Эволюция и перспективы центральноазиатской политики Республики Корея

 
Код статьиS086919080025931-1-1
DOI10.31857/S086919080025931-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник, Эксперт
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН, Московский государственный институт международных отношений МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы127-139
Аннотация

 

Статья посвящена особенностям политики Республики Корея (РК) в отношении Центральной Азии (ЦА). Как правило, южнокорейские администрации рассматривали регион как часть более широкой региональной стратегии, будь то в привязке к Азии при Ли Мёнбаке или к России при Пак Кынхе и Мун Чжэине. Сложности с развитием российского направления Новой северной политики (НСП) Мун Чжэина, возникшие из-за санкционной политики коллективного Запада в отношении России, привели к тому, что страны ЦА были обозначены ключевыми партнерами РК в рамках НСП.

В условиях российско-западной конфронтации и традиционно напряжённых отношений консервативных южнокорейских администраций с КНДР актуальность евразийского вектора внешней политики для РК снизилась. Однако сворачивание континентальной риторики и смещение приоритетов южнокорейской дипломатии в Индо-Тихоокеанский регион не сильно отразятся на практическом сотрудничестве РК со странами ЦА. РК заинтересована в доступе к природным ресурсам региона в целях обеспечения экономической безопасности. Кроме того, ЦА приобретает для РК дополнительное значение как способ сохранить российский рынок для южнокорейских компаний в условиях антироссийских экономических ограничений. Затягивание кризиса в российско-американских отношениях может привести к тому, что РК начнет выстраивать свой центрально-азиатский курс в привязке к южно-азиатскому направлению своей Индо-Тихоокеанской стратегии. РК будет стараться воздерживаться от присоединения к антикитайскому или антироссийскому курсу в ЦА. Однако раскол мира на две группы и растущая поляризация могут привести к тому, что Сеулу будет гораздо труднее балансировать и проводить независимую от США политику в ЦА.

Ключевые словаРеспублика Корея, Центральная Азия, Евразия, Евразийская инициатива, Новая северная политика
Получено17.08.2023
Дата публикации29.08.2023
Кол-во символов30031
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В марте 2022 г. новым президентом РК был избран кандидат от консервативной партии Юн Сокёль. Новая администрация во главу своей внешней политики поставила укрепление военного союза с США, интенсифицировала связи с НАТО и его членами, а в декабре 2022 г. опубликовала собственную Индо-Тихоокеанскую стратегию (ИТС).
2

В условиях конфронтации России и коллективного Запада, усилившейся после начала Москвой специальной военной операции на Украине, растущей конкуренции Китая и США в Азии и изменения внешнеполитических приоритетов Сеула при президенте Юн Сокёле особый интерес вызывают перспективы политики Южной Кореи в Центральной Азии (ЦА), которая являлась одним из ключевых направлений Новой северной политики предыдущего президента РК Мун Чжэина. В данной статье рассматривается эволюция стратегий РК в отношении ЦА, а также оцениваются перспективы центрально-азиатской политики РК с учётом геополитических и региональных факторов, а также переориентации внешней политики Сеула в Индо-Тихоокеанский регион.

3

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ РК В ОТНОШЕНИИ ЦА

4 Основу для развития связей Южной Кореи со странами ЦА заложила «северная политика» Ро Дэу (1988–1993), благодаря которой были установлены дипломатические отношения с коммунистическими странами, в частности с Китаем и СССР. В 1992 г. РК быстро установила дипотношения с новыми независимыми государствами, образовавшимися в ЦА после распада СССР в 1991 г. Южнокорейский бизнес в 1990-е гг. активно выходил на рынки Узбекистана и Казахстана, создавая экономическое присутствие РК в регионе [Dadabaev, 2019]. В частности, в 1993 г. южнокорейская корпорация Daewoo и узбекская государственная компания «Узавтосаноат» создали совместное предприятие «Уз-Дэу-авто» для сборочного производства легковых автомобилей, в 1996 г. автомобильный завод, проектная производственная мощность которого составляла 200 тысяч единиц в год, был открыт. Суммарный объём инвестиций южнокорейских компаний в экономику Узбекистана в 1996–1999 гг. превысил $1 млрд [Чон, 2011, с. 10].
5 В начале 2000-х активизация южнокорейской дипломатии на центральноазиатском направлении была обусловлена потребностью растущей южнокорейской экономики в дополнительных источниках энергоресурсов и, соответственно, интересом РК к минерально-сырьевому комплексу стран региона [Fumagalli, 2012]. Важным фактором для налаживания и укрепления сотрудничества РК со странами ЦА, в частности Узбекистаном и Казахстаном, являлась и остаётся корейская диаспора, глубоко интегрированная в общество центральноазиатских государств. В настоящее время в Узбекистане проживает порядка 180 000 человек этнических корейцев, в Казахстане – более 100 000 человек, в Кыргызстане – порядка 17 000 человек, в Туркменистане и Таджикистане – около 2 500 и 700 человек соответственно.
6 В 2004 г. президент РК Но Мухён посетил с государственным визитом Казахстан (первый визит президента РК в Казахстан), а в 2005 г. – Узбекистан. В 2007 г. была принята первая всеобъемлющая государственная стратегия входа РК в ЦА и был проведен первый Форум РК – Центральная Азия на уровне заместителей министров иностранных дел с участием представителей бизнеса и научных кругов.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 175

Оценка читателей: голосов 0

1. Буланакова М.А. Евразийский вектор внешней политики Республики Корея: фактор Центральной Азии. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 4. С. 70–87.

2. В Узбекистане озвучили число трудовых мигрантов, работающих в Южной Корее. Darakchi.uz. 29.12.2021. https://darakchi.uz/ru/135372?ysclid=lfidrwdqmt102664094 (accessed: 23.03.2023).

3. Гаврилюк А., Корнев Т., Королев Н. Samsung уходит в параллельный мир. Коммерсант. 01.07.2022. https://www. kommersant.ru/doc/5436878 (accessed: 17.01.2023).

4. Добиться упрощения получения трудовых виз в Южную Корею предложили депутаты. Курсив. 31.03.2021. https://kz.kursiv.media/2021-03-31/dobitsya-uproscheniya-polucheniya-trudovykh-viz-v-yuzhnuyu-koreyu/ (accessed: 23.03.2023).

5. Емельянова Е. За 2021 год Казахстан импортировал товары на $41,1 млрд. Капитал. Центр деловой информации. 21.02.2022. https://kapital.kz/economic/103101/za-2021-god-kazakhstan-importiroval-tovary-na-41-1- mlrd.html (accessed: 23.03.2023).

6. Захарова Л., Асмолов К. Евразийская инициатива президента Республики Корея Пак Кын Хе. Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 1. С. 60–70.

7. Как прошёл государственный визит Токаева в Южную Корею. Хабар 24. 17.08.2021. https://24.kz/ru/news/top-news/item/493280-kak-proshel-gosudarstvennyj-vizit-tokaeva-v-yuzhnuyu-koreyu (accessed: 23.03.2023).

8. Какие страны больше всего инвестируют в экономику РК. Капитал. Центр деловой информации. 30.12.2022. https://kapital.kz/economic/111778/kakiye-strany-bol-she-vsego-investiruyut-v-ekonomiku-rk.html (accessed: 23.03.2023).

9. Ким Ен Ун. Реалии многовекторности внешней политики РК. Современные проблемы Корейского полуострова. М.: ИДВ РАН, 2021. С. 56–65.

10. Кирьянов О. Узбекистан и Южная Корея углубят сотрудничество в газовой отрасли. RG.ru. 17.06.2014. https://rg.ru/2014/06/17/svyazi-site-anons.html (accessed: 23.03.2023).

11. Корея увеличит финансирование экономики Таджикистана. Sputnik Таджикистан. 19.10.2021. https://tj.sputniknews.ru/20211019/ korea-finansirovanie-ekonomika-tajikistan-1042970044.html (accessed: 17.01.2023).

12. Кыргызстан и KOICA реализуют 10 совместных проектов на $48 млн. Economist. 07.10.2022. https://economist. kg/novosti/2022/10/07/kyrgyzstan-i-koica-naschityvajut-10-sovmestnyh-proektov-na-48-mln/ (accessed: 23.03.2023).

13. Лукин А.Л., Коротич С.А. Евразийская инициатива после Пак Кын Хе: развитие, современное состояние и перспективы южнокорейских интеграционных проектов. Известия Восточного института. 2016. № 4 (32). С. 102–112.

14. Ом Гу Хо. Стратегия Новой северной политики и ее ограничительные факторы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2020. Т. 13. Вып. 3. С. 354–373.

15. Определены актуальные направления развития туркмено-корейского взаимодействия. Туркменистан сегодня. 29.11.2022. https://tdh.gov.tm/ru/post/33789/opredeleny-aktualnye-napravleniya-razvitiyaturkmeno-korejskogo-vzaimodejstviya (accessed: 23.03.2023).

16. Основные партнёры внешнеторговой стратегии Туркменистана. SNG Today. 14.08.2017. https://sng.today/ashkhabad/3957-osnovnye-partnery-vneshnetorgovoy-strategii-turkmenistana.html?ysclid=lfea8nwquk748723313 (accessed: 23.03.2023).

17. Расулов Э.Р. К 25-летию установления дипломатических отношений между странами Центральной Азии и Республикой Корея. Корея перед новыми вызовами. М.: ИДВ РАН, 2017. C. 289–301.

18. США уведомили Центральную Азию об ожиданиях касательно соблюдения санкций против России. ТАСС. 29.09.2022. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15902935 (accessed: 17.01.2023).

19. Туркменистан построит производственный блок изобутана на полимерном заводе в Киянлы. Neftegaz. ru. 26.05.2020. https://neftegaz.ru/news/Gazohimija/550874-turkmenistan-postroit-proizvodstvennyy-blokizobutana-na-polimernom-zavode-v-kiyanly/ (accessed: 14.06.2023).

20. Узбекистан и Корея заключили договоры почти на $9 млрд. Sputnik Узбекистан. 22.11.2017. https://uz.sputniknews. ru/20171122/Mirzieev-korea-vizit-6895723.html (accessed: 23.03.2023).

21. Узбекистан и Южная Корея подписали контракты на $5 млрд. UZ Daily. 22.09.2012. https://www.uzdaily.uz/ru/post/12701 (accessed: 23.03.2023).

22. Федоровский А.Н. К итогам визита президента Республики Корея Мун Чжэ Ина в страны Центральной Азии. ИМЭМО РАН. 21.04.2019. https://www.imemo. ru/news/events/text/k-itogam-vizita-prezidenta-respubliki-koreya-mun-chzhe-ina-v-strani-tsentralynoyazii?ret=640 (accessed: 17.01.2023).

23. Чон Де Ван. Экономическое сотрудничество между Кореей и Узбекистаном: тенденции и перспективы. Иктисод ва молия – Экономика и финансы. 2011. № 10. С. 9–16.

24. Albert E. China Leans into RCEP Conclusion as Win. The Diplomat. 19.11.2020. https://thediplomat. com/2020/11/china-leans-into-rcep-conclusion-as-win/ (accessed: 17.01.2023).

25. China is Catching up with Russia in Becoming the M ain Supplier. How Uzbekistan’s Foreign Trade has Changed in 2022. Investment Promotion Agency under the Ministry of Investments and Foreign Trade of the Republic of Uzbekistan. 24.01.2023. http://invest.gov.uz/mediacenter/news/china-is-catching-up-with-russiain-becoming-the-main-supplier-how-uzbekistan-s-foreign-trade-has-changed-in-2022/ (accessed: 23.03.2023).

26. Cho Hyundong, First Vice Minister of Foreign Affairs, Meets with Kazakhstan Deputy Foreign Minister Tursunov. Ministry of Foreign Affairs. Republic of Korea. 03.06.2022. https://www.mofa.go.kr/eng/ brd/m_5676/view.do?seq=322050&page=1 (accessed: 17.01.2023).

27. Dadabaev Т. Chinese, Japanese, and Korean Inroads into Central Asia: Comparative Analysis of the Economic Cooperation Roadmaps for Uzbekistan. East-West Center. 2019. Pp. 1–8. https://www.jstor.org/ stable/resrep21109.3 (accessed: 17.01.2023).

28. Eom Gu Ho. Impact of the Ukrainian War on South Korea’s Diplomacy in Central Asia. Journal of Eurasian Studies. Vol. 13. No. 2. Pp. 172–179. Eurasia Initiative. 2013. https://overseas.mofa.go.kr/cntnts Down.do?path=br-pt&physic=0707_eurasia_bro_br-pt.pdf&real=0707 _eurasia _bro_br-pt.pdf (accessed: 17.01.2023).

29. Foreign Minister Park Proposes Further Cooperation with 5 Central Asian Countries. KBS World. 26.10.2022. https://world.kbs.co.kr/service/news_ view.htm?lang=e&Seq_Code=173328 (accessed: 17.01.2023).

30. Fumagalli M. South Korea’s Engagement in Central Asia from the End of the Cold War to the “New Asia Initiative”. The Journal of Northeast Asian History. 2012. Vol. 9. No. 2. P. 69–97.

31. Kim Deok-hyun. S. Korea to Focus on Promoting Economic Cooperation with Russia, Mongolia. Yonhap News Agency. 15.01.2020. https://en.yna.co.kr/view/AEN20200120001100320 (accessed: 17.01.2023).

32. Korea Customs Service. https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do (accessed: 23.03.2023).

33. Lee Jae-Young. Korea’s Eurasia Initiative and the Development of Russia’s Far East and Siberia. The Political Economy of Pacific Russia. Regional Developments in East Asia. Ed. J. Huang, A. Korolev. London: Palgrave Macmillan, 2017. Pp. 103–125.

34. Lee Jae-Young. The New Northern Policy and Korean-Russian Cooperation. Valdai Papers. 2017. October. No. 76. Rakhimov M. Uzbekistan and South Korea relations in the Con tests of Transregional and Global Perspectives. Journal of Eurasian Studies. 2022. Vol. 13. No. 2. Pp. 200–211.

35. S. Korea to Actively Pursue New Northern Policy. KBS World. 20.01.2020. https://world.kbs.co.kr/ service/news_view.htm?lang=e&Seq_Code=150764 (accessed: 17.01.2023).

36. Yi Wonju. (LEAD) S. Korea, 5 Central Asian Nations Discuss Cooperation in Busan Forum. Yonhap News Agency. 25.10.2022. https://en.yna.co.kr/view/AEN20221025004051325 (accessed: 17.01.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх