Полупроводниковая отрасль Индии в контексте современной геополитики

 
Код статьиS086919080025958-0-1
DOI10.31857/S086919080025958-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: отдел науки и инноваций, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы80-89
Аннотация

В статье рассматривается состояние индийской политики в сфере полупроводников и микроэлектроники на современном этапе. Актуальность работы обусловлена тем, что в век высоких технологий полупроводниковая отрасль становится одной из ключевых для технологического прогресса любого государства, а уже тем более Индии, которая стремится войти в список ведущих держав мира. Ещё с середины XX века индийское руководство старалось развивать у себя науку, наращивая кадровый потенциал в значимых для страны областях. На начальном этапе развивающееся государство опиралось на импорт технологий, при этом по возможности ограничивая зарубежное участие в стратегических отраслях, но с конца 1980-х гг. правительство стало постепенно либерализовывать экономику, снимая прежние ограничения на иностранные инвестиции и активно вовлекаясь в международное сотрудничество по наиболее перспективным направлениям. Приход премьер-министра Моди к власти ознаменовал новый период индийского инновационного развития. Пандемия коронавируса, приведшая к существенным изменениям в глобальных цепочках поставок, а также усиливающееся геополитическое противостояние между США и Китаем привели к острой необходимости ускорить процессы индустриализации в критически важных областях, в том числе – полупроводниковой, а провозглашение премьер-министром идеи о ‘Самодостаточной Индии’ стало некоторой отправной точкой для подобной активизации. В свою очередь, учреждение в 2022 г. полупроводниковой миссии и предпринимаемые меры поддержки должны способствовать укреплению технологического суверенитета страны. В результате исследования автор приходит к выводам, что, учитывая позднее начало индийских реформ и множество проблем догоняющего развития, в ближайшей перспективе Индия сможет стать конкурентоспособной только в сфере разработки чипов и сборке, тестировании, маркировке и упаковке продукции, в остальных же секторах можно рассчитывать лишь на закрытие критического уровня потребностей; также стоит ожидать расширения географии как бесфабричных, так и производственных полупроводниковых комплексов.

Ключевые словаИндия, полупроводники, проектирование чипов, инновационное развитие, индийские инновации, геополитическое соперничество.
Получено09.06.2023
Дата публикации29.08.2023
Кол-во символов21553
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 No option but to become self-reliant in semiconductors.
2

Narendra Modi

3

На протяжении истории новые технологии и грамотная инновационная политика позволяли государствам занимать ведущие позиции на международной арене, поскольку становились одним из ключевых факторов их экономического роста и военного преимущества над остальными народами. Сегодня же, в условиях так называемой Четвертой промышленной революции, научные достижения являются неотъемлемой составляющей мощи державы, а потому в последние десятилетия научно-технологическая конкуренция приобрела ещё и выраженный геополитический подтекст. В этой связи нет ничего удивительного в том, что между крупнейшими глобальными акторами – США и Китаем – развернулась полноценная борьба за технологическое лидерство, прологом которой послужила продолжающая набирать обороты американо-китайская торговая война. Между тем, новое измерение геополитической конкуренции имеет последствия не только для непосредственных соперников, но и для третьих стран; с одной стороны, неся дополнительные риски, а с другой – открывая новые возможности. Наглядным примером такого государства является Индия, стремящаяся занять ведущие позиции в мире в качестве одного из крупнейших технологических гигантов.

4 В современной отечественной науке различные аспекты инновационного развития Индии освещаются в работах И.В. Кириченко, Л.В. Кулик, С.И. Лунева, О.В. Устюжанцевой, О.А. Хариной, И.Ю. Щедрова; в зарубежной науке – в исследованиях С. Бхадури, С. Гхоша, Т.Р. Кришнана, С. Дж. Шивакумара и ряда других. Между тем, непосредственно полупроводниковой отрасли пока уделяется мало внимания, что вполне объяснимо, учитывая, что государственная политика в этой области – явление относительно новое. На этом фоне в данной статье предпринимается попытка рассмотреть основные направления полупроводниковой политики, а также выявить перспективы развития полупроводников в Индии и сложности, с которыми страна может столкнуться на пути к достижению поставленных целей.
5 Ещё с середины прошлого века индийское руководство рассматривало науку и технологии в качестве ключевых инструментов развития государства и решения социально-экономических проблем [Mandal, 2010, p. 1169]. Правительство активно содействовало созданию и расширению сети научных центров, поощряло отечественные разработки и подготовку собственных научных кадров [Selected Works, p. 598–599]. Вместе с тем, будучи развивающейся страной, Индия во многом опиралась на импорт технологий и оборудования, особенно на начальном этапе развития в качестве независимого государства. Однако страна стремилась ограничивать долю иностранного капитала в высокотехнологичных и стратегически значимых отраслях – в том числе посредством системы лицензионных ограничений (Licence Raj) [Basant, 1993, p. 7–8], когда все отрасли были поделены на несколько групп по степени их национализации / «открытости» частному капиталу; тем самым мотивируя местных игроков к производству собственных инноваций [Kumar, 1985, p. M103]. Ключевой действующей силой при этом, естественно, было государство, что было связано как c необходимостью построить собственную промышленность и научно-технологический фундамент, обрести максимальную независимость в сферах, имевших стратегическое значение (таких как космос, ядерные технологии, железнодорожное сообщение и пр.), так и со спецификой культуры управления как экономической (пятилетние планы), так и научной, заложенной ещё при Дж. Неру, когда правительство напрямую сотрудничало с индийской интеллектуальной элитой, задавая направления её деятельности и оказывая ей всяческую поддержку [Parthasarathi, 1992, p. 1853]. В результате до либерализации экономики, начало которой было положено в 1980-х гг. и стало официальным курсом начиная с правительства Нарасимхи Рао в 1990-х гг., участие частного сектора, как индийского, так и зарубежного, в развитии научно-технического потенциала страны оставалось относительно невысоким; хотя именно бизнес, как известно, во многом является «кузницей» инноваций и прорывных технологий. В этой связи несмотря на индийские достижения в отдельных отраслях (например, в сельском хозяйстве, космической программе и ядерных технологиях), это не привело к масштабному распространению инноваций на остальные сектора экономики.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 128

Оценка читателей: голосов 0

1. Atmanirbhar Bharat. https://aatmanirbharbharat.mygov.in/ (accessed 11.02.2023)

2. Basant R. R&D, Foreign TechnologyPurchase and Technology Spillovers in Indian Industry: Some Explorations. UNU/INTECH Working Paper No. August 1993. https://archive.unu.edu/hq/library/Collection/PDF_files/INTECH/INTECHwp08.pdf (accessed 11.02.2023)

3. Cabinet approves National policy for software products. The Economic Times, India. 28.02.2019. https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/cabinet-approves-national-policy-for-software-products/articleshow/68208240.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst (accessed 20.01.2023)

4. Cabinet approves the proposal of National Policy on Electronics. Press Information Bureau. 19.02.2019. https://pib.gov.in/PressReleaseIframePage.aspx?PRID=1565285#:~:text=Cabinet%20approves%20the%20proposal%20of%20National%20Policy%20on%20Electronics%202019&text=The%20Union%20Cabinet%20today%20gave,and%20Information%20Technology%20 (MeitY) (accessed 20.01.2023)

5. Consolidated FDI Policy (Effective from October 15, 2020). Ministry of Commerce and Industry, Government of India. https://dpiit.gov.in/sites/default/files/FDI-PolicyCircular-2020-29October2020_0.pdf (accessed 20.01.2023)

6. Digital India. https://www.digitalindia.gov.in/ (accessed 30.01.2023)

7. Draft STIP Doc 1.4. Science, Technology and Innovation Policy, 2020. Department of Science and Technology, Government of India. https://dst.gov.in/draft-5th-national-science-technology-and-innovation-policy-public-consultation

8. Draft STIP Doc. 1.4. Science, Technology, and Innovation Policy. Ministry of Science & Technology, Government of India. December, 2020. https://dst.gov.in/sites/default/files/STIP_Doc_1.4_Dec2020.pdf (accessed 30.01.2023)

9. Electronic Systems. Make in India. https://www.makeinindia.com/sector/electronic-systems (accessed 30.01.2023)

10. Electronics Development Fund (EDF) policy. URL: https://www.meity.gov.in/esdm/edf (accessed 30.01.2023)

11. Fuller D.B. Chip design in China and India: Multinationals, industry structure and development outcomes in the integrated circuit industry. Technological Forecasting and Social Change. 2014. Vol. 81. Pp. 1–10. doi:10.1016/j.techfore.2012.10.025

12. Ghosh S. India-US Semiconductor Cooperation. The Diplomat. 12.2022. https://thediplomat.com/2022/12/india-us-semiconductor-cooperation/ (accessed 23.01.2023)

13. Gujarat Semiconductor Policy (2022-27). https://dst.gujarat.gov.in/Portal/Document/1_486_Gujarat_Semiconductor_Policy_2022_27_Brochure_2707.pdf (accessed 30.01.2023)

14. Heeks R. Import Liberalisation and Development of Indian Computer Industry. Economic and Political Weekly. Vol. 30, No. 34 (Aug. 26, 1995). Pp. M82–M93.

15. Hsiao J. India roundup: Vedanta-Foxconn's wafer fab to be set up in Dholera SIR. DigiTimes India. 01.03.2023. https://www.digitimes.com/news/a20230301VL200/india-roundup.html (accessed 13.03.2023)

16. India and the WTO. World Trade Organization. https://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/india_e.htm#:~:text=India%20has%20been%20a%20WTO,GATT%20since%208%20July%201948 (accessed 30.01.2023)

17. India Brand Equity Foundation. https://www.ibef.org/about-us (accessed 27.01.2023)

18. India Semiconductor Mission, Government of India. https://ism.gov.in/about.html (accessed 27.01.2023)

19. Invest India. https://www.investindia.gov.in/about-us (accessed 27.01.2023)

20. IT and BPM. Make in India. https://www.makeinindia.com/sector/it-and-bpm (accessed 27.01.2023)

21. It is PM’s vision to make India a significant player in global supply chains in Electronics. “Local goes Global”. Ministry of Electronics & IT. 02.11.2021. https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1769008 (accessed 27.01.2023)

22. IT Ministry releases five-year roadmap for electronics sector in India. 5 points. The Mint. 25.01.2022. https://www.livemint.com/news/india/it-ministry-releases-five-year-roadmap-for-electronics-sector-in-india-5-points-11643076697247.html (accessed 17.01.2023)

23. Kumar N. Cost of Technology Imports: The Indian Experience. Economic and Political Weekly. Vol. 20, No. 35 (Aug. 31, 1985). Pp. M103–M114.

24. Make in India: https://www.makeinindia.com/about (accessed 27.01.2023)

25. Mandal D. NEHRU AND DEVELOPMENT OF SCIENCE IN INDIA. Proceedings of the Indian History Congress. 2010. Vol. 71 (2010–2011). Pp. 1168–1175. https://www.jstor.org/stable/44147584

26. Modified Electronics Manufacturing Clusters (EMC 2.0) Scheme. https://www.meity.gov.in/esdm/emc2.0 (accessed 21.02.2023)

27. Modified Semicon India Program: An Opportunity for Global Semiconductor Ecosystem. https://ism.gov.in/static/dist/pdf/India_Semicon_Europa.pdf (accessed 21.02.2023)

28. Modified Semicon India Program: An Opportunity for Global Semiconductor Ecosystem. https://ism.gov.in/static/dist/pdf/India_Semicon_Europa.pdf (accessed 21.02.2023)

29. Mukherjee N. India readying for bigger role in semiconductor market. The Sunday Guardian – 31.12.2022. https://sundayguardianlive.com/special-supplement/india-readying-bigger-role-semiconductor-market (accessed 22.02.2023)

30. National Policy on Software Products. Ministry of Electronics & IT. 2019. https://www.meity.gov.in/writereaddata/files/national_policy_on_software_products-2019.pdf (accessed 21.02.2023)

31. Parthasarathi A., Singh B. Science in India: The First Ten Years. Economic and Political Weekly. Vol. 27, No. 35 (Aug. 29, 1992). Pp. 1852–1858.

32. Patibandla M., Kapur D., Petersen B. Import Substitution with Free Trade: Case of India's Software Industry. Economic and Political Weekly. Vol. 35, No. 15 (Apr. 8-14, 2000). Pp. 1263–1270.

33. Production Linked Incentive Scheme (PLI) for IT Hardware. URL: https://www.meity.gov.in/esdm/pliithw (accessed 25.02.2023)

34. Production Linked Incentive Scheme (PLI) for Large Scale Electronics Manufacturing. URL: https://www.meity.gov.in/esdm/pli (accessed 25.02.2023)

35. Sanghi S., Srija A. Make in India and the Potential for Job Creation. Confederation of Indian Industry. 2015. https://www.ies.gov.in/pdfs/make-in-india-oct15.pdf (accessed 25.02.2023)

36. Scheme for Promotion of Manufacturing of Electronic Components and Semiconductors (SPECS). URL: https://www.meity.gov.in/esdm/SPECS (accessed 23.02.2023)

37. Science Technology and Innovation Policy 2013. Ministry of Science and Technology, Government of India. http://dst.gov.in/sites/default/files/STI%20Policy%202013-English.pdf (accessed 22.02.2023)

38. Science, Technology and Innovation Policy, 2020. Government of India. https://www.mygov.in/campaigns/stip-2020/#:~:text=STIP%202020%20by%20way%20of,for%20larger%20socio%2Deconomic%20welfare (accessed 20.02.2023)

39. Selected Works of Jawaharlal Nehru, Series 2, Vol. 1. September 1946 – January 1947. Pp. 598–599. https://nehruselectedworks.com/pdfviewer.php?style=UI_Zine_Material.xml&subfolder=&doc=September_1946-January_1947-Series2-Vol1.pdf (accessed 20.02.2023)

40. Semiconductors and the U.S.-China Innovation Race. Foreign Policy. 16.02.2021. https://foreignpolicy.com/2021/02/16/semiconductors-us-china-taiwan-technology-innovation-competition/

41. Singh M.Y. ATMPs: The Founding Stone of India’s Semiconductor Era. // Electronics B2B. 19.01.2022. https://www.electronicsb2b.com/editors-choice/atmps-founding-stone-indias-semiconductor-era/ (accessed 20.01.2023)

42. Sharma V.B. Amid US-China Trade War, Where Does India Stand in the Semiconductor Ecosystem? The Wire. 04.01.2022. https://thewire.in/business/amid-us-china-trade-war-where-does-india-stand-in-the-semiconductor-ecosystem (accessed 10.03.2023)

43. Startup India. https://www.startupindia.gov.in/content/sih/en/about-startup-india-initiative.html (accessed 10.03.2023)

44. STP SCHEME. https://stpi.in/en/stp-scheme (accessed 10.03.2023)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх