Протестантские миссионеры о китайских тайных обществах начала XIX века

 
Код статьиS086919080024726-5-1
DOI10.31857/S086919080024726-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент, старший научный сотрудник
Аффилиация: Национальный исследовательский университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы215-222
Аннотация

В статье рассматриваются ранние сведения протестантских миссионеров о деятельности тайных обществ – традиционных общественных организаций, сыгравших значительную роль в истории Китая и продолжающих оставаться явлением общественной жизни в Китае и за его пределами. Хронологические рамки статьи в целом ограничены первой третью XIX века, что не исключает обращения к более ранним и более поздним периодам в целях сопоставления материалов. По аналогии с «колониальной школой» изучения тайных обществ в Китае предлагается выделить самый ранний период протестантской историографии тайных обществ, условно обозначив его как «миссионерская школа» или «протестантско-миссионерская школа». Ее представителями являлись проповедники Лондонского миссионерского общества Уильям Милн и Роберт Моррисон. Подробно рассматриваются изыскания Милна по теме тайных обществ в Китае. Вносятся коррективы в имеющиеся био-библиографические данные о его публикациях в журнале «Индо-Китайский подборщик». Отмечается, что анонимные заметки Милна представляли собой переводы из официального «Столичного вестника» («Цзин бао»), дополненные значительным материалом своих собственных исследований. Уточняется авторство и время докладов о тайных обществах в Китае, сделанных Моррисоном в Королевском Азиатском обществе. Сообщения Милна свидетельствуют, что тайные общества были антиправительственными, а часть из них и антицинскими. При этом он не прослеживал лозунгов по восстановлению прошлой китайской династии Мин. Цель уничтожения династии Цин напрямую высказана в материалах Моррисона, где также говорится о надежде на духовную помощь от покойных минских императоров. Отмечается, что предложенная Милном масонская парадигма исследования тайных обществ основывалась на сходстве некоторых формальных сторон в их деятельности с практикой общества фримасонов в Великобритании. В то же время Милн указал и на большие различия в общественном положении и общественной роли таких обществ в Европе и в Китае.

Ключевые словаисториография, китаеведение, синология, тайные общества, миссионеры протестантские, У. Милн, Р. Моррисон
Получено05.03.2023
Дата публикации26.04.2023
Кол-во символов13269
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Обращаясь к историографии китайских тайных обществ, нетрудно заметить, что европейские исследования этой темы были вызваны к жизни в начале XIX века самим фактом возросшей роли таких объединений по непосредственным наблюдениям иностранцев. На самом деле определенный коммунализм самоорганизации китайского населения в форме круговой поруки (баоцзя 保甲), волостных договоров (сян юэ 鄉約), братств добра (шань тан 善堂) и т. д. как дополнений к государственной администрации только по письменным источникам вполне достоверно прослеживается с раннего средневековья, но, по-видимому, он существовал и в древности [Майоров, Стеженская, 2022]. Однако, даже такое масштабное восстание 1796–1804 годов под лозунгами секты «Байляньцзяо», охватившее Сычуань, Хунань, Хубэй, Шэньси, Ганьсу, Хэнань, Аньхуй, в свое время не привлекло к себе внимания иностранных историков, как утверждала Екатерина Борисовна Поршнева (1931–2018) [Поршнева, 1972, с. 3–7, 149]. Н.Я. Бичурин, поясняя положения цинского законодательства, сообщал о различных преступных «обществах» и «братствах», скрепленных взаимными клятвами, но подробно на этой теме не останавливался [Бичурин, 2002, с. 200, 230; Иакинф, 1840, с. 52]. Только значительно позднее в отечественной историографии появились работы по тайным обществам. В них рассматривались исторические истоки, идейные направления деятельности, роль тайных обществ в революционном движении в Китае ХХ века [Тайные общества в старом Китае, 1970; Костяева, 1995]. Отмечалась эволюция тайных обществ либо в современные преступные сообщества, либо в новые синкретические религии [Этническая история китайцев в XIX – начале XX века, 1993, с. 75–77; Тертицкий, 2000]. По вполне понятным причинам в поле зрения исследований этого общественного явления в ХХ веке больше попадали такие сообщества и движения вне пределов Китайской Народной Республики [Костяева, 1997].
2 Можно сказать, что в западной историографии к середине XIX века и позднее в ходе Тайпинского восстания (1850–1864 гг.) такое направление исследований общественной жизни китайцев уже вполне оформилось. В своей книге 1866 года об Обществе Неба и Земли голландский синолог Густав Шлегель (1840–1903) привел краткую библиографию из семи работ своих предшественников [Schlegel, 1866, p. VI]. Этот период изучения тайных обществ принято называть «колониальной школой» [Захаров, 2007, с. 27–29]. И сам Шлегель, и один авторов из его библиографии, его старший коллега по Лейденскому университету, немец И.Й. Гофман (J.J. Hoffmann, 1805–1878) хотя и были профессиональными востоковедами, но отметились службой переводчиками в колониальной администрации Голландской Ост-Индии.
3 А с другой стороны, ничто не мешает, а, пожалуй, даже и требует, выделить в историографии китайских тайных обществ, которая только началась с наступлением XIX века, более ранний период и условно назвать его миссионерским или протестантско-миссионерским, имея в виду именно протестантских миссионеров, конечно. В той же бибилографии Шлегеля представлены проповедники Лондонского миссионерского общества У. Милн (William Milne, 1785-1822) и Р. Моррисон (Robert Morrison, 1782-1834), проповедник, по-видимому, Нидерландского миссионерского общества немец или голландец Э.Х. Рётгер (E.H. Röttger). В целом отмечается, что в ранний период протестантские миссионеры оказали решающее влияние не только на изучение тайных обществ, но и на развитие британского колониализма и синологии в Китае вообще [Triad Societies, 2000, p. x].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 190

Оценка читателей: голосов 0

1. Биография и научное наследие востоковеда О.М. Ковалевского (по материалам архивов и рукописных фондов). Авт. Р.М. Валеев, В.Ю. Жуков, И.В. Кульганек, Д.Е. Мартынов, О.Н. Полянская; отв. и науч. ред. Р.М. Валеев и И.В. Кульганек. СПб.; Казань: Петербургское Востоковедение, 2020.

2. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный Дом, 2002.

3. Захаров Е.А. Начальный этап исследований тайных союзов Китая: «колониальная школа». Студент и научно-технический прогресс: материалы ХLV международной научной студенческой конференции. Востоковедение. Новосибирск, 2007. С. 27-29.

4. Иакинф, монах [Бичурин Н. Я.]. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. СПб.: Императорская Академия наук, 1840.

5. Илюшечкин В. П. Тайные общества и еретические секты в Китае в середине XIX в. Тайные общества в старом Китае. Отв. ред. В. П. Илюшечкин. М.: Наука, главная редакция Восточная лититература, 1970. С. 54-68.

6. Калюжная Н.М. О характере тайного союза «Ихэтуань». Тайные общества в старом Китае. Отв. ред. В.П. Илюшечкин. М.: Наука, главная редакция Восточная лититература, 1970. С. 85–107.

7. Костяева А.С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1995.

8. Костяева А.С. Криминальные братства Тайваня (50-80-е годы XX в.). М.: Институт востоковедения РАН, 1997.

9. Майоров В.М., Стеженская Л.В. Волостная администрация и местное самоуправление в современной китайской деревне: От традиций к революциям (конец XIX в.–конец 1970-х гг). Вопросы истории. М., 2022. N. 2–2. C. 104–114.

10. Новиков Б.М. Антиманьчжурская пропаганда тайных обществ в Китае в первой половине XIX в. Тайные общества в старом Китае. Отв. ред. В. П. Илюшечкин. М.: Наука, главная редакция Восточная литература, 1970. С. 38–53.

11. Полевой С.А. Периодическая печать в Китае: С иллюстрациями. Владивосток: Восточный институт, 1913.

12. Поршнева Е.Б. Учение «Белого Лотоса» – идеология народного восстания 1796–1804 гг. М.: Наука, главная редакция Восточная лититература, 1972.

13. «Союз Тянь ди хуэй в Сингапуре» (по мемуарам Абдуллаха бин Абдулкадира Мунши). Предисл., пер. с малайского, примеч. Л.В. Горяевой. Письменные памятники Востока. СПб., 2019. Т. 16, №2 (вып. 37). С. 5–18.

14. Стонтон Дж. Л. Путешествие во внутренность Китая и в Тартарию, учиненное в 1792м, 1793м, 1794м годах лордом Макартнеем посланником англинскаго короля при китайском императоре… Пер. с фр.яз. : В 4-х ч. М.: В типографии Христофора Клаудия, 1804–1805. Ч. 3. 1804. Гл. II https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVIII/1780-1800/Staunton_George/text32.htm (accessed: 23.10.2022)

15. Тайные общества в старом Китае. Отв. ред. В.П. Илюшечкин. М.: Наука, главная редакция Восточная литература, 1970.

16. Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.

17. Этническая история китайцев в XIX–начале XX века. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1993.

18. A dictionary of the Chinese language, in three parts. Part the first, containing Chinese and English, arranged according to the keys; part the second, Chinese and English arranged alphabetically, and part the third, consisting of English and Chinese. By R. Morrison, D.D. Part II. Vol. I. Macao: Honorable East India Press, 1819.

19. Art. VII. - A Transcript in Roman Characters, with a Translation, of a Manifesto in the Chinese Language, issued by the Triad Society. By the Rev. Robert Morrison, D.D. F.R.M.R.A.S., &c. &c. Read 4th of April, 1829. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Vol. the First. L.: John W. Parker, 1834. Pp. 93-95.

20. Lunde, Paul. Organized Crime: An Inside Guide to the World’s Most Successful Industry. London ; New York ; Munich ; Melbourne ; Delhi : DK, 2004.

21. McCarthy, Dennis M. P. An Economic History of Organized Crime: A National and Transnational Approach. Abingdon: Routledge, 2011.

22. Memoirs of the Rev. William Milne, D. D. late missionary to China, and Principal of the Anglo-Chinese College. Compiled from Documents written by the Deceased to which are added occasional remarks. By Robert Morrison, D.D. Malacca: Mission Press, 1824.

23. Of The Tea sect: Translated from the Peking Gazette. [By W. Milne]. The Indo-Chinese Gleaner. Malacca: Mission Press, 1817. No. I (May). Pp. 19-22.

24. Peking, October 7, 1817. Secret Associations. [By W. Milne]. The Indo-Chinese Gleaner. Malacca: Mission Press, 1818. No. IV (May). Pp. 87-88.

25. Philip, Robert. The Life and Opinions of the Rev. William Milne, D. D., Missionary to China, illustrated by Biographical Annals of Asiatic Missions, from Primitive to Protestant Times; Intended as A Guide to Missionary Spirit. Philadelphia: Herman Hooker, 1840.

26. Schlegel, Gustav. Thian Ti Hwui. The Hung–League or Heaven–Earth–League. A Secret Society with the Chinese in China and India. Batavia : Lange & Co, 1866.

27. Staunton, George. An Authentic Account of an Embassy from the King of Great Britain to the Emperor of China; ... Taken Chiefly from the Papers of His Excellency the Earl of Macartney, ... Sir Erasmus Gower ... In Two Volumes. L.: W. Bulmir and Co, 1797. Vol. II.

28. Triad Societies: Selected writings. Edited by Kingsley Bolton and Christopher Hutton, with new introductions by Kingsley Bolton, Christopher Hutton and James K. Chin. L.: Taylor & Francis, 2000.

29. XIV. Some account of a secret association in China, entitled the Triade Society. By the late Dr. Milne, principal of the Anglo-Chinese College. Communicated by Rev. Robert Morrison, D.D., F.R.S., V.A.R.S.L. Read February 5, 1825: (From the Transactions of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Vol. I). L.: Cox and Baylis, 1825.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх