Споры о Тахти-Сангине: хронология

 
Код статьиS086919080032537-7-1
DOI10.31696/S086919080032537-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы20-30
Аннотация

Несмотря на то что раскопки на городище Тахти-Сангин начались без малого сто лет назад, вопросы о дате возникновения города и основания храма Окса всё ещё далеки от своего решения. В последнее время стало набирать популярность мнение о появлении памятника в ахеменидское время. В статье приводятся аргументы, свидетельствующие о том, что параметры сырцового кирпича, базы колонн и даже обнаруженные фрагменты керамики Яз III не дают оснований отказываться от предложенной Б.А. Литвинским даты основания Тахти-Сангина в начале III в. до н.э. Так, использованный при возведении храма Окса квадратный кирпич формата 50–52×50–52×12–14 см не находит аналогий в ахеменидских памятниках. Композитный характер торовидных колонных баз отнюдь не свидетельствует об изготовлении последних в ахеменидскую эпоху. Композитные и монолитные базы в VI–III вв. до н.э. бытовали параллельно, а выбор их конструкции определялся в первую очередь качеством имевшегося в распоряжении строителей материала и уровнем мастерства каменотесов.

Фрагменты позднеахеменидской керамики из швов стен теменоса храма Окса были известны уже Б.А. Литвинскому и И.Р. Пичикяну, однако не повлияли на их хронологические выводы. Это объясняется не только тем, что на памятнике ни тогда, ни позднее не были открыты слои, которые можно было бы датировать ахеменидским временем. В последней трети IV – первых десятилетиях III в. до н.э. население среднеазиатских сатрапий продолжало изготовлять и использовать керамику, генетически связанную с позднеахеменидским периодом.

Значение рассмотренных в статье археологических источников далеко выходит за рамки хронологии только одного памятника. Представленные выше данные предостерегают нас от попыток прямолинейной синхронизации изменений, стремительно происходивших в политической сфере, и гораздо более неспешных процессов эволюции материальной культуры.

Ключевые словаТаджикистан, Тахти-Сангин, сырцовые кирпичи, колонные базы, керамические комплексы
Получено06.10.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов20116
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Хотя первые исследования на Каменном городище, которое позднее получило название Тахти-Сангин, состоялись в 1928 г.1, вопросы, связанные с хронологией памятника – как городища, так и храма Окса – всё ещё далеки от своего решения. А.М. Мандельштам, проведший раскопки на памятнике в 1956 г., полагал, что его нижние слои относятся к III–II вв. до н.э. [Мандельштам, 1966, с. 148]. И.Р. Пичикян, руководивший Тахтикобадским отрядом Южно-Таджикистанской археологической экспедиции, работавшим на городище в 1976–1991 гг., датировал завершение строительства храма Окса 330–300 гг. до н.э. [Пичикян, 1991, с. 149–150]. Сам же начальник экспедиции, Б.А. Литвинский, вслед за П. Бернаром [Bernard, 1994, p. 508], считал, что храм был возведен в начале III в. до н.э., при ранних Селевкидах [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 183, 367–368; Литвинский, 2010, с. 14]. 1. Их провели сотрудники Музея восточных культур из Москвы [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 43 (с предшествующей литературой)].
2 Таким образом, несмотря на имевшиеся между исследователями расхождения, вплоть до недавнего времени дата возведения храма Окса не выходила за рамки раннеэллинистического периода. Ситуация радикально изменилась в 2023 г., когда на проходившем в Душанбе симпозиуме «Тахти-Сангин как пример синтеза цивилизаций Востока и Запада» прозвучало три доклада, в которых так или иначе обосновывалась идея о появлении храма в ахеменидскую эпоху. А.-П. Франкфор, ссылаясь на находки ахеменидской керамики А.П. Дружининой2 и свойственную именно ахеменидскому времени конструкцию колонных баз, состоящих из круглого тора и изготовленного отдельно плинта, предположил, что в окрестностях Тахти-Сангина на городище Тахти-Кобад находилось важное ахеменидское поселение, а также высказал идею о переносе3 святилища Окса с Тахти-Кобада на Тахти-Сангин при Антиохе I [Francfort, 2023, p. 9–11, 13]. А.П. Дружинина, руководившая раскопками на Тахти-Сангине в 1998–2010 гг., основываясь на находках в стенах и штукатурке фрагментов столовой парадной4 посуды ахеменидского времени рубежа V–IV вв. до н.э., использовании квадратного кирпича формата 50–52×50–52×12–14 см, а также композитном характере колонных баз и различной обработке их поверхности, пришла к выводу, что храм Окса относится к ахеменидскому времени [Дружинина, 2023, с. 25–34]. Аналогичного мнения о строительстве храма в конце V в. до н.э. придерживается и Н. Ходжаева [Ходжаева, 2023(2), с. 67–68]. 2. А.-П. Франкфор оговаривает, что датировка керамики не концом IV, а началом V в. до н.э. требует подтверждения [Francfort, 2023, p. 11]. Следует отметить допущенную автором ошибку: в работах А.П. Дружининой речь шла вовсе не о начале, а о конце V в. до н.э. [Дружинина, 2023, с. 26].

3. При этом А.-П. Франкфор странным образом забывает сослаться на Б.А. Литвинского, который неоднократно высказывал предположение о том, что на месте эллинистического храма Окса, рядом с ним или на некотором расстоянии от него уже в V в. до н.э. существовало более древнее святилище (протохрам) Окса [Литвинский, Пичикян, 2000, с. 368, 373; Литвинский, 2010, с. 5, 39, 455, 466].

4. Определение «парадная» представляется совершенно неуместным: у Ахеменидов керамика никогда не пользовалась престижем. Так, по свидетельству Афинея, тому, кого Великий царь лишал почестей, приходилось есть с глиняной посуды (Athen. XI. 464a).
3 Естественно, что высказанные выше соображения по датировке храма Окса заслуживают самого пристального внимания. Начнём с того, что взгляды их авторов довольно сильно отличаются друг от друга. Так, гипотеза А.-П. Франкфора по сути представляет собой попытку согласовать датировки А.П. Дружининой и Б.А. Литвинского. С одной стороны, французский исследователь подчеркивает важность находок ахеменидских артефактов и архитектурных деталей, но с другой – склоняется к мысли о возникновении храма Окса в Тахти-Сангине только при Антиохе I. Однако стремление примирить несовместимые друг с другом мнения приводит А.-П. Франкфора к серьёзному логическому противоречию. В самом деле, если ахеменидская керамика действительно датируется концом V в. до н.э., то ни о каком переносе храма с Тахти-Кобада на Тахти-Сангин при Антиохе I говорить не приходится. Если же такой перенос5 действительно имел место, то эта керамика никак не может быть ахеменидской. 5. Замечу, что сама идея о переносе святилища (дома божества) в другое место не имеет под собой достаточных оснований. И хотя в эпоху эллинизма известны случаи переселения жителей из старого города в новый, например, из Вавилона в Селевкию на Тигре [Francfort, 2023, p. 13], храмы при этом оставались на прежнем месте.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 14

Оценка читателей: голосов 0

1. Абдуллаев А. Памятники раннего железного века в Пянджском районе. Прошлое Средней Азии. Ред. В.А. Ранов. Душанбе: Дониш, 1987. С. 38–44.

2. Балахванцев А.С. Политическая история ранней Парфии. М.: ИВ РАН, 2017.

3. Балахванцев А.С., Двуреченская Т.О. Раскопки Западного загородного комплекса Большого Кырк-Кыза в 2021 году. Восток (Oriens). 2022. № 1. С. 36–45.

4. Балахванцев А.С., Двуреченская Т.О. Раскопки Западного загородного комплекса Большого Кырк-Кыза в 2022 году. Восток (Oriens). 2023. № 2. С. 26–36.

5. Болелов С.Б. Заметки о бактрийской керамике (к вопросу о датировке литейной формы бронзового котла из Храма Окса, Тахти-Сангин). Российская археология. 2014. № 4. С. 64–74.

6. Болелов С.Б. Хумбузтепа. Производственный центр эпохи раннего железного века в южном Хорезме (археологические исследования 1996–1997 гг.). Эпоха империй. Восточный Иран от Ахеменидов до Сасанидов: история, археология, культура. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти Бориса Анатольевича Литвинского (Москва, 16–18 апреля 2018 г.). Ред. А.С. Балахванцев, Н.А. Маккавеев. М.: ИВ РАН, 2019. С. 23–66.

7. Вишневская О.А., Рапопорт Ю.А. Городище Кюзели-гыр. К вопросу о раннем этапе истории Хорезма. Вестник древней истории. 1997. № 2. С. 150–173.

8. Воробьева М.Г. Дингильдже. Усадьба середины I тысячелетия до н.э. в древнем Хорезме. М.: Наука, 1973.

9. Воробьева М.Г., Лапиров-Скобло М.С., Неразик Е.Е. Археологические работы в Хазараспе в 1958–1960 гг. Материалы Хорезмской экспедиции. Вып. 6. М.: Наука, 1963. С. 157–200.

10. Гаибов В.А. Раннеэллинистическая керамика Маргианы. Проблемы истории, филологии, культуры. 2004. Вып. XIV. С. 600–608.

11. Гертман А.Н. Сырцовый кирпич Капараса и Елхараса. Древности Южного Хорезма. Труды Хорезмской экспедиции. Т. XVI. М.: Наука, 1991. С. 277–286.

12. Двуреченская Н.Д. К вопросу о раннеэллинистической керамике Бактрии (по материалам закрытого комплекса из террасного дома на Кампыртепа). Записки Восточного отделения Российского археологического общества. 2015. Т. III (XXVIII). С. 197–228.

13. Дружинина А.П. Строительные элементы и объекты ахеменидского времени из храма Окса. Тахти-Сангин как пример синтеза цивилизаций Востока и Запада. Материалы Международного научного симпозиума. Душанбе: Дониш, 2023. С. 23–45.

14. Желен М. Тахти Сангин, 2017. Предварительный отчет. Археологические работы в Таджикистане. 2022. Вып. 42. С. 153–162.

15. Иневаткина О.Н. Фортификация акрополя древнего Самарканда в середине первого тысячелетия до н.э. Материальная культура Востока. Вып. 3. М., 2002. С. 24–46.

16. Исамиддинов M., Рапен К. Городище Коктепа и некоторые вопросы ранней урбанизации Самаркандского Согда. Средняя Азия. Археология. История. Культура. Ред. О.Н. Иневаткина. М.: Пересвет, 2000. С. 203–204.

17. Искендеров Э., Кнаусс Ф., Каниут К. Археологические раскопки Гараджамирлинского комплекса. Исследования по археологии Азербайджана. Ред. Н. Мусеибли. Баку: ИАЭ, 2019. С. 115–128.

18. Лионне Б. Эллинистическая керамика из героона Кинея в Ай-Ханум (Афганистан). Эпоха империй. Восточный Иран от Ахеменидов до Сасанидов: история, археология, культура. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти Бориса Анатольевича Литвинского (Москва, 16–18 апреля 2018 г.). Ред. А.С. Балахванцев, Н.А. Маккавеев. М.: ИВ РАН, 2019. С. 137–152.

19. Литвинский Б.А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 3. Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты. М.: Восточная литература, 2010.

20. Литвинский Б.А., Пичикян И.Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 1. Раскопки. Архитектура. Религиозная жизнь. М.: Восточная литература, 2000.

21. Мамбетуллаев М. Городище Большая Айбуийр-кала (раскопки 1976–1977 и 1981 гг.). Археология Приаралья. Вып. IV. Ташкент: Фан, 1990. С. 91–131.

22. Мандельштам А.М. Кочевники на пути в Индию. М. – Л.: Наука, 1966 .

23. Мокробородов В.В. Гишттепа в кишлаке Пашхурт. Предварительные итоги исследований 2004–2006 гг. Трансоксиана – Мавераннахр: Сборник статей. Академику Э.В. Ртвеладзе в честь 65-летия – его ученики и коллеги. Ташкент: Sa’nat, 2007. С. 148–155.

24. Мокробородов В.В. Формат сырцового кирпича как дополнительный источник по хронологии памятников раннежелезного века. Археология Узбекистана. 2013. № 1 (6). С. 12–20.

25. Омельченко А.В., Мокробородов В.В. Керамические комплексы эллинистического времени из Пайкенда: новые данные. История материальной культуры Узбекистана. 2019. Вып. 40. С. 92–114.

26. Пилипко В.Н. О финальной стадии активного использования керамических комплексов типа Яз III. Бактрия. Т. 2. Материалы археологических исследований эллинистической крепости Узундара и «Великой Бактрийской стены» в 2022 году. Новые данные по восточному эллинизму. М.: ИА РАН, 2024. С. 177–195.

27. Пичикян И.Р. Культура Бактрии (ахеменидский и эллинистический периоды). М.: Наука, 1991.

28. Рапопорт Ю.А., Лапиров-Скобло М.С. Раскопки дворцового здания на городище Калалы-гыр 1 в 1958 г. Материалы Хорезмской экспедиции. Вып. 6. М.: Наука, 1963. С. 141–156.

29. Ртвеладзе Э.В. Археологические исследования в Бандыхане в 1974–1975 гг. Труды Байсунской научной экспедиции. Вып. 3. Археология, история и этнография. Ташкент, 2007. С. 67–95.

30. Ртвеладзе Э.В. Кампыртепа – Александрия Оксианская: город-крепость на берегу Окса в эллинистическое и постэллинистическое время (конец IV в. до н.э. – I в. до н.э.). Ташкент: Sa’nat, 2017.

31. Сагдуллаев А.С. Усадьбы древней Бактрии. Ташкент: Фан, 1987.

32. Сагдуллаев А.С. О работах на поселении Бандыхан II и раскопках кургана 1 могильника Сарыбанд. Труды Байсунской научной экспедиции. Вып. 2. История и традиционная культура Байсуна. Ташкент, 2005. С. 305–306.

33. Сарианиди В.И. Храм и некрополь Тиллятепе. М.: Наука, 1989.

34. Сулейманов Р.Х., Туребеков М. Этапы развития фортификационной системы Еркургана. История материальной культуры Узбекистана. 1978. Вып. 14. С. 60–65.

35. Ходжаева Н.Дж. Тахти-Сангин в истории и культуре Центральной Азии. Душанбе: Дониш, 2023(1).

36. Ходжаева Н.Дж. Новый взгляд на проблему датировки Тахти-Сангина. Тахти-Сангин как пример синтеза цивилизаций Востока и Запада. Материалы Международного научного симпозиума. Душанбе: Дониш, 2023(2). С. 64–82.

37. Шайдуллаев Ш.Б. Северная Бактрия в эпоху раннежелезного века. Ташкент, 2000.

38. Askari Chaverdi A., Callieri P. Tol-e Ajori and Takht-e Jamshid: a Sequence of Imperial Projects in the Persepolis Area. East and West. 2020. Vol. 1 (60). Pp. 177–204.

39. Atai M.T., Boucharlat R. An Achaemenid Pavilion and Other Remains in Tang-i Bulaghi, Tang-i Bulaghi Reports 4: TB 85–34. ARTA. 2009. Vol. 5. Pp. 1–33.

40. Babayev I., Knauss F., Ališov N., Balakhvantsev A., Gagošidze I., Güttte M., Gutschke F., Laliašvili Š. Die achaimenidische Residenz bei Karacamirli. Ausgrabungen auf dem Gurban Tepe, auf dem Rizvan Tepe und bei Dara Yatax. Vorbericht über die 5., 6. und 7. Kampagne 2010, 2011, 2013. Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. 2016 [2019]. Bd. 48. S. 143–187.

41. Bernard P. L’Asie Centrale et l’Empire Séleucide. Topoi. Orient – Occident. 1994. Vol. 4(2). P. 473–511.

42. Bongard-Levin G.M., Koshelenko G.A. The Puzzle of Elkharas. East and West. 2007. Vol. 55. Pp. 41–53.

43. Boucharlat R. Other Works of Darius and His Successors. The Palace of Darius at Susa. The Great Royal Residence of Achaemenid Persia. Ed.: J. Perrot. London: I.B. Tauris, 2013. Pp. 358–407.

44. Boucharlat R. Les traces archéologiques des palais achéménides de Hamadan. ARTA. 2018. Vol. 2. Pp. 1–34.

45. Boucharlat R., Labrousse A. Le palais d’Artaxerxès II sur la rive droite du Chaour à Suse. Cahiers de la Délégation Archéologique Française en Iran. 1979. T. 10. Pp. 21–136.

46. Francfort H.-P. Takht-i Sangin: on the Pre-Hellenistic Finds. Takht-i Sangin as an Example of the Synthesis of the Civilizations of East and West. Proceedings of the International Scientific Symposium. Dushanbe: Donish, 2023. Pp. 6–22.

47. Gagoshidze I. South Caucasus and Achaemenids. Beyond Aragats. Archaeological Studies in Memory of Telemak Khachatryan. Eds.: H. Avetisyan, A. Bobokhyan. Yerevan: Gitutyun, 2018. Pp. 225–232.

48. Genito B. An Achaemenid Capital of the Imperial Periphery: Zranka/Drangiana/Sistan. Persepolis and its Settlements, Territorial System and Ideology in the Achaemenid State. Eds. G.P. Basello, A.V. Rossi. Napoli, 2012. Pp. 365–386.

49. Ghirshman R. Village Perse-Achéménide (Mémoires de la Mission Archéologique en Iran. T. XXXVI). Paris, 1954.

50. Gnoli G. Dahan-i Gulaman. Encyclopaedia Iranica. 1993. Vol. VI (6). Pp. 582–585.

51. Hesse A. Métrologie statistique d’éléments architecturaux des palais achéménides de Suse (briques et bases carrées). Cahiers de la Délégation archéologique française en Iran. 1972. T. 2. Pp. 219–241.

52. Perrot J., Le Brun A., Labrousse A. Recherches archéologiques à Suse et en Susiane en 1969 et en 1970. Syria. 1971. T. 48 (1–2). Pp. 21–51.

53. Sarraf M.R. Neue architektonische und städtebauliche Funde von Ekbatana-Tepe (Hamadan). Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. 1997 [1998]. Bd. 29. S. 321–339.

54. Scerrato U. Excavations at Dahan-i Ghulaman (Seistan-Iran), First Preliminary Report (1962–1963). East and West. 1966. Vol. 16. Pp. 9–30.

55. Schmidt E.F. Persepolis. Vol. I. Structures, Reliefs, Inscriptions. Chicago: The University of Chicago Press, 1953.

56. Stronach D. Pasargadae. A Report on the Excavations Conducted by the British Institute of Persian Studies from 1961 to 1963. Oxford: Clarendon Press, 1978.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх