Social and Political Role of Sufism in the Present-Day Deccan

 
PIIS086919080031986-1-1
DOI10.31696/S086919080031986-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor at the Department of South Asian History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Moscow, Russian Federation
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 5
Pages240-250
Abstract

Deccani Sufism is a unique phenomenon in both doctrinal and socio-political respects. However, though its conceptual and ritualistic components have been thoroughly studied, the nature and the extent of inclusion of Sufi institutions in social and political mechanisms of Central India have not until now become the object of a separate research. Nevertheless, the position Sufism occupies in contemporary Deccan results directly from the Sufi system of beliefs adapted to local realities.

The analysis of connection between time-space characteristics of Sufi paradigm in the present-day Deccan region and the peculiarities of Sufi institutional system in Telangana and Andhra-Pradesh demonstrates stable prevalence of Sufism`s social significance over its political role.

Increased social importance of Sufi institutions is stipulated by their constructive activities to the effect of preventing communalism and alleviating Sunni-Shia tensions, as well as by the support they provide for the vulnerable of all castes and creeds. At the same time, the niche occupied by Sufism within the Deccani political discourse is currently very limited. The strategy of Sufi organisations signifies their minimal interest in building up political influence and their wish to avoid being included into party politics. Such an approach, however, does not make Sufi structures less appealing to the broad spectrum of political organisations in the Deccan region, since it does not diminish their hypothetical capacity to mobilize an extensive “vote bank”.

Thus, being simultaneously the subject of social and the object of political life, Sufism has the potential to strengthen its positions in both spheres.

KeywordsIslam, Sufism, Deccan, Telangana, Andhra-Pradesh, dargah, tariqah
AcknowledgmentThe research has been carried out within the framework of the Russian Science Foundation grant № 23-28-00293, https://rscf.ru/en/project/23-28-00293/
Received06.10.2024
Publication date27.10.2024
Number of characters28255
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

СУФИЗМ НА ДЕКАНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

2 Отличительные черты суфизма на Декане1, получившие развитие в настоящее время, в значительной мере были заложены в процессе исторического развития данной части южноазиатского субконтинента в Средние века: именно тогда была определена ниша, которую это мистико-аскетическое направление в исламе заняло в жизни местного общества. 1. Декан (Деканское плоскогорье) – географическая область в Индии, включающая в себя внутренние районы центральной части полуострова Индостан. На данный момент там расположены штаты Андхра-Прадеш, Телангана, Карнатака, Махараштра, а также частично Мадхъя-Прадеш, Орисса, Тамилнаду и Чхаттисгарх. Именно в Андхра-Прадеше и Телангане, которые в 1956–2014 гг. составляли единый штат – Андхра-Прадеш, проживает большинство мусульман (равно как и большинство суфиев) региона.
3 Общая периодизация, выявленная исследователями при изучении суфизма, предполагает выделение трёх этапов его развития, в соответствии со степенью организованности и приоритетной формой деятельности суфийских институтов: период кханка2 (X–XII вв., когда последователи суфизма сосредоточивали свою активность на личном поиске истины в местах уединения), период тарика3 (XII–XIV вв., когда распространение получило обучение конкретному пути в рамках парадигмы «учитель – ученик») и период таифа (после XV в., когда произошло становление орденов (тарика4) как иерархических структур и начала активно развиваться сеть суборденов (таифа5), ориентированных на работу с населением)6. 2. Кханка (перс. «место пребывания») – постройка, предназначенная для собраний суфийского братства (тарика). Служит одновременно образовательным центром и местом осуществления духовных практик.

3. Тарика в данном случае – метод мистического познания с уникальными нормативными приемами физических, аскетических и духовно-религиозных упражнений и практик [Ислам. Энциклопедический словарь, 1991, c. 224–225].

4. Тарика-орден (или братство) понимается как единство тарика-метода, силсила (непрерывная генеалогическая цепь духовных передатчиков конкретного метода познания) и формальной организации (таифа) [Ислам. Энциклопедический словарь, 1991, c. 208–209, 224–225; Parveen, 2005, p. 3].

5. Термином таифа при обозначается как сама система суборденов, так и каждая из составляющих её структурных единиц [Ислам. Энциклопедический словарь, 1991, c. 224; Renard, 2009, p. 177–178].

6. [Trimingham, 1971, p. 5, 10, 67].
4 Знакомство Декана с суфизмом началось в рамках второго этапа развития данного учения благодаря активности отдельных суфийских пиров7, в индивидуальном порядке приезжавших в регион начиная с XII в. Процесс распространения суфийского учения значительно ускорился в XIV в. с активизацией завоевательной политики Делийского султаната (1206–1526): суфии сопровождали продвигавшиеся на юг армии [Hangloo, 2000, p. 50]. 7. Пир – также именуемый хазрат, шейх, муршид или вали (мн.ч. – аулия) – термины, применяемые в суфизме в отношении индивидов, за которыми признается право на духовное наставничество и руководство орденом в целом либо одним из его ответвлений [Renard, 2009, p. 90–91, 177–178, 220].
5 Параллельно на Декане шли ещё два важных процесса: становление языка дакхини8 и трансформация сельского общества вследствие расширения обрабатываемых земель и перехода основной части населения к оседлому образу жизни. Утверждение суфизма оказалось неотрывно сопряженным с этими процессами: оно подпитывало их и одновременно само стимулировалось ими. Именно суфии заложили основы литературной традиции на дакхини, сделав его средством трансляции своих убеждений. Их деятельность оказалась особенно востребованной среди привязанного к земле местного населения, жизнь которого суфии по возможности пытались облегчить оказанием гуманитарной, медицинской и юридической помощи [Танеева-Саломатшаева, 2009, с. 6–7; Mishra, 2016, p. 46–47;]. 8. Дакхини, так же известный как деканский урду, признается исследователями основным языком суфийской традиции Декана [Vijayendra, 2006].
6 Основные ордена (тарика) Декана – чиштийя, кадирийя и шаттарийя – распространяли письменную культуру (прежде всего на дакхини) и одновременно обеспечивали постоянное место жительства тем, кто не имел возможности самостоятельно вписаться в жизнь оседлого общества.
7 В активности суфийских институтов на Декане с точки зрения характера их деятельности можно выделить четыре стадии: несистематический прозелитизм отдельных суфиев, приезжавших в индивидуальном порядке в период XII–XIII вв.; период организованной миссионерской и благотворительной деятельности суфиев, постоянно проживавших в регионе (первая половина XIV в.)9; период политического участия суфийских институтов и их вовлеченности в функционирование государств Декана (середина XIV в. – вторая половина XVII в.)10; период абстрагирования суфиев от политики, начавшийся с конца XVII в. и в целом продолжающийся до настоящего времени [Qazi et al., 2019, p. 80–86]. 9. Именно на этом втором этапе происходит «распределение» городов и областей между отдельными пирами, которые изначально получали там право эксклюзивного проповедования, а впоследствии начинали восприниматься как покровители данных мест [Suvorova, 2009, p. 10].

10. Имеются в виду сначала держава Бахманидов (1347–1518 гг.), а затем пришедшие ей на смену султанаты Ахмаднагар (1490–1636 гг.), Берар (1490–1572 гг.), Биджапур (1490–1686 гг.), Бидар (1492–1619 гг.) и Голконда (1518–1687 гг.). Правители данных государств охотно шли на контакт с суфиями, воспринимая альянс с ними как дополнительную возможность консолидировать власть и повысить свою популярность среди широких слоёв населения [Eaton, 1996, p. 45–52].

Number of purchasers: 0, views: 11

Readers community rating: votes 0

1. Islam. Encyclopedic Dictionary. Ed. L.V. Negrya. Moscow: Nauka, 1991 (in Russian).

2. Taneeva-Salomatshaeva L.Z. The Sources of Sufism in Medieval India: The Chishti Brotherhood. Moscow: “Vostochnaya literatura” IOS RAS, 2009 (in Russian).

3. Aafaq Z. Olive Branch or Division of Votes? Behind BJP’s ‘Sufi’ Out-reach to Muslims. Scroll India. 05 November 2023 https://scroll.in/article/1058548/olive-branch-or-division-of-votes-behind-bjps-sufi-outreach-to-muslims (accessed: 30.04.2024).

4. Bigelow A. Senses of Belonging: Materiality, Embodiment, and At-tunement at Sufi Shrines in India. MAVCOR Journal. 2022. Vol. 6. No. 2 https://mavcor.yale.edu/mavcor-journal/essays/senses-belonging-materiality-embodiment-and-attunement-sufi-shrines-india (accessed: 03.04.2024).

5. Boivin M. The Sufi Paradigm and the Makings of a Vernacular Knowledge in Colonial India: The Case of Sindh (1851-1929). London: Pal-grave Macmillan, 2020.

6. Eaton R.M. Sufis of Bijapur 1300–1700: Social Roles of Sufis in Me-dieval India. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers, 1996.

7. Farooqui Z. Hyderabad: Fresh Struggle Needed to Reclaim Waqf Properties, Says Paracha. Siasat Daily. 02 May 2023 https://www.siasat.com/hyderabad-fresh-struggle-needed-to-reclaim-waqf-properties-says-paracha-2580431/ (accessed: 21.04.2024).

8. Hangloo R.L. Sufism in Medieval Deccan. Politics and Worship. An-dhra Pradesh History Congress Proceedings. Rajahmundry: Andhra Histori-cal Research Society, 2000. Pp. 49–57.

9. Markaz-E Ahl-E Sunnat Hyderabad. 2024 https://www.markazeahlesunnathyd.com/about (accessed: 29.04.2024).

10. Mishra A.R. Institutionalization and popularization of Sufism in India. International Journal of Humanities and Social Science Research. 2016. Vol. 1. No. 10. Pp. 43–48.

11. Mohammad A. The Festival of Pirs. Popular Islam and Shared Devo-tion in South India. New York: Oxford University Press, 2013.

12. Moin A. Hyderabad: Sufi Council Seeks New Board for Dargahs. Deccan Chronicle. 30 July 2019 https://www.deccanchronicle.com/nation/current-affairs/300719/hyderabad-sufi-council-seeks-new-board-for-dargahs.html (accessed: 19.11.2023).

13. Nanisetti S. Detailing Dargahs of Deccan in ‘Culture of Amity’. The Hindu. 10 September 2018 https://www.thehindu.com/society/history-and-culture/living-hyderabad-detailing-dargahs-of-deccan-culture-of-amity-department-of-culture-booklet/article24914323.ece (accessed: 21.11.2023).

14. Parveen B. Development of a Distinct Islamic Thought: Studying the Emergence and Expansion of Mysticism with Special Reference to India. Historicity Research Journal. 2015. Vol. 1. No. 12. Pp. 1–5.

15. Politicians of Various Parties Are Lining up to Visit Yousuf Sharif Baba Dargah. The Times of India. 28 March 2009 http://articles.timesofindia.indiatimes.com/2009-03-28/hyderabad/28003932_1_dargah-blessings-visit (accessed: 17.03.2024).

16. Qazi A.P., Kumar A. Mysticism and Sufi Order in the Deccan. Aay-ushi International Interdisciplinary Research Journal. 2019. Vol. 6. No. 5. Pp. 80–91.

17. Renard J. The A to Z of Sufism. Plymouth: Scarecrow Press, 2009.

18. Savarkar V.D. Hindutva: Who Is a Hindu? Bombay: Veer Savarkar Prakashan, 1969.

19. Students of Madrassas Take out Awareness Rally to Promote Deeni Taleem in Old City. The Times of India. 30 January 2017 https://timesofindia.indiatimes.com/city/hyderabad/students-of-madrassas-take-out-awareness-rally-to-promote-deeni-taleem-in-old-city/articleshow/56863954.cms (accessed: 08.05.2024)

20. Sunni United Forum of India Conducts Blood Donation Camp. Hans India. 04 November 2019 https://www.thehansindia.com/news/cities/hyderabad/sunni-united-forum-of-india-conducts-blood-donation-camp-578135 (accessed: 07.05.2024)

21. Suvorova A. Muslim Saints of South Asia: The Eleventh to Fifteenth Centuries. London and New York: Routledge, 2004.

22. Tajdin M. Understanding Islam between Theology and Anthropology: Reflections on Geertz’s “Islam Observed”. Religions. 2022. Vol. 13. No. 3. Article 221. Pp. 1–14.

23. Teja Ch. The Sufi Culture in the Deccan Region and Its Inclusive Na-ture. World for Peace. 06 July 2021 https://www.wordforpeace.com/the-sufi-culture-in-the-deccan-region-and-its-inclusive-nature/ (accessed: 23.04.2024).

24. Trimingham J.S. The Sufis Orders in Islam. Oxford: Clarendon Press, 1971.

25. Venkateshwarlu K. Dargah to Celebrate Fusion of Cultures. The Hin-du. 11 February 2016 https://www.thehindu.com/news/cities/Hyderabad/dargah-to-celebrate-fusion-of-cultures/article8221177.ece (accessed: 20.11.2023).

26. Vijayendra T. Dakhni — People’s Language. Frontier Weekly. 2006. Vol. 39. No. 22 https://frontierweekly.com/archive/vol-number/vol/vol-39-2006-07/vol-39-22/dhakni-39-22.pdf (accessed: 09.03.2024).

27. Zafar A., Anas O. World Sufi Forum: India's Outreach to Global Community // Indian Council of World Affairs. 06 May 2016 https://www.icwa.in/show_content.php?lang=1&level=3&ls_id=1801&lid=797 (accessed: 22.11.2023).

28. Zafar I. Hyderabad-news: Milad-un-Nabi Procession Postponed to October 1 to Avoid Clash with Ganesh Visarjan. English Jagran. 20 Septem-ber 2023 https://english.jagran.com/telangana/hyderabad/hyderabad-news-miladunnabi-procession-postponed-to-october-1-to-avoid-clash-with-ganesh-visarjan-10101870 (accessed: 16.03.2024).

Система Orphus

Loading...
Up