Алла Цыбикова: Наброски к биографии. Часть 1. Становление художника

 
Код статьиS086919080030025-4-1
DOI10.31857/S086919080030025-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий Центром
Аффилиация: Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 12
Должность: доцент
Аффилиация: Восточно-Сибирская гос. академия культуры и искусств
Адрес: Улан-Удэ, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы144-154
Аннотация

Жизнь, работа и почти все произведения Аллы Цыбиковой (1951–1998) тесно связаны с Бурятией. Однако Цыбикова занимает особое место не только в бурятском и/или российском, но и в мировом искусстве второй половины XX века. Мало кто из художников этого времени сравнится с нею по органичности слияния и силе воздействия на зрителя трех качеств ее живописных образов: цветовой гармонии – цельности – поэтичности. Ее произведения завораживают своей красотой, неповторимой поэтикой. Она создала собственную художественную систему, где образы мировой и национальной культуры преломлены через призму личных переживаний. 

В жизни Цыбиковой четко выражен приоритет биографии творческой, а не событийной. Ее становление как художника началось в кружке рисования в Доме пионеров. Продолжилось оно в Иркутском училище искусств и в театральной мастерской Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. Ее дипломной работой стали эскизы костюмов и декораций к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», привлекшей ее внимание переплетением мира людей и сказочных персонажей. Как цельная художественная личность, Алла пронесла через всю творческую жизнь сформировавшиеся в годы учебы пристрастия и интересы. Особое значение имели для нее знакомство с искусством сценографии и личный опыт в этой области. Пусть ее театральные эскизы не получили сценического воплощения, они акцентировали в ее сознании тягу к сказочным образам (таким, как ее излюбенные человеко-птицы) и значимость воссоздания – и в собственном восприятии, и в восприятии зрителя – целостности и глубины изображаемого пространства. Что отразилось в ее работе по одушевлению театральных интерьеров, и в станковой живописи, и в эскизах для гобеленов, и в пластилиновых моделях для бронзовой скульптуры, и в так называемых дощечках – акварелях по дереву.

Ключевые словабиография событийная и творческая, Галина Новикова, сценография, эскизы к пьесе «Сон в летнюю ночь»
Получено21.04.2024
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов25479
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Биографию Алла Цыбиковой еще предстоит написать. Но пусть даже счет страниц в ней пойдет на сотни, полнота ее будет всё равно относительной из-за того, что хозяйку этой биографии отличала органичная, не показная скромность, выражавшаяся, помимо прочего, и в том, что ей просто в голову не приходили какие-либо действия, направленные на самоувековечивание. К тому же результату вела ее поглощенность творчеством в сочетании с отзывчивостью на проблемы родных и близких, на их желание – а нередко и на желание людей посторонних – просто пообщаться1. Сказалось и отсутствие такого достатка, который позволил бы «правильно» организовать жизнь и так выкроить в ней время для систематической рефлексии. Как следствие, Цыбикова не то чтобы не вела подробного дневника, как веком ранее это делала Мария Башкирцева2, она даже не всегда фиксировала, как сама признавалась, точные даты важных для нее событий [Алла Цыбикова, 2006, с. 31]. Не особенно объемен и список посвященных ей материалов, хотя с ее смерти прошла уже четверть века. В вышедшем в 2006 г. альбоме репродукций ее произведений перечень опубликованных к тому времени печатных работ о художнице насчитывает всего-то 43 названия, и подавляющее большинство из них – это статьи в периодике размером в одну-две страницы. Текстов большего обьема всего восемь, и половина из них принадлежит сотруднику Государственного музея Востока Владимиру Кореняке [Алла Цыбикова, 2006, с. 272]. Вовсе особняком стоит его же статья в журнале «Вестник Евразии»: 65 страниц [Кореняко, 2004]. Фактически это мини-монография, а отчасти и источник, поскольку в ней содержатся обширные выдержки из писем художницы к автору. В последующие годы появилось еще несколько исследовательских статей, полностью или частично посвященных Алле Цыбиковой [Бороноева, 2010(1–2); 2020; Зандраев, 2012; Николаева, 2022], а также кратких воспоминаний о ней [Козлов, 2014; Чирков]. Можно присовокупить и несколько информационных сообщений о выставках Цыбиковой; но они часто почти совпадают по содержанию и ничего нового к биографии художницы не добавляют. 1. Со временем визитеров становилось всё больше, что иногда вызывало вспышки раздражения у хозяйки, на гостей, однако, никогда не выливавшегося: «Дурдом!.. не дом, а вокзал» [Алла Цыбикова, 2006, с. 178, 220].

2. Русская художница (1860–1884), оставившая после себя дневник, написанный, по словам знаменитого английского политика Уильяма Гладстона, с поистине «дерзновенной искренностью» (“audacious sincerity”) [Gladstone, 1889, p. 602–603], изданный после ее смерти во Франции и неоднократно переиздававшийся. Последнее русское издание см.: [Башкирцева, 2014]).
2 Особенно удивляет скудость библиографии на ее родине, в Бурятии. Казалось бы: вот перед нами личность, чье творчество должно восприниматься как национальное достояние и, соответственно, активно изучаться. Но нет – в Улан-Удэ, говоря словами Маяковского, «ни былин, ни эпосов, ни эпопей». Нет в бурятской столице и музея Цыбиковой. В Москве мемориальный музей-мастерская Анны Голубкиной открылся через пять лет после смерти, Сергея Коненкова – через три года [Фролов, 1999, с. 300; Мемориальный музей]. Да и в Сибири дело обстоит в этом отношении неплохо. Правда, музей-филиал Нади Рушевой появился в Кызыле через 24 года после ее смерти [Хертек], зато дом-музей Валентина Распутина в Иркутске – всего через два года после ухода из жизни автора «Уроков французского» [Музей В.Г. Распутина]. В Улан-Удэ ничего подобного пока не случилось, из-за чего великолепная коллекция работ Цыбиковой, принадлежащая ее сыну Александру Важнину, просто лежит в ящиках в то время, когда не экспонируется на выставках. Да и с постоянно доступным зрителю наследием Цыбиковой не всё благополучно: ее фрески в Бурятском драматическом театре, по оценке искусствоведа Ирины Дятловской, нуждаются в реставрации [Готовится альбом]. Вот и получается, что самая глубокая дань памяти Цыбиковой и лучшее из всего написанного о ней – лучшее и по фактологической насыщенности, и по тонкости анализа, его эмоциональной окраске – принадлежит не кому-то из ее земляков, а москвичу Кореняке.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 89

Оценка читателей: голосов 0

1. Акопян Л. «Нос» и петербургская литература абсурда. Д.Д. Шостакович: pro et contra, антология. СПб.: Изд-во РХГА, 2016. С. 102–118.

2. Алла Цыбикова. Сост. И. Дятловская. Чита: ОБФ «Байкал», 2006.

3. Ахметова Д.И. Жизнь и судьба «амазонки» русского авaнгарда (В.Ф. Степанова). Гасырлар авазы – Эхо веков. 2017. № 3/4. С. 182–193.

4. Башкирцева М. Дневник. М.: Захаров, 2014.

5. Берёзкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: Вторая половина XX века. В зеркале Пражских Квадриеннале 1967–1999 годов. Т. 1. М.: Эдиториал-УРСС, 2012.

6. Бороноева Т.А. Идея синтеза в современной художественной культуре Бурятии (на материале живописи Аллы Цыбиковой). Вестник Бурятского гос. ун-та. 2010 (1). Вып. 10. С. 39–42.

7. Бороноева Т.А. Современное изобразительное искусство Бурятии: поиск ментальных оснований художественной культуры. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010(2). № 2(15). С. 160–166.

8. Бороноева Т.А. Образ-концепт дом в бурятском искусстве как культурная константа. Вестник КемГУКИ. 2020. № 51. С. 75–83.

9. Буряты. Отв. ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковская. М.: Наука, 2004.

10. Готовится альбом Аллы Цыбиковой. ИнформПолис. 13.09.2005. https://www.infpol.ru/167948-gotovitsya-albom-ally-tsybikovoy/?ysclid=lrdgihn79q914289036 (accessed: 10.10.2023).

11. Дзери Ф. Фюсли. Титания и Основа с ослиной головой. М.: Белый город, 2003.

12. Дятловская-Бирнбаум Д. Любовь (три этюда о бурятских художниках). Байкал. 1994. № 1. С. 136–141.

13. Зандраев А.Ч. Образ ребенка в творчестве Аллы Цыбиковой: от портрета к архетипу. Вестник ИрГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 1(60) С. 228–232.

14. Имя Алла. https://imya.com/name/1245 (accessed: 10.10.2023).

15. Имя Цыбик. https://imya.com/name/65014 (accessed: 10.10.2023).

16. Кайдановская А.А. Пражская квадриеннале. Направление развития театрального пространства. Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 10. Ч. 2. С. 237–239.

17. Кирюхина Е.М. Эволюция викторианской сказочной живописи: от Ричарда Дадда к Беатрикс Поттер. Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3(1). С. 410–416.

18. Козлов О. Алла Цыбикова. Байкал. 2014. № 4. С. 170–173.

19. Кореняко В. Альбина Цыбикова – художник и друг. Вестник Евразии. 2003. № 2(21). С. 42–106.

20. Курилко-Рюмин М.М. Художественный институт им. В.И. Сурикова. Преподавательский состав. https://stevanovich.ru/work/surikov/zivopis/prepodavateli/kurilko-ryumin/ (accessed: 10.10.2023).

21. Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова». https://www.culture.ru/institutes/20771/memorialnyi-muzei-tvorcheskaya-masterskaya-s-t-konenkova?ysclid=lm5zii6wtr 821610508 (accessed: 20.10.2023).

22. Михаил Михайлович Курилко-Рюмин – биография. Artchive.ru. https://artchive.ru/artists/23015~Mikhail_Mikhajlovich_KurilkoRjumin/biography?ysclid=lsmx2wlmdd102433806 (accessed: 10.10.2023).

23. Музей В.Г. Распутина, г. Иркутск. https://www.culture.ru/institutes/28113/muzei-v-g-rasputina-g-irkutsk?ysclid=lm64d3vond371290 (accessed: 10.10.2023).

24. Николаева Л.Ю. Шёпот времени. Каталог выставки «Алла Цыбикова. Шёпот времени». Улан-Удэ: Буряад-Монгол Ном. 2023. C. 5–31.

25. Прищепова И. Байкальские рассветы Галины Новиковой. Изба-читальня. https://www.chitalnya.ru/work/1788923/?ysclid=lm0h9m6kv4722602858 (accessed: 10.10.2023).

26. Ряпосов А. А был ли провал? «Смерть Тарелкина» в постановке Мейерхольда, 1922 г. Петербургский театральный журнал. 1997. № 12. https://ptj.spb.ru/archive/12/all-12/abylliproval/?ysclid=lo8o0q29wg383524935 (accessed: 10.10.2023).

27. Селезнёв В.М. История создания и публикаций «Картин прошедшего». Сухово-Кобылин А.В. Картины прошедшего. Литературные памятники. Л.: Наука, 1989. С. 284–328.

28. Соктоева И. Поэтический мир бурятской художницы Альбины Цыбиковой (1951–1998). За занавесом века (исследования и публикации по искусству русской сценографии XX века). Ред.-сост.: А.В. Дехтерева, Е.М. Костина. М.: Русское слово, 2004. С. 221–226.

29. Стаффаж. Клуб Счастливых Художников. 21.08.2022. https://m.ok.ru/group/553205210267408/topic/15516885928944?yslid=lm1tq9mvzr683284789&__ dp=y (accessed: 20.10.2023).

30. Тирон Л. «Мир, который любила». Байкальские вести, 11.01.2016. https://baikvesti.ru/new/_a_world_that_loved_ (accessed: 20.10.2023).

31. Устные сообщения А. Цырендоржиевой С. Панарину от 27 и 31.08.2023.

32. Фицджеральд Джон Анстер. Британская Викторианская сказочная живопись. Desharel. 12.09.2019. https://desharel.blogspot.com/2019/09/john-anster-christian-fitzgerald.html (accessed: 26.02.2024).

33. Форе Ж.-М. О «сюрреализме» Марка Шагала. Галерея. https://www.tg-m.ru/articles/spetsialnyi-vypusk-mark-shagal-zdravstvui-rodina/o-syurrealizme-marka-shagala?ysclid=lsnffrlzc3651438968/ (accessed: 20.10.2023).

34. Фролов А.И. Московские музеи. М.: Муравей, 1999 .

35. Хертек А.С. Из истории музея-филиала Нади Рушевой в Кызыле. Десятые сибирские искусствоведческие чтения. Ред.-сост. В.Ф. Чирков. Новокузнецк, 2018. С. 30–35.

36. Цыредоржиева Алима. Soyol.ru. https://soyol.ru/personas/paintars-and-sculptors/299/ (accessed: 20.10.2023).

37. Чайковская В.И. Тышлер: Непослушный взрослый. ВикиЧтение. https://biography.wikireading.ru/204687?ysclid=lsnetzdtpl962709237 (accessed: 20.10.2023).

38. Чирков В.Ф. Алла. Фрагмент из неопубликованной статьи. Рукопись [Омск, б.г.].

39. Demarest M. Richard Dadd, 1817–1886. http://noumenal.com/marc/dadd/ (accessed: 10.10.2023).

40. Gladstone W.E. Journal de Marie Bashkirtseff. The Nineteenth Century. 1889. Vol. XXVI. No. 149. Pp. 602–607.

41. Huges R. Goya. London: The Harvill Press, 2003.

42. John Simmons. Artnet. https://www.artnet.com/artists/john-simmons-2/ (accessed: 10.10.2023).

43. Mattei S. Caravaggio. Artmajeure. 12.04.2023. https://www.artmajeur.com/en/magazine/5-art-history/caravaggio/333196 (accessed: 10.10.2023).

44. PQ75. Praha: Divadelní ústav, 1975.

45. Richard Dadd Detailed Biography. Victorian Era. 21.09.2017. https://victorian-era.org/richard-dadd-detailed-biography.html (accessed: 10.10.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх