Идеология монгольского мирового доминирования в «Насировых разрядах» Джузджани

 
Код статьиS086919080029975-9-1
DOI10.31696/S086919080029975-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы38-47
Аннотация

<p >Сочинение персидского историка Джузджани «Насировы разряды» является одним из ценнейших источников по Монгольской империи периода ее единства. В нем освещена легендарная история прихода Чингисхана к власти, приводятся уникальные сведения по монгольским завоеваниям в Средней Азии и Афганистане и вторжениям в Делийский султанат. Этот труд также содержит важную информацию относительно захватнических замыслов Чингисхана, однако, не вся она выдерживает критику. По-видимому, можно согласиться с подлинностью содержания писем Чингисхана хорезмшаху Ала ад-Дину Мухаммаду, описания внешности и личностных качеств великого монгола, положительной характеристики монгольских воинов. Скорее всего, заслуживает доверия рассказ Джузджани о казии Вахид ад-Дине Бушенджи, передавшего слова Чингисхана, из которых следует, что тот намеревался разорить все земли, подвластные хорезмшаху, но не собирался захватывать весь мир. Приводящаяся в «Насировых разрядах» последняя воля Чингисхана тоже не дает оснований предполагать, что его целью было мировое господство. Он завещает своим сыновьям завершить разгром государства тангутов, где его настигла смерть, и не более того. Подобно многим своим современникам, автор высказывает идею о божьем промысле, согласно которому монголы вторглись в мир ислама как наказание за пороки, в частности лживость. Сам Чингисхан, по мнению Джузджани, получил власть по воле Всевышнего и обладал шаманским даром, предсказывая победы сам себе. Говоря о контактах монгольского вождя с Тэнгри (Вечным Небом), историк подтверждает базовые принципы монгольской имперской идеологии, согласно которым именно Небо пожаловало Чингисов род властью над всеми народами. Он также уделяет большое внимание религиозным предпочтениям монгольских ханов и в зависимости от их отношения к исламу высказывается о них либо негативно, либо с долей симпатии, причем Угэдэя он вообще изображает как благодетеля мусульман.

Ключевые словаДжузджани, Чингисхан, монгольские завоевания, Монгольская империя, имперская идеология
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (РНФ), проект 24-18-00407 «Завоевание мира и крах глобальной империи: монгольское нашествие в судьбах русских земель XIII в.».
Получено02.08.2024
Дата публикации25.08.2024
Кол-во символов25276
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Абу Омар Минхадж ад-Дин Осман ибн Сирадж ад-Дин Джузджани (1193–после 1260) служил князьям Гура в центральном Афганистане, где пережил первую волну монгольского нашествия, а в 1227 г. перебрался в Индию. Впоследствии он занимал должность главного казия при дворе делийского султана Насир ад-Дина Махмуд-шаха I (1246–1266), которому и посвятил свою книгу1. 1. Подробнее о жизни и деятельности Джузджани см.: [Jawan Shir Rasikh, 2020].
2 Впервые неполный персидский текст «Насировых разрядов» («Табакат-и насири») был опубликован офицером британской армии и востоковедом У. Нассау-Лисом в Калькутте в 1864 г. Значительно позже появилось почти полное пакистанское издание под редакцией Абд аль-Хайй Хабиби, сразу же ставшее библиографической редкостью. Оно было переиздано в Кабуле в 1963 г. и в Тегеране – в 1984 г., и до сих пор служит для специалистов основным пособием, хотя назрела необходимость в новом критическом издании [The Tabaqat-i Nasiri, 1864; Menhāj-al-Din Jowzjāni, 1963].
3 Перевод труда Джузджани на английский язык был сделан во второй половине XIX в. майором Г.Дж. Раверти [Tabakat-i-Nasiri, 1881] и время спустя попал под жесткую критику В.В. Бартольда [Бартольд, 1963, c. 109–111]. Впрочем, большинство критических выпадов маститого востоковеда касалось постраничных примечаний Раверти, во многом состоявших из цитат, взятых им из различных источников. Автор не удосужился указать, какими рукописями он при этом пользовался. Кроме того, эти примечания чрезмерно обширны и сильно затрудняют чтение основного текста. Впрочем, позже Дж. Бойл отметил, что, за исключением передачи некоторых имен, перевод Раверти точен до буквальности [Boyle, 1963, p. 236]. В работе над настоящей статьей мы пользовались им. С тех пор новых полных переводов этого произведения на европейские языки не появилось, но вышел перевод на урду [Minhāj-i Sirāj, 1975].
4 В нашей стране, среди историков и монголоведов, не владеющих персидским языком, сочинение Джузджани известно, прежде всего, в кратких извлечениях В.Г. Тизенгаузена, выполненных почти полтора века назад, но увидевших свет лишь в 1941 г. [Сборник материалов, 1941, с. 13–19]2. Будучи наполненными проклятиями в адрес Чингисхана (1162?–1227) и его сподвижников, они во многом сформировали образ их автора как непримиримого врага монголов, однако, как будет показано ниже, такая его оценка не вполне правомерна. 2. Краткие выдержки из «Насировых разрядов», касающиеся сельджуков, опубликованы в русском переводе в: [Материалы по истории туркмен и Туркмении, 1939, с. 438–442]. Публиковались также фрагменты труда Джузджани, относящиеся к Индии, в английском переводе: [The History of India, 1869, p. 259–383].
5 Ценность труда Джузджани несколько снижается вследствие того, что автор работал над ним, находясь в стороне от монголов и поэтому сильно завися от других информаторов. Однако для раскрытия заявленной нами темы он представляет большую ценность как один из немногих дошедших до нас источников, написанных в период политического единства Монгольской империи.
6 В целом, можно сказать, что в монголоведческих штудиях «Табакат-и насири» все еще используется не столь продуктивно, как того заслуживает, а в работах, так или иначе затрагивающих идеологические аспекты монгольских завоеваний, привлекается очень выборочно. Одним из, пожалуй, наиболее цитируемых в этой связи фрагментов является пересказ письма Чингисхана хорезмшаху Ала ад-Дину Мухаммаду (1200–1220), в котором великий хан провозглашает свое миролюбие и равенство с хорезмшахом: «Я – повелитель восхода солнца, а ты – повелитель заката, пусть между нами будет прочный договор о дружбе, приязни и мире, и пусть торговцы и караваны с обеих сторон приходят и уходят, и пусть драгоценные изделия и обычные товары, которые есть в моей земле, будут доставлены ими к тебе, а твои, таким же образом, пусть они привезут ко мне» [Tabakat-i-Nasiri, 1881, p. 966]. Это сообщение привлекается историками как аргумент в пользу изначально дружественной позиции Чингисхана по отношению к мусульманам, вообще, и к хорезмийской империи, в частности. Соответственно, ни о каких гегемонистских планах монголов в тот период говорить вроде бы не приходится, а вина за развязывание войны падает на Ала ад-Дина Мухаммада. Такая точка зрения высказывается многими средневековыми историками и в настоящее время считается очень близкой к истине [Ratchnevsky, 1992, p. 121]. Особую ценность в данном случае ей придает тот факт, что ее артикулирует современник, относившийся к монголам весьма критически.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 7

Оценка читателей: голосов 0

1. Аджаиб ад-дунйа (Чудеса мира). Критич. текст, пер., введ., комм. и указат. Л.П. Смирновой. М.: Наука, 1993.

2. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения. Т. I. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. С. 43–597.

3. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

4. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. I: VII–XV вв. Арабские и персидские источники. Под ред. С.Л. Волина, А.А. Ромаскевича, А.Ю. Якубовского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939.

5. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 2. Пер. О.И. Смирновой. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

6. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II: Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941.

7. Collection of Materials Related to the History of the Golden Horde. Vol. II: Extracts from Persian Works Collected by V.G. Tiesenhausen. Moscow; Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1941 (in Russian).

8. Amitai R. The Mongols as Seen by the Arabic Sources. Chinggis Khaan and Globalization: Proceedings of International Academic Conference devoted to the 850th Birthday Anniversary of Chinggis Khaan under the Patronage of Ts. Elbegdorj, the President of Mongolia. 14-15 November 2012, Ulaanbaatar, Mongolia. Ts. Tserendorj, N. Khishigt (eds.) Ulaanbaatar, 2014. Pp. 125–131.

9. Berger S. Chinggis Khan Defeated: Plano Carpini, Juzjani and the Symbolic Origins of the Mongol Empire. Journal of Royal Asiatic Society. 2021. Vol. 31. Issue 1. Рp. 71–102.

10. Boyle J.A. The Mongol Commanders in Afghanistan and India according to the Ṭabaqāt-i Nāṣirī of Jūzjānī. Islamic Studies. 1963. Vol. 2. No. 2. Рp. 235–247.

11. The History of India, as told by its own Historians. The Muhammadan Period. Vol II. H.M. Elliot, J. Dowson (tr.) London: Trübner and Co., 1869.

12. Jawan Shir Rasikh. The Many Lives of a Medieval Muslim Scholar: An Introduction to the Life and Times of Minhaj Siraj al-Din Juzjani, 1193–1260 CE. Afghanistan. 2020. Vol. 3. Issue 2. Pp. 111–134.

13. Juvaini Ata-Malik. The History of the World-Conqueror. J.A. Boyle (tr.) Manchester: Manchester University Press, 1997.

14. Menhāj-al-Din Jowzjāni. Ṭabaqāt-e nāṣeri. ʿAbd-al-Ḥayy Ḥabibi (ed.) Vol. I–II. Kabul: Anjuman-i Tarikh-i Afghanistan, 1963.

15. Minhāj-i Sirāj Abū ‘Amr Minhāj al-Dīn ‘Usmān. T̤abaqāt-i Nāṣirī. Vol. I–II. G.R. Mihr (tr.) Lahore: Markazī Urdū Borḍ, 1975.

16. Ratchnevsky P. Genghis Khan: His Life and Legacy. T.N. Haining (tr.) Oxford: Blackwell, 1992.

17. Tabakat-i-Nasiri: A General History of the Muhammadan Dynasties of Asia including Hindustan from A.H. 194 (810 A.D.) to A.H. 658 (1260 A.D.) and the Irruption of the Infidel Mughals into Islam by Maulana Minhaj-ud-din Abu-Umar-i-Usman. H.G. Raverty (tr.) Vol. I–II. London: Gilbert & Rivington, 1881.

18. The Tabaqat-i Nasiri of Aboo Omar Minnaj al-din Othman ibn Siraj al-din al-Jauzjani. W. Nassau-Lees, Maulawis Khadim Hosain, Abd al-Hai (eds.) Calcutta: College Press, 1864.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх