данного учения, все же «…в лице буддизма Китай впервые столкнулся с мировоззрением, принципиально чуждым ему по своим основным характеристикам и ценностным ориентациям. В результате сложнейшего многовекового процесса культурной адаптации буддизм не только сумел раз и навсегда вписаться в китайское общество, но и во многом трансформировать многие важные аспекты китайского взгляда на мир. Во всяком случае, он принес с собой принципиально новую культурную информацию, которую китайская культура осваивала, адаптировала и перерабатывала в течение тысячелетия; плодом этого усвоения и свершившегося культурного синтеза во многом стало неоконфуцианство» [Торчинов 2000, 168]. Тем не менее, сравнительный анализ древних текстов китайской философии, полностью сформировавшихся до проникновения буддизма на территорию Китая в I–V вв., позволяет предположить, что идеи буддизма по своей сущности соответствовали основаниям древней культуры Китая. Данное положение не претендует ни на опровержение уникальности мировоззрения и практик ни одного из учений, ни на отрицание факта их плодотворного взаимообогащения на протяжении истории. Необходимо учитывать и накладываемые форматом статьи ограничения: невозможно обсудить всю специфику и историю анализируемых положений, можно лишь наметить исток и направление их развития. Исследование направлено на выявление глубинного соответствия принципов буддизма и древней философии Китая и призвано помочь по-новому взглянуть на их своеобразие.
2 Философия буддизма в достаточной мере сложилась до момента проникновения в Китай, поэтому возможно использовать общетеоретические работы для представления его основных идей. Ситуация с китайской философией иная: распространение нового мировоззрения стало серьезным вызовом для древних учений, в первую очередь для конфуцианства. Особенно хорошо это видно при анализе неоконфуциансих учений Чэн Хао и Чэн И (XI в.), Ван Ян-мина (XV–XVI вв.) и других; см.: [Chan 1969, 518–692; Кобзев 2002]. Полемика с буддизмом неизбежно включала новые идеи в сферу осознаваемого, что видоизменяло культурную традицию. Поэтому использование любых источников, появившихся после проникновения буддизма в Китай, будет вести к неточным выводам вне зависимости от отстаиваемой в них точки зрения. Апелляция к даосизму также не может предоставить объективные свидетельства: определенное сходство этого учения с буддийским подчеркивалось неоднократно, а используемые ими понятия китайского языка нередко переплетены между собой. Поэтому, наиболее подходящий для анализа материал – это исходное значение иероглифических знаков и канонические тексты конфуцианства.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 2082

Оценка читателей: голосов 0

1. Васубандху 2000 – Васубандху. Учение о карме. Предисл., пер. с санскрита и комм. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000 (Vasubandhu, The Theory of Karma, Russian Translation).

2. Лунь-юй, Да Сюэ, Чжун Юн 2015 – Лунь-юй, Да Сюэ, Чжун Юн??•??•??. Пекин: Чжунхуа, 2015 (Lun Yu, Da Xue, Zhong Yong, in Chinese).

3. Сюй Шэнь 2007 – Сюй Шэнь??. Шовэнь цзецзы ????. Шанхай: Шанхай гуцзи, 2007 (Xu Shen, Shuowen Jiezi, in Chinese).

4. Чаньские истины 1998 – Чаньские истины. Пер. с китайского, предисл. и комм. Е.А. Торчинова, К.Ю. Солонина. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1998 (Selected Chan Texts, Russian Translation).

5. Чжоу и 2011 – Чжоу и ?? [Книга перемен]. Пекин: Чжунхуа, 2011 (Zhou Yi, in Chinese).

6. Чжуан-цзы 2015 – Чжуан-цзы ??. Пекин: Чжунхуа, 2015 (Zhuangzi, in Chinese).

7. Щуцкий 2010 – Щуцкий Ю.К. И-Цзин. Древняя китайская «Книга перемен». М.: Эксмо, 2010 (Zhou Yi, Russian Translation).

8. Ю Хао-лян 2013 – Ю Хао-лян???. Мавандуй бошу «Чжоу и» шивэнь цзяочжу????????????? [«Книга перемен», текст на шелке из Мавандуй: транскрипция и комментарии]. Шанхай: Шанхай гуцзи, 2013 (Yu, Haoliang (2013) Mawangdui Silk Text “Zhou Yi” Transcribe and Annotations, Shanghai guji, Shanghai, in Chinese).

9. Chan, Wing Tsit (1969) A Source Book in Chinese Philosophy, Translated and Compiled by Wing-Tsit Chan, Princeton University Press, Princeton.

10. Legge, James 1879 The Sacred Books of China: The Texts of Confucianism. Volume 16. The Yi King, Clarendon Press, Oxford.

11. Nagarjuna (1995) The Fundamental Wisdom of the Middle Way: Nagarjuna’s Mulamadhyamakakarika, Translation and Commentary by Jay L. Garfield. Oxford University Press, Oxford.

12. Wilhelm, Richard (1968) I CHING or Book of Changes, The Richard Wilhelm Translation, Rendered into English by Cary. F. Baynes, Routledge, London.

13. Ильенков 2009 – Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Логос. 2009. №1. С. 6–62.

14. Канаев 2017 – Канаев И.А. «Великое учение». Великое учение. Перевод с китайского и примечания И.А. Канаева // Вопросы философии. 2017. № 11. С. 152–162.

15. Канаев 2018 – Канаев И.А. Китайский классический текст «Удержание Изначального» в свете современной теории познания. Удержание Изначального. Перевод с китайского и примечания И.А. Канаева // Вопросы философии. 2018. № 8. С. 127–138

16. Кобзев 2002 – Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература, 2002.

17. Лекторский 2017 – Лекторский В.А. Познание, действие, реальность // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 5–23.

18. Ма Жу-сэнь 2014 – Ма Жу-сэнь ???. Инюсюй цзягувэнь шиюн цзыдянь ????????? [Иньские гадательные надписи на костях: практический словарь]. Шанхай: Шанхай дасюэ, 2014.

19. Торчинов 2000 – Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

20. Философия буддизма 2011 – Философия буддизма: энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2011.

21. Фэн Ю-лань 2018 – Фэн Ю-лань???. Чжунго чжэсюэ цзяньши ?????? [Краткая история китайской философии]. Пекин: Синьсин, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх