Стратагемное мышление и манипулятивные практики в китайском управлении: социологический анализ

 
Код статьиS086919080032000-7-1
DOI10.31696/S086919080032000-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор, факультет социологии СПбГУ; ассоциированный научный сотрудник, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: профессор, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета; ассоциированный научный сотрудник, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Зав. кафедрой востоковедения и регионоведения АТР Иркутского государственного университета
Аффилиация: Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации Иркутского государственного университета
Адрес: Российская Федерация, Иркутск
Должность: доцент
Аффилиация: Иркутский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Иркутск
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы212-223
Аннотация

Стратагемное мышление и манипулятивные практики в деятельности руководителей китайских организаций могут рассматриваться как особая социальная инженерия, как «инженерия разума» сотрудников организаций, «промывания их мозгов», «контроля над разумом» – т.е., как совокупность латентных стратегий, принципов и приемов влияния. Манипулятивные практики дополняют традиционные китайские технологии манипулирования – стратагемное мышление. Стратагемы и манипулятивные приемы китайских руководителей могут рассматриваться как устойчивые универсальные системы, составляющие традиционный набор манипуляций, дополненный современными технологиями программирования поведения подчиненных. Осуществлен историко-социологический обзор манипуляций как элемента управления в деятельности китайских руководителей, а также показаны примеры манипулятивных приемов, развивающих стратагемные идеи. Отмечается, что в нестандартных ситуациях свои внутренние манипулятивные установки и убеждения руководитель может развивать и реализовывать как новые уникальные формы манипуляций – новые стандарты общения, поведения и принятия решений, которые наиболее подходят для программирования и контроля поведения подчинённых в складывающейся ситуации. Выявлено, что руководители китайских организаций, обладающие развитой, и постоянно совершенствующейся практикой манипулирования и оказываются более успешными, поскольку в их управленческой деятельности сокращаются бюрократические шаблоны и стандарты управления. Развитость манипулятивных способностей руководителей по программированию и контролю поведения подчинённых может рассматриваться как преимущество и более высокий уровень профессионализации китайских руководителей. Существует представление, что грамотный руководитель с необходимостью должен уметь манипулировать своими подопечными, использовать определённые стратегии манипуляции и практиковать их в повседневном взаимодействии, опираясь на знание специфики китайских традиций, морали и особенностей общения. Сделан вывод, что манипулятивные практики китайских руководителей следует анализировать как особую форму социального взаимодействия в совокупности с экономическими, психологическими, технологическими и иными средствами в интересах продвижения корпоративной культуры, определённых идей, ценностей и пр., подчас в противовес с интересами, целями и ценностями сотрудников.

Ключевые словаКитай, стратагемы, практики манипулирования, руководители организаций, социология управления
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда № 24-28-01448.
Получено07.10.2024
Дата публикации27.10.2024
Кол-во символов23311
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Китай общество знакомых людей. Фэй Сяотун

2

ВВЕДЕНИЕ

3 Традиционные китайские принципы выстраивания отношений – стратагемное мышление, дополненные еропейскими манипулятивными практиками, формируют новую коммуникативную реальность. Глубокие исследования манипулирования, проведенные Б.Н. Бессоновым, В.П. Даниленко, Е.В. Доценко, С.Г. Кара-Мурзой, В.П. Шейновым, Э. Шостромом, А.М. Филатовым, Сун Баоанянем, Цзя Юйцзяо, Ни Яном, Чжао Лили, П. Хофером, Дж. Рудиновым и многими другими, создают научную базу для проведения социологического анализа этого феномена на новом уровне систематизации.
4 Стратагемное мышление и манипулятивные практики китайских руководителей на бытовом и научном уровнях воспринимаются проблемно. На бытовом уровне отношение к стратагемному мышлению уважительное и заинтересованное, в то время как к манипулированию – скорее негативное. В общественном сознании стратагемам отведено место национального культурного кода китайцев, а манипулятивные практики, напротив, относят к темной стороне треугольника личности (Земля, Небо, Человек) и индоктринации – некритическому восприятию получаемой информации [My, 2010].
5 Китайские научные исследования раскрывают иное отношение к манипуляциям в управлении. Во-первых, отмечается такая особенность, как нацеленность на «тактику атак людскими волнами», а присущая традиционной модели управления логика жестких распоряжений и контроля все больше обнажает ее ограниченность [Ян, 2023, с. 74–86]. Во-вторых, в китайской традиции признание первенства морали и репутации является базовым основанием всякого социального взаимодействия. Однако в научных исследованиях, в отличие от бытовых представлений, этические проблемы манипулирования воспринимаются, скорее, терпимо. В-третьих, манипулятивные практики китайских руководителей являются технологиями реализации принципов концепции «цзяо хуа» («обучение и воспитание»), предполагающей добровольное желание исполнять его волю [Чжао Лили, Цюй Сихуа, 2005, с. 85–88]. Манипулирование в данном случае рассматривается как условие жизнеспособности системы, стандартно воспринимаемое китайцами в моральном и эмоциональном смысле или как «позитивное» и «хорошее», или как «негативное» и «плохое».
6 Эмпирическая часть анализа проблемы базируется на авторских исследованиях, проведённых с 2014 по 2022 гг. и посвящённых оценке качеств личности китайского руководителя. В интернет-опросе предлагалось оценить 24 качества китайских руководителей, в т.ч. умение манипулировать. В опросе приняли участие 1472 человека из различных провинций Китая в возрасте от 18 до 66 лет [Дерюгин и др., 2020, с. 139–160]. Выводы статьи опираются на результаты ряда интервью и фокус-групп с китайскими молодыми предпринимателями [Дерюгин и др., 2017].
7 Цель исследования – выявление, обоснование и эмпирическое подтверждение различий в оценке роли манипуляций в общественном сознании китайцев и среди руководителей китайского бизнеса, социальная обусловленность этого явления.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 15

Оценка читателей: голосов 0

1. Брусенская Л.А., Беляева И.В. Сравнение как средство убеждения и инструмент манипуляции: особенности применения в медиапространстве. Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2022. №3. С. 590–599.

2. Ван Ляньцэнь. Сопоставительный анализ речевого этикета в современном русском и китайском языках. Мир русскоговорящих стран. 2021. № 4. С. 52–67.

3. Вострикова И. Ю., Уржумцева Т. Б. Искусство стратегии древнего Китая на службе у современных менеджеров. Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии им. В.Б. Бобкова. 2017. №1. С. 28–31.

4. Дерюгин П.П., Баруздин И.А., Цзинь Ц., Сивоконь М.В., Шиляева А.С. Сетевая диагностика ценностей предпринимательства (по материалам эмпирического социологического исследования российских и китайских предпринимателей). Дискурс. 2017. №4. C. 68–89.

5. Дерюгин П.П., Лебединцева Л.А., Ярмак О.В., Чихарев И.А. Социодинамика ценности деловых качеств в структуре человеческого капитала за период обучения в вузе: стратегия социологической диагностики. Социология науки и технологий. 2020. Т. 11, № 4. С. 139–160.

6. Доу Юйпэй (窦玉沛). Цун шэхуэй гуаньли дао шэхуэй чжили: лилунь хэ шицзянь дэ чжунда чуансинь (从社会管理到社会治理: 理论和实践的重大创新; От социального менеджмента к социальному управлению: значимые инновации в теории и практике). Синчжэн гуаньли гайгэ (行政管理改革). 2014. №4.

7. Жэнь Жань. Сопоставление понятия «комплимент» в русской и китайской лингвокультурах. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 660–662.

8. Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Москва: Эксмо, 2004. Т. 1–2.

9. Косинова Л.В. Китайский юмор: универсальное и национально-специфическое. Общество и государство в Китае. 2013. №1. С. 675–676.

10. Крючкова С.Е., Крючкова Е.В. Искусство аргументации в Древнем Китае. Философская мысль. 2023. № 4. С. 1–18.

11. Маслов А.А. Наблюдая за китайцами: скрытые правила поведения. М.: Рипол классик, 2010.

12. Му Чжи (牧之). Синьли цаоцуншу да цюань цзи (心理操纵术大全集; Полное собрание сочинений о приемах психологической манипуляции). Пекин: Цие гуаньли чубаньшэ. 2010.

13. Никитина К.В. КНР в лингвополитической системе координат русско- и англоязычного медиадискурсов. Филология и культура. 2019. №3. С. 74–79.

14. Падерина Т. С., Сюэ Б. Этническое своеобразие концепта «свой-чужой» в языковом сознании русских и китайцев. Russian Linguistic Bulletin. 2021. №3. С. 13–17.

15. Петрова М.В. Речевая контрманипуляция как объект лингвистического исследования: проблемные вопросы. Мир науки, культуры, образования. 2016. №4. С. 210-214.

16. Стацевич Е., Гуленков К., Сорокина И. Манипуляции в деловых переговорах: практика противодействия. М.: Альпина Паблишер, 2007.

17. Сун Баоань, Цзя Юйцзяо (宋宝安, 贾玉娇). Шэхуэй гуаньли чжэнцэ дэ чжуаньсин: цун сяньдайхуа дао кэ чисюй дэ шэнцзи (社会管理策略的转型:从现代化到可持续生计; Трансформация стратегий социального управления: от модернизации к устойчивому жизнеобеспечению). Шэхуэй кэсюэ (社会科学). 2009. №10.

18. Сунь-Цзы. Искусство Войны. М.: АСТ. 2019.

19. Цзя Юйцзяо (贾玉娇). Лии сетяо юй юсюй шэхуэй – шэхуэй гуаньли шицзяо ся чжуаньсин ци Чжунго шэхуэй лии сетяо лилунь цзньгоу: боши сюэвэй лунвэнь, шэхуэйсюэ (利益协调与有序社会 —— 社会管理视角下转型期中国社会利益协调理论建构: 博士学位论文, 社会学; Координация интересов и упорядоченное общество: построение теории координации интересов в китайском обществе переходного периода с точки зрения социального управления: докторская диссертация, социология). Чанчунь: Цзилинь дасюэ (长春: 吉林大学), 2010.

20. Чейз Д. Искусство войны. Руководство для бизнеса. Москва: АБ Паблишинг Трейд, 2015.

21. Чжао Лили, Цюй Сихуа (赵俐俐, 屈锡华). Шэхуэйсюэ шие чжун гуаньли гайнянь дэ бяньси (社会学视野中管理概念的辨析; Анализ концепций управления с точки зрения социологии). Тяньфу синь лунь (天府新论) 2005. No. 10. С. 85–88.

22. Юй Цзинхуэй (于景辉). Цюаньцюхуа бэйцзин хя дэ во го шэхуэй гуаньли цзичжи чуаньсинь яньцзю: боши сюэвэй лунвэнь, шэхуэйсюэ (全球化背景下的我国社会管理机制创新研究: 博士学位论文, 社会学; Исследование инноваций в механизмах социального управления в Китае в контексте глобализации: докторская диссертация, социология). Чанчунь: Цзилинь дасюэ (长春: 吉林大学), 2011.

23. Ян Н. Практические модели и теоретические подходы к тонкому управлению мегаполисами в Китае. Ученые записки. 2023. № 1(45). С. 74–86.

24. Chu Yun-han, Chang Yu-tzung, Huang Ming-hua. Modernization, Institutionalism, Traditionalism, and the Development of Democratic Orientation in Rural China. Asian Barometer. A Comparative Survey of Democracy, Governance and Development. Working Paper Series. No. 22. Taipei: Asian Barometer Project Office, National Taiwan University and Academia Sinica, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх