Отношения Чехии со странами Центральной Азии

 
Код статьиS086919080030537-7-1
DOI10.31696/S086919080030537-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН
Аффилиация: ИЕ РАН
Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы48-59
Аннотация

В статье рассматриваются двусторонние отношения Чехии со странами Центральной Азии (ЦА) на постсоциалистическом этапе их развития. Отмечено, что до начала специальной военной операции (СВО) на Украине в 2022 г. государства региона совокупно не вызывали повышенного внимания со стороны Праги ввиду её магистральной ориентации на государства Евро-Атлантики, небольшого размера внутреннего рынка ЦА и предубеждений относительно недемократичности местных политических режимов. Несмотря на попытки некоторых чешских политиков стимулировать отношения с государствами ЦА, положительная динамика сотрудничества наблюдалась только с Казахстаном, который стал важным источником энергоресурсов. Обозначено, что углубление украинского кризиса в 2022 г. привело к стремительному росту чешского интереса к ЦА, во-первых, из-за общей политики Европейского союза, заявившего о важности продвижения интересов объединения на этом внешнеполитическом треке, во-вторых, ввиду желания Праги усилить собственный голос на международной арене, в-третьих, ввиду стремления поддержать отечественных производителей, которые остро ощутили последствия ограничений экспорта своей продукции в Россию. Выявлено, что за период 2022–2023 гг. политический диалог Чехии со странами ЦА заметно укрепился, активизировались торгово-экономические отношения. В обозначенные два года товарооборот между странами ЦА (за исключением Туркменистана) и Чехией показал кратный рост как в абсолютных, так и в относительных показателях. Однако подобный неестественный скачок обосновывался прежде всего использованием центральноазиатских государств в качестве пунктов реэкспорта товаров, предназначавшихся для отправки в Россию. Заявлено, что возникшая ситуация сталкивала прагматичную и ценностную позицию чешских властей: с одной стороны, поддерживая высокий уровень отношений с государствами ЦА, они способствовали продвижению чешского бизнеса, с другой ­– поставляя товары в ЦА, они осознанно шли на нарушение антироссийских санкций. Таким образом доказано, что заявленные чешскими властями цели на центральноазиатском направлении в 2022–2023 гг. не были полностью достигнуты.

Ключевые словаЧехия, Центральная Азия, ЕС, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан
Получено02.08.2024
Дата публикации25.08.2024
Кол-во символов30889
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Начало специальной военной операции (СВО) на Украине в феврале 2022 г. ознаменовало начало «глобальной пересборки», сопровождающейся «глубокой трансформацией системы международных отношений» и резким ростом конфронтационности [Европа в глобальной пересборке, 2023, с. 8]. На фоне стремительного разворота России на Восток, подразумевающего форсированный процесс переключения политико-экономической деятельности Москвы с государств «коллективного Запада» на страны Глобального Юга, её евро-атлантические антагонисты также совершали поворот в сторону афро-азиатского региона. В условиях украинского кризиса Европейский союз обратил особое внимание на страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
2 Брюссель впервые официально указал на важность центральноазиатского региона ещё в 2007 г. на страницах стратегии «ЕС и Центральная Азия: стратегия для нового партнерства» [The EU, 2007]. Спустя 12 лет был опубликован новый документ – «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для крепкого партнерства» [The EU, 2019], который развивал идеи Глобальной стратегии ЕС (2016 г.), где четко обозначалась необходимость «инвестиций в устойчивость государств и обществ ЦА» [A Global Strategy, 2016]. Научный сотрудник Института США и Канады Н.А. Гегелашвили отмечала, что после 2019 г. «политика Евросоюза стала характеризоваться большим прагматизмом…», который исходил из «географического положения региона, его энергетических ресурсов, а также ключевой роли, обеспечивающей смычку между Европой и Азией» [Гегелашвили, 2023, c. 120]. Показательно, что ещё в 2011 г. отечественный политолог С.М. Юн считал, что «стратегической задачей» европейских государств в ЦА стало «сокращение влияния России в регионе, консолидация западного, в том числе европейского, вектора международных связей центральноазиатских государств» [Юн, 2011, с. 51].
3 Подобный внешнеполитический вектор ЕС подтвердил себя после обострения российско-украинских отношений в 2022 г., когда Брюссель полностью солидаризовался с США в плане придания своей политики в ЦА откровенно антироссийского характера [Постсоветские государства, 2011, с. 174]. Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Д.Б. Малышева, отмечая сдвиги в европейской политике, указывала на то, что «ЕС ясно демонстрировал стремление к более структурированному экономическому взаимодействию с отходом от акцентирования требований в области демократии и прав человека. Одновременно политика ЕС на постсоветском пространстве становилась всё менее ценностной и всё более геополитической по содержанию» [Постсоветские государства, 2011, с. 166].
4 На фоне усиления деятельности Евросоюза и государств-локомотивов объединения на восточном направлении малые страны-участницы ЕС также начинали предпринимать усилия по освоению этого вектора внешней политики. Показателен пример Чехии, которая до начала украинского кризиса не воспринимала регион целостно, выстраивая отношения с отдельными государствами, прежде всего с Казахстаном. Остальные страны находились за пределами внимания как официальных властей, так и научного сообщества ввиду слабых экономических связей, отдаленного расположения и наличия там политических режимов, тяготеющих к авторитаризму. Неудивительно, что в фундаментальных ежегодных исследованиях Института международных исследований (г. Прага), суммирующих все внешнеполитические события Чехии за конкретный год, никогда не было материалов, комплексно отражающих чешско-центральноазиатские отношения1. Таким образом, в Чехии к моменту начала СВО на Украине отсутствовал научный задел по этой теме. Что касается историографии, созданной за её пределами, то данная тематика также не вызывала интереса у научного сообщества. Однако в публичном дискурсе после 2022 г. внимание к ЦА среди чешских политиков и ученых заметно возрастает. 1. Редкие моменты активизации отношений Праги с ЦА фиксировались в главах, посвященных Дальнему Востоку.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 7

Оценка читателей: голосов 0

1. Гавел не успел вручить премию Аскарову. Azattyk. 20.12.2011 https://clck.ru/39tG86 (accessed: 11.03.2024).

2. Гегелашвили Н.А. Роль США и ЕС в Центральной Азии в новых геополитических реалиях. Россия и новые государства Евразии. 2023. № 2(59). С. 112–126.

3. Европа в глобальной пересборке. Под ред. А.А. Громыко. М.: ИЕ РАН, Весь Мир, 2023.

4. Касым-Жомарт Токаев принял Премьер-министра Чехии Петра Фиалу. Президент Республики Казахстан. 24.04.2023 https://clck.ru/39tKqU (accessed: 11.03.2024).

5. Кыргызстан – Чехия. От «Интергельпо» до парламентаризма. Azattyk. 16.03.2016 https://clck.ru/39tK5P (accessed: 11.03.2024).

6. Мелниковова Л., Фингерланд Я. Казахстан и Чехия: расстояние не помеха. Казахстан в глобальных процессах. 2015. № 4. С. 56–64.

7. Постсоветские государства на современном этапе: внутриполитическая динамика и поиск путей развития. М.: ИМЭМО РАН, 2024.

8. Чехии и Узбекистану необходимо дальнейшее расширение двустороннего сотрудничества. РИА Новости. 14.09.2004 https://clck.ru/39tJ7c (accessed: 11.03.2024).

9. Чехия и Кыргызстан определяют приоритеты сотрудничества. Azattyk. 10.09.2004 https://clck.ru/39tJqN (accessed: 11.03.2024).

10. Юн С.М. Сравнительный анализ политики Германии, Великобритании и Франции в Центральной Азии. Сравнительная политика. 2011. № 4(6). С. 50–64.

11. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. European Union. June 2016. https://clck.ru/39tKxj (accessed: 11.03.2024).

12. České firmy láká Střední Asie: Podnikatelé budou jednat v Kazachstánu, Tádžikistánu a Uzbekistánu. BusinessInfo. 03.02.2017. clck.ru/39tGus (accessed: 11.03.2024).

13. Český obranný průmysl má v Kazachstánu dobrou pověst. MZV ČR. 27.09.2023. https://clck.ru/39tSLu (accessed: 11.03.2024).

14. Chupilkin M., Javorcik B., Plekhanov A. The Eurasian Roundabout: Trade Flows into Russia through the Caucasus and Central Asia. EBRD Working Paper. 02.2023. https://clck.ru/39tSMo (accessed: 11.03.2024).

15. Exportní a investiční příležitosti České republiky ve Střední Asii v návaznosti na měnící se tranzitní a infrastrukturní podmínky region. Prague: Metropolitní univerzita. https://clck.ru/39tPRp (accessed: 11.03.2024).

16. Fürst R., Kizeková A., Kožíšek D. The Czech Foreign Policy in the Asia Pacific Improving Balance, Mostly Unfulfilled Potential. Czech Foreign Policy Analysis 2017. Prague: Institute of International Relations, 2018. Pp. 221–236.

17. Kazakhstan Is Breaking Out of Russia’s Grip. FP. 16.09.2022. https://clck.ru/39tPSs (accessed: 11.03.2024).

18. Koncepce zahraniční politiky České republiky. MZV ČR. 13.07.2015. https://clck.ru/39tFbT (accessed: 11.03.2024).

19. Koncepce zahraniční politiky České republiky. MZV ČR. 20.07.2011. https://clck.ru/39tFeS (accessed: 11.03.2024).

20. Pohyb zboží přes hranice (PZpH). Český statistický úřad. https://apl.czso.cz/pll/stazo/STAZO.STAZO (accessed: 11.03.2024).

21. The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership. European Commission. 15.05.2019. https://clck.ru/39tPZC (accessed: 11.03.2024).

22. The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership. European Parliament. 2007. https://clck.ru/39tPYK (accessed: 11.03.2024).

23. Zemánek L. Czech Republic External Relations Briefing: Foreign Policy in 2023: Clashing with Reality. China – CEE Institute Briefing. Vol. 68. No. 4. https://clck.ru/39tPVP (accessed: 11.03.2024).

24. Zemánek L. Petr Fiala’s Tour to Asia: Political and Economic Cooperation. China – CEE Institute Briefing. Vol. 62. No. 4. https://clck.ru/39tPWR (accessed: 11.03.2024).

25. Zpráva o vývoji platební bilance — 2022. ČNB. 01.07.2023. https://clck.ru/39tPXB (accessed: 11.03.2024).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх