Проблемы идентичности и сепаратизма у этнических меньшинств в глобальном мире (на примере индийского штата Ассам)

 
Код статьиS086919080023354-6-1
DOI10.31857/S086919080023354-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; Директор Международного научного центра изучения Южной Азии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ); доцент Историко-архивного института Российского государственного гуманитарн
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Младший научный сотрудник, Международный научный центр изучения Южной Азии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Магистр, Историко-архивный институт РГГУ
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Студентка Историко-архивного института РГГУ
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Студентка Историко-архивного института РГГУ
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Студентка Историко-архивного института РГГУ
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы160-171
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы сепаратистских и протестных движений среди этнических меньшинств в индийском северо-восточном штате Ассам, стремящихся к сохранению своей идентичности. Индийское общество ранжируется по разным идентификаторам: конфессии, язык, территория, кастовость и т. д. Характерно то, что индийцы выражают свой патриотизм, находясь вне родины. В самой Индии им присущ локальный национализм. На протяжении веков миграционные тенденции в штате Ассам формировали сложный многоэтничный и мультикультурный состав населения. Поправки в Закон о гражданстве в 2000-х гг. привели к еще большему объединению местного населения в протестные группы по политическим соображениям. В первой части статьи представлен краткий обзор исторических предпосылок, влияющих на протестное движение и дестабилизацию современного ассамского общества. Вторая часть посвящена специфике протестов 1950–1960-х гг. В третьей части анализируется современное положение дел ассамского общества. Предпринята попытка проследить различные формы протестов и определить стороны конфликтов в борьбе между: а) племенными сообществами за включение их в категорию Зарегистрированных племен; б) племенами и неплеменным населением; в) племенами и иммигрантами; г) объединением племен и государством. Проводится параллель специфики этнического сепаратизма северо-восточных штатов Индии с европейским вариантом, определяются предпосылки их возникновения и основная локализация конфликтов. Исследование основано на публикациях в англоязычных СМИ, а также на научных работах индийских ученых, благодаря которым прослеживается взгляд на проблему «изнутри» государства. В результате обзора работ формулируется вывод о том, что до проблемы с нелегальными иммигрантами существовал ряд других причин, по которым на протяжении многих веков наблюдается желание многих этнических групп получить автономию. Такой расклад зависит от географических, этнических, социальных и конфессиональных критерий региона, что является определенной исторической предпосылкой к такому ходу событий.

Ключевые словаАссам, Северо-восточная Индия, сепаратизм, нелегальная иммиграция, этнические меньшинства, Закон о гражданстве, идентичность
Источник финансированияРабота подготовлена при поддержке гранта РГГУ №2021-2 «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ» в 2020–2021 гг. в рамках проекта «Социальные и межэтнические конфликты в эпоху цифровизации, модернизации и пандемизации (на примере штата Ассам, Индия)».
Получено02.12.2022
Дата публикации31.12.2022
Кол-во символов24964
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Регулирование миграционных процессов является крайне важной проблемой для штата Ассам. На протяжении ряда лет существуют общественные объединения, такие как Всеассамский студенческий союз (All Assam Students’ Union), образованный в 1967 г., которые организуют политические кампании против нелегальных иммигрантов из Бангладеш. Поправки в Закон о гражданстве, принятые в 2000-х гг. (Citizenship Amendment Act 2003, 2005, 2015, 2016, 2019 гг.) привели к тому, что люди, придерживающиеся самых разных политических взглядов, стали формировать протестные группы. Многие этнические группы, проживающие в штате Ассам, такие как бодо, карби и др., стремились получить автономию еще до того, как нелегальная иммиграция из Бангладеш превратилась в проблему всего Северо-Востока Индии. Объектом исследования является изучение протестных и сепаратистских движений различных ассамских социальных и этнических меньшинств. Гипотеза работы строится на том, что протесты населения носят не спонтанный характер, а имеют довольно четкие исторические предпосылки, влияющие на дестабилизацию ассамского общества. Цель исследованиявыявление исторических предпосылок сепаратизма среди этнических меньшинств в штате Ассам. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи: а) выявить исторические предпосылки протестов в штате Ассам; б) обозначить специфику протестов 1950–1960-х гг.; в) показать современную ситуацию и варианты дальнейшего развития протестной активности в штате. Исследование основано на материалах преимущественно англоязычных индийских СМИ (The Hindu, Indian Express, Times of India т.д.) и научных работах экспертов.
3 При написании настоящей работы авторы руководствовались принципами социальной антропологии, сформулированными на протяжении последних трёх десятилетий в трудах ведущих отечественных и зарубежных этнологов и антропологов, в первую очередь академика РАН В.А. Тишкова, научного руководителя Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, и его коллег и единомышленников [Барт, 2006; Соколовский, 2003, 2014, 2021; Тишков, 1989, 2003, 2021; Тишков и др., 2020; Эриксен, 2014; Этнос, 2015; Eriksen, Jacoubek, 2019; Verdery, 2019].
4 В мировом сообществе понятию «идентичность» уделяется особое внимание: многие конфликты проистекают из-за того, что этнические группы пытаются защитить свою самобытность или идентичность. В этнологии обсуждается в первую очередь социальная идентичность. В целом идентичность – это то, как человек определяет себя, с какими группами людей он себя идентифицирует, проводя при этом границу между понятиями «свой» и «чужой». Идентичность устанавливается через определение как общих сходств, так и различий. Норвежский антрополог Томас Хюлланд Эриксен считает, что «принадлежность к некоторым группам, связанным с родством, этничностью, языком и гендером, является императивной (навязанной), а принадлежность к другим группам выбирается относительно свободно» [Эриксен, 2014, c. 215]. Таким образом, согласно Т.Х. Эриксену, у человека может быть несколько идентификаторов, по которым он относит себя к тем или иным группам, однако в зависимости от конкретной ситуации принадлежность к какому-либо из идентификаторов может стоять выше по значимости для того или иного индивида.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 285

Оценка читателей: голосов 0

1. Буракевич И.Э. Конструктивистский тренд в современных исследованиях феномена идентичности. Философия и социальные науки в современном мире: материалы международной научной конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Минск, 26–27 сент. 2019 г. Под ред. В.Ф. Гигина и др. Минск: БГУ, 2019. С. 159–163. https://elib.bsu.by/bitstream/ 123456789/230986/1/159-163.pdf (accessed: 28.11.2021).

2. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (18 декабря 1992 г.). Действующее международное право: Международное гуманитарное право. Обеспечение международной безопасности: всемирная безопасность, региональная безопасность, разоружение. Вооруженные конфликты и международное право. Т. 2. Разд. 14–16. Сост.: Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997.

3. Киселева С.О., Москаленко Е.Р. Развитие «плавильного тигеля» на территории штата Ассам. The Scientific Heritage. 2021. № 77–1. С. 20–22. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-plavilnogo-tigelya-na-territorii-shtata-assam (accessed: 28.11.2021).

4. Попова Н.Г. Некоторые теоретические аспекты изучения этнической идентичности. Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 22. С. 577–588. https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-teoreticheskie-aspekty-izucheniya-etnicheskoy-identichnosti (accessed: 05.04.2022).

5. Соколовский С.В. Четверть века российской антропологии: 1975–2000. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. 2003. Вып. 9. С. 136–159.

6. Соколовский С.В. Зеркала и отражения, или ещё раз о ситуации в российской антропологии. Антропологический форум. 2014. № 20. С. 143–188.

7. Соколовский С.В. Методология и принципы цифровой антропологии. Сибирские исторические исследования. 2021. № 1. С. 200–214.

8. Тишков В.А. О новых подходах к теории и практике межнациональных отношений: (этнический аспект). Советская этнография. 1989. № 5. С. 3–14.

9. Тишков В.А. Российская этнология: статус дисциплины, состояние теории, направления и результаты исследований. Этнографическое обозрение. 2003. № 5. С. 3–23.

10. Тишков В.А. Нация, национализм и нациестроительство. Россия в глобальной политике. 2021. Т. 19. № 2(108). С. 42–62. https://globalaffairs.ru/articles/nacziya-naczionalizm/ (accessed: 19.07.2022).

11. Тишков В.А., Артемова О.Ю. и др. Откуда и куда пришла российская этнология: персональный взгляд в глобальной перспективе. Этнографическое обозрение. 2020. № 2. С. 72–137.

12. Эриксен Т.Х. Что такое антропология? Ред. Ж.В. Кормина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. https://id.hse.ru/data/2014/06/02/ 1317310345/Ericsen-text%20(2).pdf (accessed: 28.11.2021).

13. Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий. Ред. Ф. Барт. М.: Новое изд-во, 2006

14. Этнос, нация, ценности: исследования. Ред. К.Х. Момджян, А.Ю. Антоновский. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2015.

15. Яковлев А.Ю. Этнический терроризм в индийском штате Ассам: истоки, эволюция, действующие силы. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3. Ч. 1. С. 205–209. https://www.gramota.net/materials/3/2012/3-1/55.html (accessed: 23.11.2021).

16. Acharya S.K. Ethnic Processes in North-Eastern India. Economic and Political Weekly. 1988. May 21. Vol. 23. No. 21. Pp. 1068–1077. www.jstor.org/stable/4378523 (accessed: 05.10. 2021).

17. Act No. 63 of 1956 [25th September, 1956]. Ministry of Home Affairs. The Gazette of India. https://egazette.nic.in/WriteReadData/1956/E-2188-1956-0000-100067.pdf (accessed: 12.04.2022).

18. Census 2011: Assam Records Highest Rise in Muslim Population. Times of India. 22.01.2015. https://clck.ru/32nMEV (accessed: 09.11.2021).

19. Chakravartty A. Assam’s Tribal Communities Lost Land and Forest to Mining. Mongabay. https://india.mongabay.com/2020/11/assams-tribal-communities-lost-land-and-forest-to-mining/ (accessed: 22.11. 2021).

20. Das K.A. Social Construction of ‘Identity’ Among the Indigenous and Immigrants in Assam. Journal of North East India Studies. 2016. No. 6 (2). Pp. 1–14. https://clck.ru/32nMEs (accessed: 23.11. 2021).

21. Das N.K. Identity Politics and Social Exclusion in India’s North-East: The Case for Re-distributive Justice. Bangladesh e-Journal of Sociology. 2009. Vol. 6. No. 1. Pp. 1–17. https://clck.ru/32nMEz (accessed: 08.11. 2021).

22. Dayton R. Separatism, Globalization, and the European Union. Miami-Florida European Union Center of Excellence. University of Miami. 2015. Vol. 15. No. 1. http://aei.pitt.edu/74525/1/Dayton_SeparatismGlobalizationEU.pdf (accessed: 06.12.2021).

23. Directorate of Tribal Welfare. Tribal Welfare Department. Government of Tripura. https://twd.tripura.gov.in/ (accessed 20.11.2021).

24. Ethnic Groups and Boundaries Today: A Legacy of Fifty Years. Ed. T.H. Eriksen, M. Jacoubek. London: Routledge, 2019.

25. Fernandes W. Conflict in North-East: A Historical Perspective. Economic and Political Weekly. 1999. Vol. 34. No. 51. Pp. 3579–3582. www.jstor.org/stable/4408734 (accessed: 11.10.2021).

26. Introduction. National Commission for Scheduled Tribes. Government of India. https://ncst.nic.in/content/introduction (accessed: 21.11. 2021).

27. Missong P. Reading History of Moamariya Rebellion: a Critical Study of the Historiography of Swarna Lata Baruah. Journal of Critical Reviews. 2020. Vol 7. No. 6. Pp. 936–940. http://www.jcreview.com/fulltext/197-1588574739.pdf (accessed: 05.11.2021).

28. Nath B.K., Nath D.C. The Change of Religion and Language Composition in the State of Assam in Northeast India: A Statistical Analysis Since 1951 to 2001. International Journal of Scientific and Research Publications. 2012. Vol. 2. No. 5. https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.387.3724&rep=rep1&type=pdf (accessed: 09.11.2021).

29. Roy K.S. Conflicting Nations in North-East India. Economic and Political Weekly. 2005. Vol. 40. No. 21. Pp. 2176–2182. www.jstor.org/stable/4416674 (accessed 20.11.2021).

30. Saikia P. Protest Networks, Communicative Mechanisms and State Responses: Ethnic Mobilization and Violence in Northeast India. 2009, September. Department of Political Science, McGill University, Montreal.

31. Singh B.P. North-East India: Demography, Culture and Identity Crisis. Modern Asian Studies. 1987. Vol. 21. No. 2. Pp. 257–282. www.jstor.org/stable/312647 (accessed 14.11.2021).

32. Srikanth H. Who in North-East India Are Indigenous? Economic and Political Weekly. 2014. Vol. 49, No. 20. Pp. 41–46. www.jstor.org/stable/24479706 (accessed: 07.10.2021).

33. Srikanth H., Thomas C.J. Naga Resistance Movement and the Peace Process in Northeast India. Peace and Democracy in South Asia. 2005. Vol. 1. No. 2. Pp. 57–87. https://www.repository.cam.ac.uk/ bitstream/handle/1810/229193/pdsa_01_02_04.pdf?sequence=2&isAllowed=y (accessed: 28.10.2021).

34. Tripathi R. Historical Background and Development of Reservation in India: An Analysis. IOSR Journal of Humanities and Social Science. 2018. Vol. 23. No. 1. Ver. 6. Pp. 9–13. https://www.iosrjournals.org/iosr-jhss/papers/Vol.%2023%20Issue1/Version-6/B2301060913.pdf (accessed: 24.11.2021).

35. Upadhyay A. Terrorism in the North-East. The Economic and Political Weekly. 2006. Vol. 41. No. 48. https://www.epw.in/journal/2006/48/special-articles/terrorism-north-east.html (accessed: 29.11.2021).

36. Vandana U. Ethnic Polarisation and Human Security: The Case Of Migrants In Northeast India. World Affairs: The Journal of International Issues. Vol. 12. No. 1. 2008. Pp. 152–174. www.jstor.org/stable/48504877 (accessed: 08.11.2021).

37. Verdery C. The Dangerous Shoals of Ethnic Groups and Boundaries: A Personal Account. Ethnic Group and Boundaries Today: A Legacy of Fifty Years. Eds. T.H. Eriksen, M. Jakoubek. London: Routledge, 2019. Pp. 38–46.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх