Документирование булгаро-татарских эпиграфических памятников современными методами

 
Код статьиS086919080026375-9-1
DOI10.31857/S086919080026375-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории им Ш. Марджани АН РТ
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории им Ш. Марджани АН РТ
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: независимый исследователь
Аффилиация: нет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: доцент
Аффилиация: Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории имени Ш. Марджани АН РТ
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт истории имени Ш. Марджани АН РТ
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы29-41
Аннотация

Булгаро-татарские эпиграфические памятники XIII–XVII вв. с изящным каллиграфическим арабографическим письмом и своеобразной растительной орнаментацией – уникальные свидетельства истории татарского народа. Эпитафии – не только последняя дань умершему человеку, в первую очередь они служили и служат живым людям, обращаясь к их памяти, чувствам и отношению человека к своим предкам, своему прошлому. Их роль в богатой истории России во всем ее многообразии выводит эти объекты культурного наследия за пределы конфессиональных или национальных рамок и делает камни общим достоянием истории и культурным наследием России. Документирование этих памятников – трудоемкий, но важный процесс сохранения наследия для потомков. Многие памятники, изученные в середине XX в., физически не сохранились или надписи на них полностью разрушились. Поэтому так остро стоит вопрос о сохранности и охране данного вида памятников культурного наследия. Изучение эпиграфических памятников булгаро-татарского времени на современном методическом уровне предполагает виртуальную музеефикацию, перевод в трехмерное пространство, каталогизацию, дешифровку и прочтение, а также оценку рисков их разрушения с использованием современных, актуальных подходов к изучению историко-культурного наследия. В рамках данного исследования впервые были проведены обследования памятников эпиграфики на современном методологическом и техническом уровне. Благодаря результатам высокоточной фотограмметрической съемки и 3D-моделированию удалось получить цифровые копии объектов, что делает возможным определить внешние изменения, а также восстановить форму утраченных объектов по архивным данным. Для решения задачи организации удобного доступа к пространственной информации множества пользователей результаты исследований представляются на тематическом веб-ресурсе и геопортале – геоинформационной системе (ГИС), размещенной в сети Интернет. Основная функциональность подобных веб-ГИС, помимо непосредственно отображения интерактивной пространственной информации, заключается в возможности производить пользовательские запросы, измерения объектов и предоставлять доступ к сопутствующим мультимедиа-материалам.

<strong > 

Ключевые словаВолжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство, Татарстан, историко-культурное наследие, история татар, ислам, эпиграфические памятники, надгробные камни, 3D-моделирование геопортал, ГИС, ГНСС.
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01705, https://rscf.ru/project/23-28-01705/
Получено28.09.2023
Дата публикации26.12.2023
Кол-во символов25838
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Изучение эпиграфических памятников, булгаро-татарских надмогильных камней – это исследование объектов, повествующих о жизни народов Поволжья и Приуралья, и одновременно – сложнейшая работа по сохранению целого пласта историко-культурного наследия России. Эпиграфические памятники XIII–XVII вв. являются уникальными источниками по истории региона. Они воплотили в себе преимущества и письменных, и вещественных источников, как вещественные - они оригинальны и не имеют позднейших аналогов, как письменные – дают разностороннюю информацию исторического, социально-политического, этнического и культурного характера, что в археологических памятниках отражается весьма слабо [Мухаметшин, 2008, с. 3].
3 Происхождение традиции установления эпиграфических памятников у татар связывается с т.н. «оленными» камнями: она идет от древних тюрков через более поздних караханидских татар. Эти татары, пришедшие с войсками Бату хана, распространяли данный обычай на Волге, Кавказе, в Крыму, где и ныне частично сохранились эпиграфические памятники [Мухаметшин, 2014, с. 160]. Таким образом, происхождение надмогильных камней булгаро-татарского периода следует связывать с художественными традициями тюркского мира, особенно интенсивно распространявшимися в Восточной Европе в период монгольских завоеваний [Червонная, 1997, с. 111]. Влияние ислама является одним из факторов возникновения традиций установления надмогильных камней, однако между этими двумя явлениями нет прямой связи, массовая установка эпитафий возникает намного позднее принятия ислама [Мухаметшин, 2016, с. 297]. Не наблюдаются эпиграфические памятники и в Волжской Булгарии домонгольского периода. Между проникновением ислама и появлением мусульманских эпиграфических памятников существует хронологический разрыв, доходящий до 200–300 лет [Мухаметшин, 2014, с. 160].
4 Булгарo-татарские надмогильные памятники представляют собой тщательно обработанные известняковые плиты в форме плоского параллелепипеда, длина которых колеблется от 70–80 до 350 см и более. Устанавливались они в землю у изголовья погребенного лицевой стороной на восток. Так как основной текст эпитафий занимает около половины (иногда больше) лицевой части плиты, подземная часть камня не обрабатывалась. Верхняя часть надгробия, как правило, прямоугольная или слегка скошенная, с углубленными на 3–7 см плечиками и со стрельчатой или килевидной аркой, где расположена кораническая формула, а иногда шести- или восьмилепестковая розетка [Мухаметшин, Хакимзянов, 1987, с. 145]. Непосредственно данные о погребенном, как правило, размещались в нижней части эпитафии, занимая одну-две строки с указанием титула, имени, родословной покойного. Этот компонент может быть кратким или развернутым. Также указывается год смерти, как правило, в буквенном исполнении.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 154

Оценка читателей: голосов 0

1. Буряк Ж.А., Лисецкий Ф.Н., Ильяшенко С.В. Геоинформационная аналитическая система «Археологические памятники Крыма». Геодезия и картография. 2018. Т. 79. № 12. С. 29–40

2. Гафуров А.М., Усманов Б.М., Ермолаев О.П., Губайдуллин А.М., Хомяков П.В., Гайнуллин И.И. Картографический веб-ресурс «Страна городов»: опыт разработки и используемые подходы при создании исторически-ориентированного геопортала. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы Международной конференции. 2021. Т. 27. Ч. 4. С. 482–494.

3. Ласкин А.Р., Дэвлет Е.Г., Гринько А.Е., Свойский Ю.М., Романенко Е.В. Новые результаты документирования петроглифов и моделирования сакральных ландшафтов памятников наскального искусства Дальнего Востока. Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. № 2. С. 244–255.

4. Мухаметшин Д.Г., Хакимзянов Ф.С. Эпиграфические памятники Болгара. Город Болгар. Очерки истории и культуры. Под ред. Г.А. Федорова-Давыдова. М.: Наука, 1987. С. 144–158.

5. Мухаметшин Д.Г. Татарские эпиграфические памятники. Региональные особенности и этнокультурные варианты. (Серия «Археология евразийских степей». Казань: Институт истории АН РТ. Вып. 6). Казань: Институт истории АН РТ, 2008.

6. Мухаметшин Д.Г. Г.В. Юсупов и проблемы татарской эпиграфики. Поволжская археология. 2014. №4(10). С.154-177.

7. Мухаметшин Д.Г. Мемориальная эпиграфика города Болгара. МИРАС – НАСЛЕДИЕ. Татарстан – Крым. Город Болгар и изучение татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923-1929 годах. 2016. Т.1. C.294-420.

8. Путеводитель по Научному фонду Музея археологии Республики Татарстан Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. Под ред. Х.М. Абдуллина. Казань: Яз, 2011.

9. Свойский Ю.М., Леванова Е.С., Романенко Е.В. В поисках Шереметьевских петроглифов: комплексный подход к документированию скальных поверхностей. Проблемы истории, филологии, культуры. 2021. № 2. С. 262–274.

10. Свойский Ю.М., Леванова Е.С., Романенко Е.В., Конакова Е.С. Исследование моделей эстампажей амурских петроглифов из коллекции МАЭ РАН. Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. № 2. С. 279–298.

11. Тишкин А.А., Горбунов В.В., Мухарева А.Н., Серегин Н.Н., Мунхбаяр Б.Ч. Изучение археологических памятников монгольского Алтая (по результатам экспедиционных работ в 2015 г.). Теория и практика археологических исследований. 2016. № 4 (16). С. 152–171.

12. Червонная С.М. Мусульманская эпиграфика (резные надгробные кам-ни) в Крыму // Татарская Археология. 1997. № 1. С. 111-134

13. Янкелевич С.С., Лебзак А.О., Лебзак Е.В. Технологические аспекты создания веб-ГИС объектов культурного наследия для пространственного развития территории на примере Новосибирской области. ИнтерКарто. ИнтерГИС. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий: Материалы международной конференции. 2020. Т. 26. Ч. 4. С. 311–319.

14. Nishanbaev I., Champion E., McMeekin D.A. A Web GIS-Based Integration of 3D Digital Models with Linked Open Data for Cultural Heritage Exploration. ISPRS Int. J. Geo-Inf. Eds.: A. Georgopoulus, W. Kainz. 2021. No. 10. Pp. 1–18.

15. Pouncett J. The Atlas of Hillforts of Britain and Ireland Online. Hillforts: Britain, Ireland and the Nearer Continent. Eds.: G. Lock, I. Ralston. Oxford: Archaeopress: 2019. Pp. 155–162.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Казань

Рис. 1.1. Разрушение эпиграфических памятников. Осыпание (https://figshare.com/articles/journal_contribution/_1-1_______jpg/24199314) [Скачать]

Рис. 1.2. Разрушение эпиграфических памятников. Осадочная нагрузка (https://figshare.com/articles/journal_contribution/_1-2________jpg/24199317) [Скачать]

Рис. 2. Регион проведения исследований с указанием границ Республики Татарстан (https://figshare.com/articles/journal_contribution/_2__________jpg/24199320) [Скачать]

Рис. 3. Краснинский надмогильный камень. Лицевая сторона. Плотное облако точек (https://figshare.com/articles/journal_contribution/_3__________jpg/24199311) [Скачать]

Рис. 4.1. Среднесердинский надмогильный камень 1. In situ (https://figshare.com/articles/journal_contribution/_4-1_____1_In_situ_jpg/24199296) [Скачать]

Рис. 4.2. Среднесердинский надмогильный камень 1. Лицевая сторона. Плотное облако точек (https://figshare.com/articles/journal_contribution/_4-2_____1_____jpg/24199308) [Скачать]

Рис. 5.1. Среднесердинский надмогильный камень 2. In situ (https://figshare.com/articles/journal_contribution/_5-1_____2_In_situ_jpg/24199323) [Скачать]

Рис. 5.1. Среднесердинский надмогильный камень 2. Лицевая сторона. Плотное облако точек (https://figshare.com/articles/journal_contribution/_5-2_____2_____jpg/24199326) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх