Альтернатива конфуцианству: буддийское учение о «чакравартине» в политических структурах Трёх корейских государств

 
Код статьиS086919080030006-3-1
DOI10.31857/S086919080030006-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы59-68
АннотацияРелигия с древних времён являлась основой формирования государственности различных народов. Имея внушительный политический вес, религиозные догмы превращались в эффективный идеологический инструмент управления массовым сознанием в масштабах государства. В данной статье анализируется роль буддийского учения о “чакравартине” (идеального вселенского правителя) в политических структурах корейской государственности периода Трёх государств (IV-VII вв.). Автор полагает, что в условиях упадка конфуцианства на фоне кризиса идейно-ценностных ресурсов и политической раздробленности в Китае в начале III - конце VI вв. буддизм, обладая активным политическим потенциалом, стал полноценной идеологической альтернативой учению Конфуция. Корея, как постоянный реципиент китайской культуры, также подверглась влиянию буддизма, что проявилось в последующих изменениях в сфере государственной идеологии корейских государств. С целью подробного изучения данного вопроса в данной статье приведены сравнительная характеристика буддийской и конфуцианской теорий государства, перечень основных социально-политических факторов, которые способствовали приобретению корейским буддизмом функций государственной идеологии, а также анализ системы государственного управления каждого из трёх корейских государств: Когурё, Пэкче и Силла. Ввиду плохой сохранности информации о государственной идеологии корейских государств в письменных источниках исследуемого периода, в частности, летописях Самгук Юса и Самгук Саги, автор опирается преимущественно на косвенные источники информации – как, например, археологические находки – а также использует различные буддийские канонические тексты для проведения сравнительного анализа с использованием архетипов “чакравартина” в других странах азиатского региона. В числе археологических находок подробно анализируются фрагменты настенной живописи корейских гробниц данного периода, каменные стелы и предметы буддийской материальной культуры. Учитывая крайне малую изученность данной темы как в отечественном, так и в зарубежном корееведении, автор полагает, что настоящая статья окажется полезна специалистам по древней истории Кореи и корейскому буддизму.
Ключевые словачакравартин, корейский буддизм, конфуцианство, Три государства, государственная идеология, Чинхын, царь Ашока
Получено17.02.2024
Дата публикации05.05.2024
Кол-во символов25300
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Первые государственные образования на территории Кореи, так называемые Три государства — королевства Когурё, Пэкче и Силла, располагавшиеся, соответственно, на севере, юго-западе и юго-востоке полуострова, — с момента своего возникновения были постоянными реципиентами китайской культуры в различных её проявлениях. Между тем, в начале III – конце VI вв. сам Китай переживал глубокий идейно-политический кризис, вызванный падением империи Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), главного оплота конфуцианства на Дальнем Востоке. В условиях упадка законности и общественного порядка правителям молодых китайских царств, которые появились на руинах Хань, требовалось легитимировать и укрепить свою власть путем создания новой ценностно подкрепленной системы авторитарных институтов. В связи с кризисом учения Конфуция возникла необходимость поиска альтернативной ему политической идеологии. Так в Китае распространяется буддийская теория государства и, в частности, её ключевой элемент – модель верховной власти в виде учения о “вселенском правителе” – чакравартине (санскр. кор. 전륜성왕, кит. 轉輪聖王). В дословном переводе чакравартин означает «совершенномудрый царь, вращающий чакру», где чакра — колесо со спицами (от четырех до восьми), символ солнца, силы и победы; в более широком значении — космического порядка, равновесия. В то же время она является воплощением божественной охранительной силы и отличительным знаком чакравартина [Андросов, 2011: 372; Индуизм, 1996: 449]. В индийской традиции термин «чакравартин» обозначал царя-миродержца, в буддизме это понятие обросло дополнительными смыслами, например, толковалось как «царь – покровитель буддийского закона» [Индуизм, 1996: 449]. Предполагается, что одни из первых упоминаний чакравартина на китайском языке содержатся в “Сутре о великом пожаре и возрождении мира” (кор. 대누탄경, кит. 大樓炭經), переведенной китайскими монахами в начале IV века. Именно она могла быть завезена китайскими посольствами в Когурё в 372 г. и в Пэкче в 384 г. в числе прочих документов [Юн Се Вон, 2012: 9].
2 Проникновение новых идей повлияло на последующую трансформацию идеологической сферы Трёх корейских государств, которую можно проследить путём изучения законодательных актов и археологических памятников данного периода. К сожалению, на данный момент политический аспект корейского буддизма изучен крайне слабо — фундаментальные труды в этой области практически отсутствуют как в отечественном, так и в зарубежном корееведении. Настоящая статья опирается в основном на первоисточники (летописи и археологические данные), в связи с чем автором выдвигается некоторое количество новых гипотез. В частности, в данной статье будет предпринята попытка проанализировать функциональную роль учения о чакравартине в корейских политических институтах указанного периода и представить его в качестве альтернативы конфуцианству в идеологической сфере Когурё, Пэкче и Силла.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 58

Оценка читателей: голосов 0

1. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / В.П. Андросов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. М.: Ориенталия, 2011.

2. Болтач Ю.В. Из истории корейского буддизма. Вестник центра корейского языка и культуры. Под ред. А.Г. Васильева. СПб.: Центр “Петербургское востоковедение”, 1997. С. 244-256.

3. Волков С.В. Ранняя история буддизма в Корее: сангха и государство / отв. ред. М.Н. Пак. М.: Наука, 1985. URL: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000011/index.shtml (дата обращения: 26.10.2023).

4. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М.Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. М.: Республика, 1996.

5. Какхун. Жизнеописания достойных монахов Страны, что к востоку от моря (Хэдон косын чон) / Исследование, пер. с ханмуна, комм. и указатели Ю.В. Болтач. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XIII/Kakchun_4/frametext.htm (дата обращения: 28.11.2023).

6. Ким Бусик. Самгук Саги ("Исторические записи Трёх государств"): в 3 томах. Пер. М.Н. Пака. M.: Восточная литература, 2001. URL: https://drevlit.ru/docs/korea/Kim_Busik/index1.php (дата обращения: 25.03.2023).

7. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1987.

8. Кравцова М.Е. Буддизм как социальный и культурный феномен китайского общества. Религии Китая. Хрестоматия. Сост. Е. А. Торчинов. “Евразия”. СПб., 2001. С. 139-262.

9. Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

10. Стеженская Л.В. Эволюция понятия “Мандат неба” (Тяньмин) с древности до наших дней: о добродетели и судьбе. Вестник бурятского государственного университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета (БГУ), 2014. С. 16-19.

11. John Jorgensen. Goguryeo Buddhism: An Imported Religion in a Multi-ethnic Warrior Kingdom. The Review of Korean Studies. 2012. Vol. 15. No. 1. Pp. 59–107.

12. Jonathan W. Best. Buddhism and Polity in Early Sixth-Century Paekche. Korean Studies. 2002. Vol. 26. Nо. 2. Pp. 165-215.

13. 윤세원. 4-5세기 동아시아의 사상적 동향과 정치사상으로서의 전륜성왕 - 삼국 불교공인의 정치사상적 이해를 위한 예비적 시론. 한국동양정치사상사연구. – 서울: 한국동양정치사상사학회. 2012. Vol. 11. No 2. Pp. 47-62 [Youn Sae-Weon. Trends of Thoughts of the 4th and 5th Century in East Asia and Cakkavattin as Political Thought: A Preliminary Attempt for Understanding of the Recognition of the Buddhism in Tri-Kingdom in Terms of Political Thought. The Review of Korean and Asian Political Thoughts (RKAPT). Seoul: The Association for Korean and Asian Political Thoughts. 2012. Vol.11. No 2. Pp. 47-62 (in Korean)].

14. 김무진, 박경안. (신편) 한국사의 길잡이. 우리역사넷 [Kim Mu-Jin, Pak Geong-An. Korean history (new edition). History.net]. URL: http://contents.history.go.kr/mobile/nh/view.do?levelId=nh_008_0030_0010_0030_0030&whereStr=%40where+%7B+IDX_TITLE%28HASALL%7C%27철륜%27%7C100000%7C0%29+or+IDX_CONTENT%28HASALL%7C%27철륜%27%7C100%7C0%29+or+IDX_ALL%28HASALL%7C%27철륜%27%7C1%7C0%29+%7D (accessed: 06.04.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх