Ложный выбор между пророссийским и безъядерным Ираном: зачем России безъядерный Иран

 
Код статьиS086919080032393-9-1
DOI10.31696/S086919080032393-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник Института международных исследований, преподаватель кафедры востоковедения
Аффилиация: МГИМО
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, главный научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Молодёжная политика» НИУ ВШЭ
Аффилиация:
МГИМО
НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, ведущий научный сотрудник Научно-учебной лаборатории комплексного изучения Ирана, доцент НИУ ВШЭ
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы70-82
Аннотация

Настоящее исследование задумано как попытка доказать тезис: даже на фоне пророссийского внешнеполитического курса Ирана в интересах России сохранить его безъядерный статус. В предыдущей статье авторы разбирались в том, насколько пророссийским можно считать современный Иран и готовы ли Россия и Иран к стратегическому партнёрству. Во второй статье описаны пять сценариев вокруг иранской ядерной программы, которые могут комбинироваться друг с другом: переговоры по новому соглашению, дальнейшее наращивание санкций, выход Ирана из ДНЯО, военный конфликт и обретение Ираном ядерного оружия. Первые два сценария отвечают российским интересам. Переговоры лишают противников Ирана стимула применить силу, а его – разработать надёжное средство защиты от агрессии. Умеренные санкции против Тегерана укрепляют его мотивацию сотрудничать с Москвой, но чрезмерные ограничения могут послужить спусковым крючком для оставшихся сценариев, чреватых непредсказуемыми последствиями. Выход Ирана из ДНЯО вынудит Москву соотнести противоречащие стимулы: поддержать режим ядерного нераспространения или сохранить отношения с южным соседом. Ядерное оружие в руках Тегерана не угрожало бы России, но увеличило бы риски его непреднамеренного применения и сделало бы Иран более трудным собеседником. А война в Иране дестабилизировала бы ситуацию сразу в трёх сопредельных регионах – на Южном Кавказе, Каспии и в Центральной Азии с последствиями для преимущественно мусульманских регионов России, особенно на Северном Кавказе. Выбор между пророссийским и безъядерным Ираном ложный: российским интересам отвечает и комплементарная внешняя политика Тегерана, и отсутствие у него ядерного оружия. С ядерным Ираном России будет труднее договариваться и преодолевать разногласия во внешней политике, в зоне досягаемости иранских ракет придётся учитывать риски непреднамеренного использования ядерного оружия, а когда и если в Тегеране сменится форма правления – заново оценить угрозу с юга.

Ключевые словаРоссия, Иран, внешняя политика, стратегическое партнёрство, ядерная программа, нераспространение
Получено16.10.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов28430
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Настоящее исследование задумано как попытка доказать тезис: даже на фоне пророссийского внешнеполитического курса Ирана в интересах России сохранить его безъядерный статус.
2 В предыдущей статье [Маргоев и др., 2024] мы исследовали, насколько пророссийским можно считать современный Иран и готовы ли Москва и Тегеран к стратегическому партнёрству. Мы операционализировали российско-иранские отношения по 15 параметрам военного, политического и экономического сотрудничества, учли их историю и современный геополитический контекст. Во второй статье мы разбираемся в том, какие сценарии возможны вокруг иранской ядерной программы и как они могут отразиться на российских интересах.
3

СЦЕНАРИИ ВОКРУГ ИРАНСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

4

У кризиса вокруг иранской ядерной программы существует пять сценариев: переговоры по новому соглашению, дальнейшее наращивание санкций, выход Тегерана из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), военный конфликт и обретение Ираном ядерного оружия. Часть перечисленных сценариев может комбинироваться с другими: например, дальнейшее наращивание санкций – выход из ДНЯО – военный конфликт.

5

1. Переговоры

6

В 2015 г. пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, Германия и Иран подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Президент Трамп вышел из него в 2018 г. При Джо Байдене прошли девять раундов переговоров, чтобы восстановить соглашение, но осенью 2022 г. Великобритания, Германия, Франция и США решили не продолжать переговоры. Причиной назвали то, что правительство Ирана подавило общенациональные протесты, а в конфликте на Украине обнаружили следы беспилотников иранского происхождения.

7 После гибели президента Эбрахима Раиси в 2024 г. в Иране прошли досрочные выборы. В новом правительстве для экс-министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа, который вёл переговоры по СВПД, создали пост вице-президента по стратегическим вопросам, а его заместитель Аббас Аракчи возглавил МИД. По словам последнего, СВПД уже не подлежит восстановлению в прежней форме, но сделка не мертва – потребуются переговоры по новому соглашению.
8 Если на американских президентских выборах победит Камала Харрис, есть шанс на новые договорённости с участием Ирана и США. Подтверждением тому служат консультации по снижению напряжённости на Ближнем Востоке, которые Тегеран и Вашингтон продолжили вести через Оман даже после гибели Раиси. Если же в Белый дом вернётся Дональд Трамп, то отдельному соглашению по ядерной программе республиканская администрация предпочтёт политику максимального давления и комплексных требований к Ирану. Такие требования были сформулированы в Государственном департаменте в 2018 г., когда США вышли из ядерного соглашения [Secretary of State, 2018]. Вероятно, новая администрация Трампа выдвинет аналогичные условия, и администрация Пезешкиана не сможет вступить в переговоры на их основе.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 20

Оценка читателей: голосов 0

1. Арбатов А.Г. Иранский ядерный узел. Современная Европа. 2007. № 1. С. 24–36.

2. Арбатов. А.Г. Ползучий кризис. Азия и Африка сегодня. 2012. № 8. С. 11–12.

3. Бацанов С.Б., Хлопков А.В., Чернавских В.Д. Восстановление действенности СВПД: принципы и подходы. Взгляд из России. Россия в глобальной политике. 07.12.2020. https://globalaffairs.ru/articles/vosstanovlenie-svpd/ (accessed: 10.09.2023).

4. Бужинский Е.П. (Не)реалистичные угрозы? К вопросу о ракетных программах КНДР и Ирана. Russia Confidential. 2016. № 3. C. 1–7.

5. Винников А.А., Орлов В.А. Между Бушем и Бушером. Россия в глобальной политике. 2005. № 2. С. 128–142.

6. Военный удар по Ирану стал бы огромной ошибкой. Интерфакс. 14.02.2010.

7. Евсеев В.В., Сажин В.И. Иран, уран и ракеты. М.: Институт Ближнего Востока. 2009.

8. Евстафьев Г.М. Ядерное оружие практически исчерпало себя как политическое средство. Индекс Безопасности. 2012. Т. 18. № 1. С. 31–36.

9. Иванов И.С. Иранская ядерная программа: позиция России. Азия и Африка сегодня. 2012. № 8. С. 15–16.

10. Иванов И.С. Иран не откажется от развития ядерной энергетики. Российская газета. 15.07.2014.

11. Кисляк С.И. Иран: ситуация стало понятнее, но не все вопросы сняты. Ядерный Контроль. 2005. Т. 11. № 2. С. 9–15.

12. Кучинов В.П. Выступление на секционном заседании 3 «СВПД и развитие сотрудничества с Ираном в области мирного использования атомной энергии» Московской конференции по нераспространению–2017. Центр энергетики и безопасности. 2017. http://ceness-russia.org/rus/conf2017/materials/2063/ (accessed: 10.09.2023).

13. Лата В.Ф., Хлопков А.В. Иран: ракетно-ядерная загадка для России. Ядерный Контроль. 2003. Т. 9. № 2. С. 39–56.

14. Маргоев А.Р., Токарев А.А., Раванди-Фадаи Л.М. Ложный выбор между пророссийским и безъядерным Ираном: существует ли стратегическое партнёрство. Восток (Oriens). 2024. № 4. С. 89–101.

15. Наумкин В.В. Новые моменты в ближневосточной политике Соединённых Штатов Америки. Проблемы национальной стратегии. 2022. № 5. С. 14–25.

16. Непредсказуемый сосед Приморья настроился на ядерную войну. Primamedia. 11.03.2016. https://primamedia.ru/news/494176/ (accessed: 13.09.2024).

17. Новая ядерная девятка? Оценка угроз распространения ядерного оружия в мире. Доклад. Под ред. В.А. Орлова, С.Д. Семенова. М.: «Весь Мир». 2023.

18. Орлов В.А. Пациент в реанимации. Россия в международной политике. 02.09.2003. https://globalaffairs.ru/articles/paczient-v-reanimaczii/ (accessed: 14.09.2024).

19. Орлов В.А. Лабиринт, которого нет. Россия в глобальной политике. 2012. № 1. С. 54–67.

20. Орлов В.А. Трушкин И. В. Иранская ядерная программа. Дилеммы для России. Russia Confidential. 2011. Т. 1. № 2. С. 1–5.

21. Пикаев А.А. Иранский ядерный пазл. Международная жизнь. 2008. № 11. С. 67–82.

22. Путин В.В. Безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией. Российская газета. 26.02.2012. https://rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html (accessed: 24.09.2024).

23. Рябков С.А. Санкции против Ирана: ресурс исчерпан. Индекс Безопасности. 2012. Т. 18. № 1. С. 17–24.

24. Сажин В.И. Иранская ядерная программа и угроза регионального вооруженного конфликта. Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2014. № 8. С. 457–467.

25. Сажин В.И. Судьба СВПД «висит на волоске» – конец истории? Международная жизнь. 24.01.2023. https://interaffairs.ru/news/show/38685 (accessed: 10.09.2023).

26. Стенограмма заседания в Центре энергетики и безопасности с участием заместителя Министра иностранных дел России С.А. Рябкова по теме: «Венские договоренности по иранской ядерной программе: роль России и перспективы реализации», Москва, 14 августа 2015 года. МИД России. 20.08.2015. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/1513299/ (accessed: 14.09.2024).

27. Тройной кризис на Большом Ближнем Востоке. Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 4. С. 92–104.

28. У ядерного порога: уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения. Под ред. А.Г. Арбатова; М.: Московский центр Карнеги, РОССПЭН, 2007.

29. Evron Y. Chapter 3: An Israel-Iran Balance of Nuclear Deterrence: Seeds of Instability. Israel and a Nuclear Iran: Implications for Arms Control, Deterrence, and Defense. Ed. E. Kam. Tel Aviv: Institute for National Security Studies. 2008. Pp. 47–64.

30. Khoshāyand H. Zarurat-e Pāsokhguyi-ye Qate’, Sanjide va Monāseb-e Jomhuri-ye Eslāmi-ye Irān be Rejim-e Sehyunisti. Shoura’e Rābordi-ye Ravābet-e Khāreji. 12.08.2024 (in Persian) https://www.scfr.ir/fa/?p=300157 (accessed: 16.09.2024).

31. Liechtenstein S. Iran has Further Increased Its Stockpile of Uranium Enriched to Near Weapons-grade Levels, UN Says. AP News. 29.08.2024. https://apnews.com/article/iran-nuclear-iaea-enriched-uranium-stockpile-9c86e5788a8bb45eab1337d5f6c10121 (accessed: 14.09.2024).

32. Lynch C. The Iran Nuclear Talks’ Breakout Player. Foreign Policy. 2022. https://foreignpolicy.com/2022/01/26/russia-iran-nuclear-negotiator/ (accessed: 10.09.2023).

33. Saradzhyan S. Why Russia Values a Non-Nuclear Iran More Than Higher Oil Prices. The Bulletin of the Atomic Scientists. 2016. https://thebulletin.org/2016/08/why-russia-values-a-non-nuclear-iran-more-than-higher-oil-prices/ (accessed: 10.09.2023).

34. Secretary of State Mike Pompeo After the Deal: A New Iran Strategy. U.S. Embassy & Consulates in Russia. 22.05.2018. https://ru.usembassy.gov/secretary-of-state-mike-pompeo-after-the-deal-a-new-iran-strategy/ (accessed: 14.09.2024).

35. Waltz K.N. Why Iran Should Get the Bomb: Nuclear Balancing Would Mean Stability. Foreign Affairs. 2012. Vol. 91. No. 4. Pp. 2–5.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх