Семантика хаджва в персоязычной литературе Азербайджана ХV в. (на основе хаджвов Бадра Ширвани)

 
Код статьиS086919080031198-4-1
DOI10.31696/S086919080031198-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой языков и литературы Среднего Востока Бакинского государственного университета
Аффилиация: Бакинский государственный университет
Адрес: Баку, Азербайджан
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы152-165
Аннотация

Бадр Ширвани вошел в историю средневековой азербайджанской литературы как поэт-панегирист. Однако панегиризм, будучи ведущей тенденцией в творчестве Бадра, еще не означал, что поэт был сконцентрирован исключительно на написании хвалебных стихов и не обращал внимания на иную тематику. Даже в сугубо панегирическом жанре, которым являлась касыда, он поднимал многие вопросы, затрагивающие как интересы двора, представителей знати, так и городских слоев, выражал собственные надежды и ожидания. В диване поэта есть и стихи, которые представляют противоположность панегирику и выделяются сатирической окраской. Это так называемые хаджвы или хиджа, объединенные у Бадра в разделе хабсиййат («порочные, злобные»). С ними же соприкасаются стихи под общим названием хазлиййат («шутки, остроты»). По объему оба раздела небольшие и включают около 320 и 106 бейтов соответственно, но важны не количественные показатели, а содержание и предназначение стихов. Сатирическая поэзия в средневековье занимала заметное место в литературе, а хаджвы писались не только на поэтов. Они превращались в своеобразное оружие, которым автор не только защищал собственные честь и достоинство, но и пытался наказать некого чиновника, высмеять отрицательные качества покровителя или высказать критику окружающих явлений и тем самым перевести сатиру на уровень социальных обобщений. Содержание хаджвов зависело от степени социальных взаимоотношений поэта, конфликтных ситуаций, личностных моментов и варьировалось от грубой ругани до беззлобного осмеяния. Сатирические стихи, выходившие из-под пера Бадра, создавались на протяжении всей его творческой деятельности. Они писались в разные годы, при разных обстоятельствах, в разных городах, разном окружении, в том числе семейном. Но их объединяла одна цель – реагирование на воздействие недружественных поэту факторов.

Ключевые словаАзербайджан, средневековая персоязычная литература, Бадр Ширвани, жанр, хаджв
Получено10.06.2024
Дата публикации16.06.2024
Кол-во символов32388
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Примечательной чертой литературы Азербайджана ХV в., как и предыдущего этапа, продолжала оставаться ее многоязычность. Большая часть литературной продукции создавалась на родном языке, но немало произведений появлялось на персидском и арабском языках. Такая ситуация была показательна в том плане, что литературная среда включала значительное количество образованных людей, владевших языками.
2 Многие азербайджанские поэты, в том числе такие авторитеты, как Имад ад-Дин Насими (1369–1417), Джахан-шах Хагиги (1405–1467), шах Исмаил Хатаи (1487–1524), писали свои произведения на двух и даже на трех языках. Однако были и такие, кто преимущественно использовал персидский язык, и в их число входит Бадр Ширвани (1387–1450) – придворный поэт ширваншахов Шейха Ибрахима и его сына Халилуллаха (1417–1465). Бадр известен больше как поэт-панегирист. В его диване, состоящем из газелей, кыт’а, рубаи, месневи, таркиббандов и др., и включающем свыше 12 тыс. бейтов, на долю хвалебных касыд приходится почти половина их общего количества, около 6200 бейтов.
3 Панегиризм, будучи ведущей тенденцией в творчестве Бадра, еще не означал, что поэт был сконцентрирован исключительно на написании хвалебных стихов и не обращал внимания на иную тематику. Даже в сугубо панегирическом жанре, которым являлась касыда, он поднимал многие вопросы, затрагивающие как интересы двора, представителей знати, так и городских слоев, отдельных лиц, выражал собственные надежды и ожидания. В прочих жанрах возможные приоритеты были еще разнообразнее, что обусловливалось задачами, стоящими перед ними.
4 В диване поэта есть и стихи, которые представляют собой противоположность панегирику и выделяются сатирической окраской. Это так называемые хаджвы или хиджа, объединенные у Бадра в разделе хабсиййат («порочные, злобные»). С ними же соприкасаются стихи под общим названием хазлиййат («шутки, остроты»). По объему оба раздела небольшие и включают около 320 и 106 бейтов соответственно1. Но важны в первую очередь не количественные показатели, а содержание и предназначение стихов. 1. Цифры отражают только напечатанные в критическом тексте дивана бейты, поскольку имеется еще часть ненапечатанных стихов.
5 Как известно, поэзия осмеяния, которую представляли собой хаджвы, уходит своими корнями в глубокую древность и была широко распространена в литературах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии. Хаджвы писали почти все крупные арабоязычные, персоязычные, тюркоязычные поэты. Это были в основном выпады против недругов, инвективы на собратьев по поэтическому цеху, изобилующие порой грубыми, бранными словами, а порой содержащие шутливые, остроумные замечания, высмеивающие противника и др.
6 В классической персоязычной литературе хаджвы содержатся в диванах почти всех известных авторов и даже у такого суфийского авторитета, как Санаи (1080–1131) или знаменитого мастера касыды Анвари, не говоря уже о видном поэте-сатирике Убейде Закани (1300–1371). Хотя пальму первенства в этом плане прочно удерживает импульсивный и не особо церемонившийся со своими врагами поэт Сузани Самарканди (1100–1173).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 19

Оценка читателей: голосов 0

1. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М.: Наука, 1960.

2. Ворожейкина З.Н. Исфаханская школа поэтов и литературная жизнь Ирана в предмонгольское время (XII – начало XIII вв.). М.: Наука, 1984.

3. Гамбари А. Хакани и Хаджо Рашидуддин Ватават. Hoozoor. 26.08.1397 (на персидском языке). https://www.hoozoor.com/4088-2/ (дата обращения: 20.05.2024).

4. Никубахт Н. Сатира в персидской поэзии: критика и анализ сатирической поэзии от начала до эпохи Закани Обейда. Тегеран: Издательство Тегеранского университета, 1380 (на персидском языке).

5. Рипка Я. История персидской и таджикской литературы. М.: Прогресс, 1970.

6. Ширвани Бадр. Диван. Подготовка текста А.Г. Рагимова. М.: Наука, 1985.

7. Arberry A.J. Classical Persian Literature. London: G. Allen and Unwin, 1967.

8. Browne E.A. A Literary History of Persia. Vol. 2. From Fidowsi to Sadi. Cambridge: Cambridge University Press, 1969.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх