«Псевдо-Климентины» как источник толкования библейского рассказа о сотворении света в Гомилиях на «Шестоднев» Василия Великого

 
Код статьиS004287440003882-5-1
DOI10.31857/S004287440003882-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №2
Страницы160-175
Аннотация

В цикле великопостных гомилий Василия Великого на «Шестоднев» (библейский рассказ о шести днях творения мира Богом) отразились широкие познания автора в области древних космологических и философских традиций, и проблема надежной идентификации его источников сохраняет свою актуальность. В статье показано, что в толковании рассказа о сотворении света (Быт. 1:3–4) Василий Великий опирался на текст «Псевдо-Климентин», где в свою очередь излагалось тео-космогоническое учение орфиков, и на сопутствующую философско-аллегорическую интерпретацию классического мифа о рождении Афродиты.

Ключевые словаВасилий Кесарийский, Библия, Ветхий Завет, книга Бытия, «Шестоднев», космогония, «Псевдо-Климентины», Афродита, Фанес, миф, аллегористы
Получено15.03.2019
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов59991
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современном восприятии красота – явление преимущественно эстетического порядка, однако в античности красота могла пониматься еще и как самостоятельная онтологическая сила, играющая существенную или даже главенствующую роль в процессе космогенеза. Само по себе это представление сформировалось в ходе философского осмысления космогонических мифов, в свою очередь породившего обратную тенденцию к мифологизации чисто философских понятий. В основе его лежало не только восприятие космоса как явления совершенной и гармонической упорядоченности, противопоставляемой темному, безобразному и пугающему хаосу1: идея красоты, понимаемой как источник чувственного восторга и одновременно как объект и источник физического влечения, обнаруживала имманентную связь с идеей эроса (чувственной любви), традиционно рассматривавшегося как принцип, объясняющий тайну возникновения жизни и всего сущего в целом2. Однако подобным представлениям, казалось бы, не было места в системе христианского креационизма, где единственной причиной возникновения мира выступал Бог-Творец. Между тем их отголоски – приглушенные, но все же явственно различимые – мы обнаруживаем и у христианских авторов, в частности, у христианского богослова IV в. Василия Великого, чьи Гомилии на «Шестоднев» (толкования на библейский рассказ о шести днях творения мира Богом) на протяжении многих веков служили образцовым компендием, содержащим основоположения ортодоксальной христианской доктрины о происхождении и устройстве мира. Речь идет о том месте Гомилий на «Шестоднев», где Василий Великий толкует рассказ книги Бытия о сотворении света. 1. Как известно, семантика слова «космос» (греч. κόσμος) ассоциировалась с идеей прекрасного порядка и благоукрашенности (ср. основные значения глагола κοσμέω – упорядочивать, устраивать, украшать, наряжать), а употребление этого слова в качестве термина, обозначающего мироздание, засвидетельствовано уже у греческих философов-досократиков начиная по крайней мере с Гераклита Эфесского. Диоген Лаэртий, опираясь на популярную традицию, приписывает Фалесу Милетскому (нач. VI в. до н.э.) изречение: «Всего прекраснее космос, ибо он творение бога (κάλλιστον κόσμος· ποίημα γὰρ θεοῦ)», см.: Diog. Laert. I, 35 (пер. М.Л. Гаспарова, с измен. [Диоген Лаэртский 1986, 65]). В классическую эпоху ту же сентенцию развивает Платон в «Тимее» 29 a, где говорится, что «космос – прекраснейшая из возникших вещей» (пер. С. С. Аверинцева [Платон 2007, 510]); ср. его же «Горгий» 508 a: «Мудрецы (пифагорейцы и Эмпедокл. – О.Н.) учат, Калликл, что небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержность, справедливость, по этой причине они и зовут нашу Вселенную “порядком” (“космосом”), а не “беспорядком”, друг мой, и не “бесчинством”» (пер. С.П. Маркиша [Платон 2006, 350]).

2. Ср. Аристотель, «Метафизика» A 4 984 b 23, где сообщается, что впервые об эросе как онтологическом и космогоническом принципе задумался Гесиод, а вслед за ним и другие, в частности, Парменид, называвший Эрота первейшим созданием Афродиты (у Парменида – великой богини, создательницы космоса и причины всякого рождения).
2 В Библии акт сотворения Богом света описывается кратко. В книге Бытия сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:1–5)3. По поводу третьего стиха, относящегося собственно к сотворению света, Василий Великий говорит следующее: 3. Здесь и далее библейские тексты цитируются в Синодальном переводе, за исключением специально оговоренных случаев. В первой гомилии у Василия Великого толкуется первый стих первой главы кн. Бытия, вторая гомилия посвящена толкованию второго, третьего, четвертого и пятого стихов.
3 Первое слово Божие света естество сотворило, тьму осветило (ἠφάνισε), сумрак уныния разрешило, мир озарило (ἐφαίδρυνε), и все разом от него получило прекрасный для взора и усладительный вид (πᾶσιν ἀθρόως χαρίεσσαν ὄψιν καὶ ἡδεῖαν ἐπήγαγεν). Ибо стало видимым (ἐξεφάνη) небо, дотоле сокрытое тьмою, от него же такая произошла красота (τὸ κάλλος), каковой и поныне наши очи суть зрители. По сотворении света и эфир сделался краше (ἡδίων), и воды светозарнее (φανότερα), ибо эти последние не только сияние принимали, но и от себя его возвращали через то, что свет о них преломлялся, рассыпаясь на все стороны бликами от поверхности вод. Слово Божие все сущее преобразило к вящей чести и вящей отраде (πρὸς τὸ ἥδιστον)! Ибо подобно как те , которые, погрузившись на глубину (ἐν τῷ βυθῷ), выпускают масло, дабы там стало светлее (καταφάνειαν ἐμποιοῦσι), так и Создатель всего , когда возгласил, разом в мир радость света (τὴν τοῦ φωτὸς χάριν) вселил (In Hexaem. hom. 2, 7)4. 4. Здесь и далее тексты Василия Великого и другие источники цитируются в нашем переводе, если не указано иное. Курсив везде наш.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1439

Оценка читателей: голосов 0

1. Anderson, Bernhard W. (1987) Creation versus Chaos: The Reinterpretation of Mythical Symbolism in the Bible, 2 ed., Philadelphia.

2. Childs, Brevard S. (1960) Myth and Reality in the Old Testament, London.

3. Cullmann, Oscar (1930) Le Probleme litteraire du roman pseudo-clementin. Etude sur le rapport entre le gnosticisme et le judeo-christianism, Paris.

4. Geoltrain, Pierre (2001) СLe roman pseudo-clementin depuis les recherches dТOscar CullmannТ, Mimouni S.C., Jones Stanley, F. (eds.) Le judeo-christianisme dans tous ses etats, Cerf, Paris, pp. 31Ц38.

5. Guillaumont, Antoine (1973) СGenese 1, 1-2 selon les commentateurs syriaquesТ, In principio. Interpretation des premiers versets de la Genese. E?tudes augustiniennes, Paris, pp. 115Ц132.

6. Gunkel, Hermann (1895) Schopfung and Chaos in Urzeit and Endzeit, Gottingen.

7. Gunkel, Hermann (1984) СInfluence of Babylonian Mythology Upon the Biblical Creation StoryТ, Anderson B. W. (ed.) Creation in the Old Testament, Philadelphia.

8. Hasel, Gerhard F. (1972) СThe Significance of the Cosmology in Gen 1 in Relation to Ancient near Eastern ParallelsТ, Andrews University Seminary Studies, Vol. 10, pp. 1Ц20.

9. Heintze, Werner (1914) Der Klemensroman und seine griechischen Quellen, Leipzig.

10. Jones Stanley, Frederick (1982) СThe Pseudo-Clementines: A History of ResearchТ, Part I, The Second Century. A Journal of Early Christian Studies, Vol. 2, pp. 1Ц33.

11. Jones Stanley, Frederick (1983) СThe Pseudo-Clementines: A History of ResearchТ, Part II, The Second Century. A Journal of Early Christian Studies, Vol. 3, pp. 63Ц96.

12. Lehmann, Henning (1981) СEl Espiritu de Dios sobre las aguas. Fuentes de los commentarios de Basilio y Agustin sobre el Genesis 1,2Т, Augustinus, Vol. 26, pp.127Ц139.

13. Pouderon, Bernard (2012) La genese du Roman pseudo-clementin. Etudes litteraires et historiques, Peeters, Paris, Louvain, Walpole (Mass.).

14. Riedinger, Rene (1969) СDie Parallelen des Pseudo-Kaisarios zu den pseudoklementinischen Rekognitionen. Neue Parallelen aus Basileios prosekhe seautoТ, Byzantinische Zeitschrift, Vol. 62, pp. 243Ц259.

15. Toporov, Viktor N. (1967) СTowards the ДWorld EggУ Myth ReconstructionТ, Trudy po znakovym sistemam, Vol. 3, Tartu, pp. 81Ц99 (in Russian).

16. Tsumura, David T. (1989) The Earth and the Waters in Genesis 1 and 2: A Linguistic Investigation, Sheffield.

17. Van Rompay, Lucas (1992) СLТinformateur syrien de Basile de CesareeТ, Orientalia christiana periodica, Vol. 58, pp. 245Ц251.

18. Verbeke, Guillaume (1945) LТevolution de la doctrine du Pneuma du stoicisme a saint Augustin, Desclee de Brouwer, Paris.

19. Wakeman, Mary K. (1973) GodТs Battle with the Monster: A Study in Biblical Imagery, Brill, Leiden.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх