Ананд карадж – сикхская свадьба.

 
Код статьиS086919080031128-7-1
DOI10.31696/S086919080031128-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы197-209
Аннотация

В статье рассматривается эволюция свадебного ритуала сикхов в новейшее время. Особое внимание уделено трансформации свадебного ритуала в городской среде. Статья подготовлена по материалам поездки в Индию на сикхскую свадьбу. В статье описано совершение этого ритуала в декабре 2016 г. в Фаридабаде (исторически – часть Панджаба, сейчас – штат Хариана). Привлечены также материалы зарубежной прессы и блогосферы, отечественные и зарубежные публикации по теме исследования. Сикхская свадьба ананд ка-радж сохраняет многие черты северо-индийской свадебной традиции. При этом она несет следы упрощения и удешевления обряда, предпринятые как сикхским гуру (Рам Дас), так и сикхским реформатором Даялом Дасом, создателем секты ниранкари. Современная сикхская свадьба также испытала влияние вестернизации. Это нашло свое отражение в выборе деко-раций, нарядов, меню и дополнительном ритуальном функционале. На протяжении почти двух столетий сикхи стремятся подчеркнуть свою самобытность, чтобы не раствориться в массе индусов, с которыми их связывает поток верований и предрассудков, а также кастовая организация, не ушедшая из сикхизма окончательно. Это касается и свадебного ритуала. Гуру Амар Дас сочинил гимн из 40 строф ананд в размере рамкали, подходящий для пения или декла-мации во время религиозных церемоний. Его преемник, Гуру Рам Дас, сочинил гимн из четырех строф лаван, который читается и поется в честь свадьбы. Некоторые этапы свадьбы про-тиворечат постановлениям Рехат Марьяде – кодекса поведения сикхов, поэтому в последнее время становятся нередкими новости о запрете ношения женского свадебного наряда лехенга или приобретения пригласительных открыток со стороны тахтов, резиденций религиозных авторитетов сикхов. 17 октября 2023 г. первосвященники сикхской общины решили запретить установку Гуру Грантха Сахиба во время свадебных церемоний, проводимых на пляжах и курортах. 

Ключевые словаИндия, Панджаб, Ананд карадж, сикхизм, сикхи-ниранкари, сикхские свадебные обряды, ритуалы жизненного цикла.
Получено03.06.2024
Дата публикации16.06.2024
Кол-во символов34176
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На протяжении почти двух столетий сикхи стремятся подчеркнуть свою самобытность, чтобы не раствориться в массе индусов, с которыми их связывает поток верований и предрассудков, а также кастовая организация, не ушедшая из сикхской общины окончательно. Их религиозное стремление подчеркнуть свою особенность прослеживается на всех уровнях повседневной жизни: их религии, борьбе за особые внешние отличия сикха, введении сикхского морального кодекса Рехат Марьяда, борьбе за отдельный штат, родной язык, ритуалы – все отражает стремление сикхов к обособлению от мусульман, индуистов и т.д. Канадским инженером Пал Сингх Пуревалом был разработан отдельный сикхский солнечный календарь Нанакшахи, который отличался от североиндийского лунно-солнечного календаря Викрам самват [Котин, 2023, с. 409].
2 Влияние мистического ислама (суфизма), индуизма и народных религий дополняется современными западными кросскультурными тенденциями (естественно, современное общество заставляет активно осваивать некоторые западные модели социально-культурного поведения, иногда даже неосознанно), которые имеют место в жизни сикха. Однако, проведя параллели с индуизмом, можно заметить схожие практики в ритуально-церемониальном аспекте сикхизма. Место жреца-пурохита в сикхизме занимает чтец священного писания-грантхи, вместо жертв люди приносят свои молитвы единому не имеющему форму и бессмертному богу, святым гуру и чтут не огонь, а священное писание «Ади Грантх» («Гуру Грантх»). В свадебной традиции обряд обхода жертвенного огня паринаяна заменяет четырехкратный обход вокруг священной книги сикхов «Гуру Грантх». Споры о выборе священного объекта для ритуального обхода продолжались в течение долгого времени. Традиционалисты, санатан-хал(ь)са, считали, что сикхская община должна входить в большое индуистское сообщество, и выступали за индуистскую традицию, в то время как радикальные реформаторы, представленные движением тат-хал(ь)са (Истинная хальса) провозглашали конкретно сикхский церемониал (рис. 1).
3 Реформаторское движение ниранкари в середине XIX в. сделало практику церемонии ананда важной частью своей доктрины. Основатель движения ниранкари, Даял Дас (1783–1855), возродил свадебный ритуал в присутствии «Гуру Грантх» Сахиба и чтения лавана. Его собственный брак состоялся в соответствии с сикхскими обрядами в 1808 г., тогда как его сын Дарбар Сингх провел свадебную церемонию, обойдя священное писание во время чтения брачных гимнов 13 марта 1855 г., как это практикуется сикхами сегодня. Сикхи-ниранкари утверждают, что они придерживаются истинного пути пантха, возвращаются к исконно сикхской традиции [Бочковская, 2015]. Они отрекаются от влияния индуизма: от приданого, от кастовых различий, от назначения благоприятной даты свадьбы, – а значит и от помощи астрологов. Единственным табуированным временем для проведения свадьбы является сезон муссонов [Grewal, 1998, p. 28–60].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 21

Оценка читателей: голосов 0

1. Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М.: Республика, 1996.

2. Андросов В.П. Чакра. Большая российская энциклопедия. Гл. ред. Ю.С. Осипов. Т. 34. М.: Большая Российская энциклопедия, 2017. С. 396.

3. Бельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы: Религия, политика, терроризм. М.: Наука, 1992 [Belskiy A.G., Furman D.Y. Sikhs and Hindus: Religion, Politics and Terrorism. Moscow: Nauka, 1992.

4. Бочковская А.В. «Истинные» и «ложные» ниранкари: особенности взаимоотношений с сикхской общиной. Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2015. № 1. С. 30–46.

5. Котин И.Ю., Лемешкина К.В. «Барахмах» Нанака и дискуссия о реформе сикхского календаря. Ближний Восток и его соседи: сборник статей к 70-летию профессора Николая Николаевича Дьякова. Отв. ред. А.С. Матвеев. СПб.: Арт-Экспресс, 2023. С. 408–419.

6. Котин И.Ю. Быть британцем / быть «азиатом» – дилемма британских «азиатов» в поэзии Далджита Награ. Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2016. № 4. С. 62–71.

7. Успенская E.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2007.

8. Dhanda M. Casteism amongst Punjabis in Britain. Economic and Political Weekly. 2017. Vol. 52.3. Pp. 62–65.

9. Fenech L.E., McLeod W.H. Historical Dictionary of Sikhism. Littlefield: Rowman & Littlefield, 2014.

10. Grewal J.S. The Sikhs of the Punjab. Cambridge: Cambridge University Press. 1998.

11. Guru Granth Sahib. Singh Sahib Sant Singh Khalsa, MD, 2000.

12. Kalsi, Sewa Singh. The Evolution of a Sikh Community in Britain: Religious and Social Change Among the Sikhs of Leeds and Bradford. Community Religions Project Department of Theology and Religious Studies, University of Leeds, 1992.

13. Macdonell A.A. Vedic Mythology. Delhi: Banarsidass, 1981.

14. Oberoy H. The Construction of religious boundaries: Culture, Identity, and Diversity in the Sikh Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1994.

15. Singh B. Anand Karaj ceremony and the institution of marriage in Sikhism. Akal Journal of Spiritualism. 2001. Vol. 1.1. Pp. 29–32.

16. Singh H. Encyclopaedia of Sikhism. Vol. 1: A–D. Patiala: Punjabi University, 1995.

17. Singh P. Anand Karaj. Sikh Marriage Ceremony. Prepared for those who take part in the congregation of a “Sikh Marriage Ceremony”. New Zealand, 1959. https://www.discoversikhism.com/sikh_library/english/anand_karaj.html (дата посещения 01.02.2024)

18. The Constitution of India, Section 3(1), Dowry Prohibition Act, 1961; 2022 https://www.indiacode.nic.in/bitstream/123456789/5556/1/dowry_prohibition.pdf (дата посещения 20.05.2024)

19. Anand Marriage Act. New Delhi Government of India, 2012. https://prsindia.org/files/bills_acts/bills_parliament/2012/Anand_Marriage_ (Amendment)_Bill,_2012.pdf (дата посещения 20.05.2024)

20. Anand Marriage Act. New Delhi: Government of India, 1909. https://www.indiacode.nic.in/handle/123456789/2347?view_type=browse (дата посещения 20.05.2024)

21. The Constitution of India, May, 2022 https://legislative.gov.in/constitution-of-india/ (дата посещения 01.02.2024)

Рис. 1. Сикх с невестой (фото автора) (рис_1.jpeg, 1,944 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Жених и маленький сардар (фото автора) (рис._2.jpeg, 1,795 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Невеста в окружении родственниц (фото автора) (рис.3.jpeg, 1,565 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх