Алла Цыбикова: Наброски к биографии. Часть 2. Вселенная Аллы Цыбиковой

 
Код статьиS086919080030562-5-1
DOI10.31696/S086919080030562-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий Центром
Аффилиация: Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 12
Должность: доцент
Аффилиация: Восточно-Сибирская гос. академия культуры и искусств
Адрес: Улан-Удэ, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы175-185
Аннотация

После окончания учебы в Моске Цыбикова обосновалась в Улан-Удэ, где в 1982 году получила заказ на роспись фойе Бурятского театра драмы. Всего за 49 дней она создала на площади в 150 м2 великолепную фреску «На земле Гэсэра»; однако, блестяще начавшееся монументальное направление ее художественной деятельности заглохло из-за отсутствия необходимых для росписи площадей. Тогда Цыбикова овладела искусством изготовления гобеленов из конского волоса. Сыграла она заметную роль и в становлении бурятской художественной бронзы, а с 1990-х стала расписывать акварелью «дощечки» — небольшие деревянные панно, отличающиеся свободным полетом фантазии и колористической цельностью. В целом в 1991–1996 гг. окончательно сформировалась вселенная Аллы Цыбиковой — и по признаку преобладающих тем, и по признаку обогащения живописной техники. Следует отметить, что немалая часть написанных тогда картин лишена четкой наглядности содержания. В этом они сродни шедеврам Джорджоне, родоначальника «поэзий» как особого жанра в живописи. «Поэзии» не наделены смысловой определенностью, поскольку их цель — не рассказать нечто зрителю, а всколыхнуть его душу. «Поэзии» Цыбиковой делают это с силой, доступной только музыке.

Жизнь, работа и большинство произведений Цыбиковой связаны с Бурятией, ее обоснованно можно назвать genius loci этого края. Но не только этим определяется ее особое место. Мало кто из художников второй половины XX века сравнится с нею по органичности слияния и силе воздействия на зрителя трех качеств живописных образов: цветовой гармонии, цельности и поэтичности. Поэтому-то глубокое впечатление, производимое ее картинами, не зависит от знания зрителем природного и культурного контекста их создания. Ее живопись доступна всем и является бесценным достоянием и тех, кто живет в бурятском / монгольском мире, и всего человечества.

Ключевые словафреска «На земле Гэсэра», эскизы для гобеленов, бурятская бронза, «дощечки», Алландия, «поэзии», музыка в живописи, genius loci, всемирное достояние
Получено08.04.2024
Дата публикации16.06.2024
Кол-во символов29922
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 После окончания учебы в Москве Цыбикова прочно обосновалась в Улан-Удэ. Официальным местом ее работы стали художественно-производственные мастерские при Союзе художников Бурятии. Жила она, как уже упоминалось, в мастерской. Выезжала на этюды и просто отдохнуть в различные полюбившиеся ей места Бурятии, бывала и за ее пределами. Работала увлеченно, быстро обрела известность, чему свидетельством получение ею уже в 1978 г., всего через два года после окончания учебы, премии Ленинского комсомола Бурятии и участие в следующем году в социально престижной выставке «Мы строим БАМ». Более важным, однако, оказалось признание ее таланта Д. Дугаровым1 и поддержка с его стороны. Благодаря ей, молодая художница, до того имевшая один единственный опыт стенописи («в каком-то дурацком совхозе в Иркутской области» [Кореняко, 2003: 61]), получила в 1982 году заказ на выполнение росписи фойе только что построенного Бурятского академического театра драмы им. Хоцы Намсараева. 1. Даши-Нима Дугарович Дугаров (1933–2001), народный художнк России, председатель правления Союза художников Бурятии в 1974–1989 гг., умело использовал свой авторитет для осуществления крупных художественных проектов, в том числе строительства и оформления Бурятского драматического театра. Много сделал для возрождения традиционных направлений бурятской художественной культуры: ювелирного искусства, резьбы по дереву, живописи минеральными красками [Алексеева, 2019]. Цыбикова ценила его и как «начальника», и как «воплощение ярчайшего национального характера» [Кореняко, 2003: 62].
2 По собственным эскизам и всего за 49 дней Алла с помощниками создала на площади в 150 кв. м [Кореняко, 2003: 59, 69] великолепную темперную роспись, названную «На земле Гэсэра2». Этой росписью она в один миг трансформировала одну из национальных школ советской живописи, до того отличавшуюся от других таких школ преимущественно изображаемыми этническими типами да региональными природными «изюминками» вроде Байкала и его прибрежий, в самостоятельную художественную систему, выделяющуюся и тематикой, и средствами выражения. 2. Гэсэр — культурный герой тибетской мифологии, мифологии монгольских народов и некоторых тюркских (тувинцы, алтайцы) [Неклюдов]. Поэтому его «земля» должна, строго говоря, простираться за пределы политической и этнической Бурятии. Но это — «строго говоря», по сути же название фрески — мифопоэтическая метафора, в смысловом отношении равнозначная словосочетаниям «родина Бурятия» или «родная Бурятия».
3 «На земле Гэсэра» — одно из самых значительных произведений в искусстве Бурятии. В нем мир традиционной бурятской культуры, в произведениях художников предшествующего поколения присутствоваший фрагментарно и отчасти как некий реликт, представлен одновременно и целостным, и актуальным. Достигнуто это было благодаря удачному сочетанию разнообразных художественных находок, в первую очередь композиционных — и тут опять пригодился сценографический опыт. Алла предложила такое членение фресковой стены, при котором ее центр, отданный теме Театра, теме дополнительной по отношнию к теме основной, разделяет «землю» на две части, подобные створкам трюмо; в результате образы мирового древа (слева) и города на реке (справа) обрели синонимичность. Другой пример: чтобы «нейтрализовать» давление низких потолков гардероба, нависающих над лестницей, по которой зритель поднимается в фойе, Муза театра написана в самом низу центральной части или, как образно выразилась Алла, «на коленях» (илл. 1). Но именно поэтому она «как бы встречает зрителя» [Кореняко, 2003: 69] и, добавим, дружески его привечает. А многочисленные повествовательные сюжеты, то чисто жанровые, то, как сцены ёхора и сурхарбана3, имеющие ритуальную основу! С одной стороны, они четко обособлены на плоскости стены, а с другой, не создают ощущения дробности, поскольку соединяются «массами земли, воды и неба» и в особенности двумя радугами, и слева, и справа стягивающими, «как жгутами», всю стену воедино [там же]. 3. Ёхор (ёохор) — хороводный танец, возникший как своеобразная форма коллективного камлания и магии [Буряты, 2004: 336, ]; сурхарбан — летний праздник, во время которого, наряду с состязаниями в стрельбе из лука, давшими ему название (буквально — «стрельба в сур» = в кожаную мишень), проходят соревнования по борьбе и скачки [Сурхарбан].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 21

Оценка читателей: голосов 0

Илл. 1. Илл. 1. Фреска «На земле Гэсэра». Центральная часть. Деталь. Бу­рятский академический театр драмы им. Хоцы Намсараева (https://media.nazaccent.ru/files/79/b9/79b9dfb26eac2a273b37388b719c7143.JPG) [Скачать]

Илл. 2. Занавес Бурятского театра кукол «Ульгэр». Деталь. Фото Сергея Панарина (2.jpg, 137 Kb) [Скачать]

Илл. 3. Птица I. Бронза, литьё Д. Буджабэ. Собственность семьи (далее СС). Фото Александра. Важнина (3.jpg, 41 Kb) [Скачать]

Илл. 4. Без названия. СС. Фото Сергея Панарина (4.jpg, 97 Kb) [Скачать]

Илл. 5. Автопортрет 1995 года. СС. Фото Александра Важнинa (5.jpg, 169 Kb) [Скачать]

Илл. 6. Птица 1995 года. СС. Фото Александра Важнина (6.jpg, 219 Kb) [Скачать]

Илл. 7. Летом. Портрет Алимы Цырендоржиевой. СС. Фото Александра Важнина (7.jpg, 237 Kb) [Скачать]

Илл. 8. В ожидании весны. СС. Фото Александра Важнина (8.jpg, 265 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх