Инкорпорирование кочевников в военную и административную систему оседлых политий: на примере Хорезма в домонгольский период

 
Код статьиS086919080031237-7-1
DOI10.31696/S086919080031237-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы26-37
Аннотация

Проблема инкорпорирования представителей кочевых племенных структур в состав оседлых политий обладает обширной историографией, однако в данной статья нами рассматривается конкретный пример подобного явления, проявившегося в истории Хорезма в годы правления там династии Ануштегинидов, то есть в XII – начале XIII в. Отдельные аспекты этой проблемы, безусловно, рассматривались исследователями и сам автор статьи посвятил этому несколько более ранних работ, однако данная статья представляет собой с одной стороны обобщение уже имеющегося научного опыта, а с другой – нацелена на то, чтобы выделить конкретные механизмы инкорпорирования кочевников в состав военной и административной системы, которые были использованы хорезмийскими правителями в течение их более чем столетнего правления. Как нами будет указано в этой статье наиболее известные историкам механизмы вроде династийных браков и последующего вовлечения кочевников в систему военного и административного управления редко упоминаются мусульманскими историками и географами применительно к истории династии Ануштегинидов. В то же время гораздо больше сведений о патронаже со стороны правящей элиты Хорезма в отношении представителей кочевой аристократии, что с одной стороны укрепляло положение отдельных политических акторов, а с другой стороны – дестабилизировало обстановку внутри самой Хорезмийской державы и стало одной из ключевых причин начала монголо-хорезмийской войны. Также особое внимание в данной статье уделено такому механизму, как контроль над «фронтиром», который позволил хорезмийским правителям начиная с Ала ад-Дина Атсыза и его наследников принимать на военную службу не только отдельных кочевников, но и целые племенные объединения. Использования всех трех механизмов в совокупности позволило хорезмшахам существенно укрепить свои позиции в регионе, формируя таким образом империю с мощным военным потенциалом, но крайне неустойчивым внутренним управлением.

Ключевые словакочевники, оседлые культуры, Хорезм, Дешт-и Кыпчак, мусульманская историография
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00736 «Дешт-и Кыпчак и сопредельные оседло-земледельческие территории X–XIII вв.: опыт изучения взаимодействия культур (на материале письменных источников)», https://rscf.ru/project/23-28-00736/
Получено11.06.2024
Дата публикации25.08.2024
Кол-во символов29115
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

К постановке проблемы

2 Инкорпорирование представителей кочевых объединений в состав оседлых политий, то есть включение их в административную и военную систему, обладает значительной историографией, так что одно перечисление работ по данной проблематике справедливо превысило бы допустимые объемы статьи. Впрочем, даже конкретный исторический пример, а именно держава хорезмшахов из династии Ануштегинидов (1097 – 1220) и их опыт взаимодействия с кочевыми объединениями восточного Дешт-и Кыпчака в той или иной степени анализировался исследователями, начиная с классических работ В.В. Бартольда [См.: Бартольд, 1963(а), с. 23-109; Бартольд, 1963(б); Бартольд, 1968(а), с. 19-195]. Впоследствии ни одно обобщающее исследование по истории Хорезмийской державы, равно как и по истории кочевых тюркских племен, не могло не включать в себя хотя бы раздела, в котором бы разбиралась данная проблематика [См. например: Агаджанов, 1969; Ахинжанов, 1995; Kafesoğlu, 1956; Golden, 1992]. В частности, в классической работе З.М. Буниятова этому вопросу, преимущественно, была посвящена отдельная глава [Буниятов, 1986, с. 88-92], в которой автор отмечает: «армия, которую собирали хорезмшахи в период образования государства, состояла из воинов-тюрок; войсковые подразделения и части формировались по племенному признаку. Даже в период расцвета государства, когда в войска рекрутировались представители других племен и народов, тюрки составляли основную и главную ударную часть» [Буниятов, 1986, с. 88]. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что и сам автор данной статьи посвятил анализу данной проблематики несколько более ранних исследований [См. например: Тимохин, Тишин, 2016, c. 25-41; Тимохин, 2018, c. 182-194; Тимохин, 2022, c. 114-124]. Однако, несмотря на указанную значительную историографическую базу, есть несколько важных моментов, которые способны вновь актуализировать вопрос об инкорпорировании представителей кочевых объединений в состав оседлых политий на примере Хорезма.
3 Сам по себе процесс включения в состав военной и административной элиты Хорезма представителей кочевых тюркских племен восточного Дешт-и Кыпчака является общим местом для большинства работ по истории Хорезмийской державы: исследователи внимательно описывали этот процесс в целом, равно уделяли внимание и отдельным его аспектам. При этом авторы практически не рассматривали специально то, как описывался процесс инкорпорирования кочевников в государственные и военные структуры Хорезма в составе мусульманских исторических и географических сочинений. Следовательно и те механизмы, которые для этого использовали хорезмийские правители на протяжении XII – начала XIII вв. также до сих пор не были осмыслены. Таким образом, данная статья призвана обобщить сведения из источников и историографии, а также выделить ключевые механизмы, благодаря которым власть Хорезмшахов на протяжении более столетия в военном и административном отношении опиралась в том числе на выходцев из кочевой среды. Несомненно, на фоне хорошо известных исследователям положительных для державы Хорезмшахов последствий, это позволит лучше понимать и те проблемы, с которыми столкнулись правители этой державы, включая в свой состав как представителей кочевой тюркской элиты, так и рядовых номадов.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 8

Оценка читателей: голосов 0

1. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX–XIII вв. Ашхабад: Ылым, 1969.

2. Ибн ал-Асир. «Ал-Камил фи-т-тарих» «Полный свод по истории». Избранные отрывки. Пер. П.Г. Булгакова, Ш.С. Камолиддина. Ташкент: Узбекистан, 2006.

3. Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-ата: Гылым, 1995.

4. Мухаммад ибн Наджиб Бакран. Джахан-наме («Книга о мире»). Издание текста, введение и указатели Ю.Е. Борщевского. М.: ГРВЛ, 1960.

5. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Бартольд В.В. Сочинения. Т. V. Работа по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука, 1968(а). С. 19-195.

6. Бартольд В.В. Карлуки. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 5: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука, 1968(б). С. 547-548.

7. Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. Бартольд В.В. Сочинения. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. М.: Наука, 1963(а). С. 23-109.

8. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Бартольд В.В. Сочинения. М.: Наука, 1963(б).

9. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть первая. Тексты. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1898.

10. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097–1231 г. М.: Наука, 1986.

11. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. I. Арабские и персидские источники VII -XV вв. Под ред. С. Л. Волина, А. А. Ромаскевича и А. Ю. Якубовского. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1939.

12. ан-Насави, Шихаб ад-Дин Мухаммад. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Пер. З.М. Буниятов. Баку: Элм, 1973.

13. Рашид ад-Дин. Сборник летописей: в 3 тт. Пер. А. К. Арендса, Ю. П. Верховского, О. И. Смирновой, Л. А. Хетагурова. Т. 1, кн. 2. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1952.

14. Тимохин Д.М. Кочевые тюркские племена и их роль в политической истории Мавераннахра в XII в.: на примере карлуков. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2024(а). № 1. С. 59-69.

15. Тимохин Д.М. Кыпчаки на Южном Кавказе: на примере одного из эпизодов биографии Хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны. История, археология и этнография Кавказа. 2024(б). Т. 20. No 1. С. 6–20.

16. Тимохин Д.М. Мусульманские источники о связях Хорезма, Дешт-и Кыпчака и Поволжья в XII в. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2022. Вып. 4. С. 114-124.

17. Тимохин Д.М. О роли городов во взаимодействии Хорезма и кочевых племен Дешт-и Кыпчака в конце XI-XII веков на примере Дженда. Вестник Института востоковедения РАН. М., 2019. № 3(9). С. 134-142.

18. Тимохин Д.М. Представители тюркских кочевых племен в государственной и военной системе Хорезме XII – начала XIII в. Труды Института востоковедения РАН, Вып. 7: Тюркские кочевники в Азии и Европе: цивилизационные аспекты истории и культуры / Отв.ред. и сост. Д.Д. Васильев. М., 2018. С. 182-194.

19. Тимохин Д.М., Тишин В.В. Происхождение Теркен-хатун, матери хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммада: к проблеме соотношения этнонимов в восточном Дешт-и Кыпчаке в XII - начале XIII вв. в исторических источниках. Материалы II-й научной конференции средневековой истории Дешт-и Кыпчака. Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2018. С. 83-103.

20. Тимохин Д.М. Тишин В.В. Хорезм, восточные кыпчаки и Волжская Булгария в конце XII – начале XIII вв. Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. С. 25-41.

21. Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М.: 16-я тип. треста "Полиграфкнига", 1948.

22. Садр ад-Дин ‘Али ал-Хусайни. Ахбар ад-Даулат ас-Селджукиййа (Зубдат ат-таварих фи ахбар ал-умара ва-л-мулук ас-селджукиййа) («Сообщения о Сельджукском государстве». «Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях»). Пер. З.М. Буниятов. М.: Восточная литература, 1980.

23. al-Bagdadi, Baha ad-Din Mohammad. at-Tavassul ila at-Tarassul. Тehran: Ketabhaneyye Ahmad Bahmanyar, 1937.

24. Golden P.B. An introduction to the history of the Turkic peoples: Ethnogenesis and state-formation in medieval and early modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden: O. Harrassowitz, 1992.

25. Histoire des seldjoucides de l'Iraq par al-Bondari d'apres Imad ad-din al-Katib al-Isfahani. Recueil de textes relatifs a l'histoire des seldjoucides, ed. by M.Th. Houtsma. Vol. II. Leiden: E.J. Brill, 1889.

26. Ḥudūd al-‘Ālam: “The Regions of the World”, A Persian Geography 372 A.H. – 982 A.D. 2nd ed. With the preface by V.V. Barthold translated from the Russian and with additional material by the late Professor Minorsky; ed. by C.E. Bosworth. London: Luzac, 1970.

27. Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur. Vol. 10. Annos H. 451– 527. Ed. by С. J. Tornberg. Leiden and Uppsala: E. J. Brill, 1864.

28. Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur. Vol. 11. Annos H. 527– 583. Ed. by С. J. Tornberg. Leiden and Uppsala: E. J. Brill, 1876.

29. Kafesoğlu I. Harezmşahlar devleti tarihi (485–617/1092–1229). Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1956.

30. Khondamir. Tarih-e habib. Tehran: Ketabhaneye Hayyam, 1954. J. 1-3.

31. Qazvini Hamdallah. Târikhè gozîdè: les dynasties persanes pendant la période musulmane depuis des Saffârîdes jusques et y compris les Mogols de la Perse en 1330 de notre ère / Trad. J. Gantin. Paris: J. Maisonneuve et E. Guilmoto, 1903.

32. al-Qummi Najm al-Din Abu l-Riza’. Tarih al-Wuzara, ed. by Muhammed Taki Dânish-Pazûh. Tehran: Muassase-i Mutalaat va Tahkikat-ı Farhangi, 1985/1363.

33. Ta'ríkh-i-Jahán-gushá of 'Alá'u d-Dín 'Aṭa Malik-i Juwayní (composed in A.H. 658 = A.D. 1260). Ed. by Qazvīnī, Muḥammad. Leyden, E.J. Brill; London, Luzac & Co., 1916.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх