О новой и старой онтологиях: Мейясу, Бадью и отказ от классических концепций

 
Код статьиS004287440004432-0-1
DOI10.31857/S004287440004432-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Дальневосточный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы199-205
Аннотация

В последние два десятилетия тенденция к пересмотру фундаментальных принципов европейской метафизики усиливается. Находится все большее число философов, предлагающих отказаться от традиционных идей, лежавших в основании мышления о бытии сущего. Например, Ален Бадью в трактате «Бытие и событие» заявляет, что Единого не существует. Наш современник Квентин Мейясу в книге «После конечности» предлагает пересмотреть понятие Абсолюта посредством замены его смысла: Абсолют – это не абсолютное сущее, субстанция, обладающая характеристиками вечности, неизменности, безначальности, а возможность быть другим, возможность перехода в другое состояние без всякого основания. Происходит отказ от субстанциального понимания и обращение к Абсолюту как к чистой необходимости мыслить невозможность необходимого сущего. Так происходит подмена смысла абсолютного сущего на понятие, принадлежащее совершенно другой категории – категории модальности. Теперь говорят не о сущем, а о невозможности мыслить то, что прежде, в догматической онтологии, считалось абсолютным. Таким образом, речь идет о принципе, которому должно подчиняться мышление, принципе, табуирующем рассмотрение Абсолюта как первого субстанциального бытийного начала. Это новая разновидность догматизма, ничего принципиально не меняющая в онтологии: идея Абсолютного начала сохраняется в качестве фона, на котором протекают попытки замены фундаментальных понятий онтологии на новые концепты и теории.

Ключевые словаК. Мейясу, А. Бадью, онтология, метафизика, Абсолют, абсолютное, сущее, субстанция, единое, принцип, контингентность, корреляционизм
Получено23.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов18012
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В свете последних тенденций в философии – когда, начиная с Бадью и продолжая представителями спекулятивного реализма, такими как Квентин Мейясу или Грэм Харман, традиционные для европейской мысли концепты подлежат либо кардинальному пересмотру, либо элиминации из дискурса философии как якобы неэффективные и избыточные – стоит более основательно продумать ситуацию отказа от классических концептуальных схем. Философия прежде держалась на них, жила, произрастая из содержательной разработки таких тем, как, например, «единство сущего и мышления», «субстанция». Кроме того, как нам представляется, отказ от концептов единства и субстанциальности так и не получил убедительного обоснования в философских текстах последних двадцати лет, а значит, неприятие сформулированных на их основе «классических» положений теряет смысл.
2 Возьмем, к примеру, ряд идей Квентина Мейясу – родоначальника спекулятивного реализма, изложенных в трактате «После конечности. Эссе о необходимости контингентности» [Мейясу 2015].
3 Прежде всего, это провозглашенный Мейясу отказ от корреляционизма, который он называет современной формой догматизма. Под последним он понимает постулат о нерасторжимой связи мышления и предмета, субъекта и объекта, задающий определенное понимание бытия мира и сущего: мир, поскольку он существует, есть мир данный – данный возможному субъекту, способному воспринимать его; субъект (сознание) и объект (бытие) не представимы изолированно друг от друга, вне их взаимосвязи; познающий субъект всегда уже соотнесен с объектом. Мейясу называет эту ситуацию корреляционистским кругом и объявляет кантианством, усвоенным современной философской мыслью, казалось бы, стремящейся избегать любого вида догматизма. Корреляция первична относительно связываемых ею членов, таким образом, корреляционизм означает первичность категории отношения перед категорией сущности: мир обладает смыслом лишь по отношению ко мне, наделяющему его смыслом; для меня нечто значимо лишь потому, что я изначально нахожусь в отношении к миру сущих [Там же, 12]. В паре субъект – объект смысл каждого из коррелятов задан их отношением друг к другу, вне которого они суть ничто. Так происходит отодвигание «субстанции» на задний план теории, а на первый выступает «отношение» как основание разных видов корреляции: между субъектом и объектом, ноэзисом и ноэмой, языком и референтом. Мир теперь конституируется двумя «доменами» – языка и сознания, охватывающими его во всей его содержательной полноте, а их анализом, строго говоря, и исчерпывается проблематика философии, редуцируемая либо к вопросу о природе сознания, либо о сущности языка. Поиск первой субстанции как «начала» больше никого не интересует: ведь нет никакой абсолютной истины1. Таким образом, отказ от корреляционизма – разрыв с ним и попытка мыслить мир вне его бытийной связи с сознанием открывает доступ к не зависящему от нашего существования сущему. 1. Мейясу уточняет через ссылку на Франсиса Вольфа, что сознание и язык не заключают в себе мир, а содержатся в нем [Мейясу 2015, 13]. Однако такое понимание, я полагаю, влечет дополнительные сложности, потому что вводит онтологически необоснованное бытие мира до любого типа отношения с ним сознания и языка.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 2913

Оценка читателей: голосов 0

1. Aertsen, Jan (2012) Medieval Philosophy as Transcendental Thought. From Philip the Chancellor to Francisco Sua?rez, Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters, B. 107, E. J. Brill, Leiden, Boston.

2. Akhutin, Anatoliy V. (2007) The Ancient Beginnings of Philosophy, Nauka, Saint Petersburg (in Russian).

3. Fedchuk, Dmitry A. (2011) Medieval Metaphysics, Publishing House of St. Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg (in Russian).

4. Fedchuk, Dmitry A. (2013) УScholastic Distinction in Finite Being and Ontological DifferenceФ, Horizon, Vol. 2 (2) (2013), pp. 75Ц85 (in Russian).

5. Vdovina, Galina V. (2007) УThe Being and Reality in the Metaphysics of Francisco Sua?rezФ, Sua?rez F. Metaphysical disputations, St. Thomas Institute of Philosophy, Theology and History, Moscow, pp. 87Ц217 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх