Общение как фундаментальная проблема методологии социально-философских исследований

 
Код статьиS004287440003620-7-1
DOI10.31857/S004287440003620-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Журнал «Вопросы философии»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы51-55
Аннотация

Изменения, происходящие ныне в концептуальных основаниях социальной философии, рассматриваются автором сквозь призму тех трансформаций, которые претерпевают сегодня ее методологические функции. Утеряв из виду историческую перспективу, современная социальная философия практически полностью отказалась от претензии на построение универсальных конструкций и распалась на отдельные концепции, схватывающие те или иные аспекты пребывания человека в наличной социальной среде. Она интенсивно растворяется в теоретической социологии и культурологии, теряя при этом статус методологического основания социально-гуманитарного познания. Взамен она предлагает лишь констатацию социальной релятивности знания об обществе. Между тем в различных областях современных социально-гуманитарных исследований мы можем обнаружить обращения к философско-методологическому инструментарию, открывающие иную перспективу социальной философии. В ряде исследовательских направлений психологии, исторической науки, в комплексе наук о языке, в частности, в нарратологии, методология входит в исследовательскую работу не в качестве набора универсальных норм, извне стандартизирующих научное знание, но как инструмент, ориентирующий и структурирующий конкретные исследования. В центре внимания оказывается здесь, прежде всего, момент выражения знания, обеспечивающий его герменевтическое осмысление и понимание членами научного сообщества. А само научное познание предстает в этом случае как разработка особого типа языка, ориентированного на общезначимость. Помимо всего прочего, такое понимание методологии социально-гуманитарных исследований ориентирует на идею, которую в свое время акцентировали русские философы начала ХХ в. – на идею общения как на синтезирующее основание философского осмысления общества. Особенность этой идеи состоит в том, что она подчеркивает культурную и экзистенциальную нагруженность общения в отличие от технической информационной коммуникации.

Ключевые словасоциальная философия, методология, общение, коммуникация, нарратив, понимание
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке РФФИ, проект № 18-011-01252 «Историческая память и историческое понимание: эпистемологические риски обращения к нарративу».
Получено13.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов10674
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сложившийся на сегодня методологический инструментарий в принципе позволяет ученым достаточно точно диагностировать наиболее существенные отклонения от стандартов научности знания. Но в современных научных практиках все более отчетливо проявляется стремление расширить, сделать более эффективными в когнитивном плане способы применения методологии. Главной целью использования методологических инструментов в современной науке становится не сама по себе демаркация научного и ненаучного знания, не выбраковка эмпирически недостаточно подтвержденных теорий и даже не само по себе выявление дефектов в логическом обосновании теорий или демонстрация их несоизмеримости. В большинстве случаев работающие ученые обращаются сегодня к методологическому инструментарию, прежде всего, для того, чтобы уточнять и структурировать проблемное поле своих исследований. Иными словами главной целью методологической рефлексии над наукой становится не стандартизация научно-познавательной деятельности, но расширение ее когнитивных возможностей.
2 Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения социально-философской рефлексии, то первое, что мы можем зафиксировать, это изменение понимания социальности науки. Подчеркивая нормативный характер методологии, мы тем самым акцентируем внимание на чисто внешних регулятивах (т.е. на формальной социальности научной деятельности). Однако трансформации, происходящие сегодня в методологической рефлексии над наукой, свидетельствуют о том, что меняется и характер ее социальности. Констатируя, что в современной науке методология работает «изнутри» научно-познавательной деятельности, мы акцентируем неформальные измерения ее социальности. Указанные типы социальности, проступающие в отношениях между методологией и наукой, лежат в основании двух современных эпистемологических направлений. «Формальную» социальность осмысливает социальная эпистемология, а «встраивающуюся» неформальную – культурно-историческая (см.: [Щедрина 2014, 263–264]). Когда ученый включает методологические нормы и ориентиры в реальный ход исследовательской работы, то делает он это вполне сознательно. И, соответственно, в эпистемологической рефлексии акцентируется и становится определяющим дополнительный уровень методологического осмысления научно-познавательной деятельности. Ученый отслеживает самоизменение своих взглядов и их осмысление в экзистенциальном и историческом контекстах общения со своими коллегами из самых разных областей науки.
3 В социально-гуманитарном познании все эти процессы проявляются сегодня особенно ярко. Сошлемся здесь, к примеру, на современную историческую науку. В практике исторического познания ученые, описывая прошлое через его следы в окружающей их действительности, все чаще делают предметом особого внимания те изменения, которые происходят в их собственном отношении к предмету исследований и своей познавательной деятельности в целом (т.е. фиксируют социальность на неформальном уровне). Они повествуют о самоизменениях своего сознания. И не случайно сегодня у историков все большую популярность приобретает жанр автобиографического нарратива ([Гуревич 2004; Блок 1973] и др.). При этом ученые позволяют себе использовать «живой» язык искреннего повествования о себе, фактически набрасывая контуры пути к философской рефлексии. И тот факт, что процессы самоизменения сознания ученого фиксируются именно в связном повествовании, позволяет представить их как исторический нарратив, включающий самого рассказывающего о себе историка-нарратора в реальный исторический процесс формирования исторического знания. Эта «включенность» и становится определяющим фактором конкретных методологических решений ученого в конкретной исследовательской ситуации.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1793

Оценка читателей: голосов 0

1. Блок 1973 – Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. с франц. Е.М. Лысенко. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1973 [Bloch, Marc Apologie pour l'histoire ou Metier d'historien (Russian translation, 1973)].

2. Гадамер 1991 – Гадамер Г.-Г. Язык и понимание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. C. 43–59 [Gadamer, Hans Georg Sprache und Verstehen (Russian translation, 1991)].

3. Гуревич 2004 – Гуревич А.Я. История историка. М.: РОССПЭН, 2004.

4. Пружинин и др. 2016 – Пружинин Б.И., Автономова Н.С., Бажанов В.А., Грифцова И.Н., Касавин И.Т., Князев В.Н., Лекторский В.А., Махлин В.Л., Микешина Л.А., Ольхов П.А., Порус В.Н., Сорина Г.В., Филатов В.П., Щедрина Т.Г. Достоинство знания как проблема современной эпистемологии. Материалы «круглого стола». // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 20–56.

5. Щедрина 2014 – Щедрина Т.Г. Культурно-историческая эпистемология и социальная эпистемология: два пути к реальности // Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы. К 70-летию Бориса Исаевича Пружинина / Отв. ред.-сост. Н.С. Автономова, Т.Г. Щедрина; науч. ред. Т.Г. Щедрина. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 262–272.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх