Myth and Mythmaking – as Elements in the Communicative Space of Modern Culture

 
PIIS004287440000228-5-1
DOI10.31857/S004287440000228-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Ontology and Epistemology, CSc in Philosophy
Affiliation: Peoples Friendship University of Russia
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages81-85
Abstract

The subject of this article is the process of mythmaking in the society of mass communications and the role of traditional massmedia in that process. The author chooses the semiotic paradigm as the basis of analysis. The myth is consider as a universal element of social communication reproduced at all historical stages in the unity of spontaneous and consciously designed elements. The mythmaking is define as a process of creating a mythological message or system of messages. The special role of the media in modern mythmaking is ensured by their function of "doubling" reality. The images and significations of the constructed reality look like hyperreal, even if they have no basis in objective reality. The consumer of mass media content does not have a distance to these images, that is opens the prospect of turning "history" into "nature" and the possibility of constructing mythological messages. The author claims that the mechanism of the origin of the mythological message that is the basis of the classification of all kinds of mythologies, and this is a research task for another article.

Keywordsmyth, mythmaking, mythological message, communication, mass media, culture, sign
Received17.08.2018
Publication date24.09.2018
Number of characters14416
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Человек – это животное,
2 запутавшееся в паутине значений,
3 которую он сам же и соткал.
4 Клиффорд Гирц
5

Миф вернулся в новом облачении и с новыми возможностями – этот тезис в конце прошлого столетия повторяли философы, культурологи, антропологи, психологи и журналисты. Однако, по большому счету, миф никуда не уходил. На протяжении тысячелетий он менял облик, но оставался одной из важнейших форм культуры. Формирование постиндустриального, а затем информационного общества, инициированное развитием науки и появлением новых способов обработки и тиражирования информации, отнюдь не привело к тотальной рационализации культурной и социальной жизни. Новый век воспроизводит прежнюю «сеть» мифологий и создает новые, которые, как и в архаических обществах, поддерживают воспроизводство социального порядка и определяют самопонимание человека. Миф оказывается не «недоразвитой» формой культуры и преодоленным этапом в развитии человечества, он постоянно присутствует в культуре, будучи одним из ее оснований – первичной формой «конструирования» собственно человеческой реальности и устойчивым элементом социальной коммуникации. Сегодня мифологические компоненты обнаруживаются в искусстве и религии, политике и науке (паранаучные и квазинаучные формы), в пространстве массмедиа, а «логика» мифа определяет мышление и действия человека независимо от того, осознается это им или нет.

6 Миф и мифологическое были предметами осмысления и переосмысления на протяжении всей истории философии. Однако в 60–70-е гг. XX в. интерес к этому сюжету обострился в связи с теми трансформациями, которые произошли в массовом обществе. Мифотворчество стало частью манипулятивных технологий в политике, культуре, массмедиа, рекламе. Во многом следствием этого обстоятельства стало то, что исследования мифа теперь по большей части носят прикладной характер. Последний этап исследований, начавшийся примерно во второй половине 90-х гг. XX в., связан с распространением интернета, породившим новый тип мифотворческих практик.
7 В научной и философской литературе по проблемам мифа и мифологического обнаруживается путаница, связанная с противопоставлением архаического мифа как мифа естественного современному мифу как конструируемому, а еще уже – политическому [Стрельник 2017]. Однако разумно предположить, что и в архаической мифологии имелись конструируемые моменты, а современная мифология в части своей есть результат «естественного», спонтанного мифотворчества. Иными словами, и тогда, и сейчас в мифе выражает себя единый тип сознания, а различия касаются времени и конкретного механизма возникновения мифологического сообщения. По сути, миф – это универсальный элемент социальной коммуникации, а мифотворчество (конструирование мифологического сообщения или системы сообщений) – один из ее основных типов.

views: 2434

Readers community rating: votes 0

1. Barthes, Roland. Mythologies. Russian Translation 2000.

2. Barthes, Roland. Système de la mode. Russian Translation 2003.

3. Luhmann, Niklas. Die Realität der Massenmedien. Russian Translation 2005.

4. Naidysh, Viacheslav M. (ed.) (2008) Science and quasi science, Alpha-M, Moscow (in Russian).

5. Strelnik, Olga N. (2017) “The Deformation of Language and New Birth of the Myth”, Vestnik RUDN, Seriia “Filosofiia”,Vol. 21 (2) (2017), pp. 147–157 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up