Школьное образование в колониальной Кении

 
Код статьиS086919080023123-2-1
DOI10.31857/S086919080023123-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Центр изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы115-124
Аннотация

Статья посвящена изучению системы школьного образования Кении колониальной эпохи. Исследован идейный базис образовательной политики британских властей в отношении трех основных этнических групп, проживающих в колонии, – европейцев, индийцев и африканцев. Прослежены основные отличия между государственными, миссионерскими и независимыми африканскими школами. Особое внимание уделено анализу специфики процесса обучения на примере сравнения европейских и африканских школ, включая колоссальную диспропорцию в объеме финансирования, различия в экзаменационных процедурах, условиях обучения, оснащении классов, содержании школьных программ, мотивации кенийских школьников к освоению знаний начального и среднего уровня. Первопроходцами в распространении грамотности среди туземцев были миссионерские сообщества. Протестантские и католические школы сочетали религиозное образование с передачей новой пастве базовых знаний о медицине, гигиене, строительстве, сельском хозяйстве. Огромное значение для церковных организаций и неофитов имела практика перевода библейских текстов на местные языки. К 1930-м гг. миссионерские и государственные школы начали работать по единому образовательному стандарту, определяемому административным аппаратом, что было частью мер по предупреждению развития антиколониальных настроений. Сегрегация на основе этнического и расового признака была нормой для колониального общества и обусловила ограниченный круг предметов, преподаваемых ученикам африканского происхождения. С 1925 г. кенийская интеллигенция успешно добивалась создания собственных образовательных учреждений, где самостоятельно определяла содержание учебного материала, делая упор на изучении английского языка и математики. Система школьного образования в этот период кенийской истории была частью общей системы имперского управления и обеспечила подготовку необходимых кадров, хотя подход к обучению именно африканцев с современной точки зрения справедливым назвать сложно. Колониальное наследие помогло властям независимой Кении во второй половине XX — начале XXIвв. добиться заметных результатов в сфере образования. Среди своих африканских соседей страна сегодня остается безусловным лидером по подготовке высококвалифицированных специалистов.

Ключевые словаКения, Великобритания, миграция, образование, империя, школа, миссионеры, колониализм, самоуправление, сегрегация
Получено26.01.2023
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов27209
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Колониальный режим был установлен в Кении в 1895 г. после ликвидации годом ранее Имперской британской восточноафриканской компании. До 1963 г. Соединенное Королевство господствовало в данном регионе, запустив прямым вмешательством в быт туземцев множество внутренних и во многом необратимых изменений. Значительные ресурсы метрополия выделяла на развитие образования, поскольку это был один из инструментов управления и формирования лояльности центральной власти.
2 Изначально однородное африканское население колонии в 1900–1930-х гг. было разбавлено значительной южноазиатской миграцией и притоком европейских поселенцев. Каждому сообществу отводилась своя роль. Приезжие из Европы господствовали в крупном фермерском хозяйстве и оптовой торговле, контролировали административный, правовой и пенитенциарный аппарат. Их лидерство было непререкаемым. Представители Британской Индии доминировали в мелком и среднем бизнесе, локальной промышленности, имели сильные позиции в банковском секторе, занимали средние должности на европейских предприятиях и в администрации. Они считались ближайшими младшими помощниками белых цивилизаторов. За африканцами (до 97% всего населения колонии) оставались только сфера натурального сельского хозяйства и низкооплачиваемые вакансии. Диверсифицированным был и подход к образованию этих групп.
3 Для администрации на местах никогда не стоял вопрос о том, обучать жителей колонии или нет. Нюансы заключались в том, кому давать знания, как и в каком объеме. Локальные условия позволяли полноценно сформировать только школьную сеть, о качественном среднем и высшем образовании речь не шла. С учетом расовых взглядов, господствовавших тогда на Западе, из европейцев готовили руководителей во всех смыслах этого слова. Индийцы отдавали предпочтение прикладному экономическому образованию и делопроизводству. Обучение коренных жителей было нацелено на усвоение простейших технических навыков, необходимых для ведения примитивного земледелия и скотоводства, а также присутствия на рынке труда в качестве неквалифицированной рабочей силы [Mwiria, 1991, p. 262].
4 Реальность, между тем, вносила в эту стройную модель свои коррективы, формируя порой нетривиальные решения и казусы. Усилия миссионерских организаций, общий прагматизм местных управленцев и безусловная собственная настойчивость позволяли кенийцам в части получения образования обходить препоны, изначально предусмотренные шаблонными представлениями о предназначении различных рас.
5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

6 Британская империя еще до активного проникновения в Восточную Африку старалась использовать местные ресурсы для решения вполне практических задач. Например, первая больница для европейцев была открыта в Мадрасе еще в 1664 г., а уже на рубеже XVIII–XIX вв. в Индии действовала целая система подготовки врачебных кадров. В середине XIX в. группа освобожденных африканских рабов, так называемые «бомбейские африканцы» («Bombay Africans»), прошла начальную подготовку в Бомбее и была отправлена в качестве младших медицинских работников обратно на «черный» континент. Всего за период с 1846 г. по 1880 г. по такому пути прошло около 3 тыс. африканцев [Greenwood, Topiwala, 2015, p. 35–36].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 201

Оценка читателей: голосов 0

1. Barnes C. An Experiment with Coffee Production by Kenyans, 1933–48. African Economic History. 1979. No. 8. Pp. 198–209.

2. Greenwood А., Topiwala H. Indian Doctors in Kenya, 1895–1940. The Forgotten History. New York: Palgrave Macmillan, 2015.

3. Hoehler-Fatton C. Founders and Foundresses: Revising the History, of a Kenyan Independent Church. Religion. 1998. No. 28. Pp. 393–404.

4. Kay S. African Roles, Responses and Initiatives in Colonial Education: the Case of Western Kenya. Paedagogica Historica: International Journal of the History of Education. 1976. Vol. 16. No. 2. Pp. 272–293.

5. Kiragu S. Conceptualising children as sexual beings: pre-colonial sexuality education among the Gĩkũyũ of Kenya. Sex Education: Sexuality, Society and Learning. 2013. Vol. 13. No. 5. Pp. 585–596.

6. Migration in Kenya: A Country Profile 2015. International Organization for Migration. Nairobi, 2015.

7. Mufaka K. Scottish Mission and the Circumcision controversy in Kenya 1900–1960. International Review of Scottish Studies. 2003. Vol. 3. Pp. 47–58.

8. Mwiria K. Education for subordination: African education in colonial Kenya. History of Education: Journal of the History of Education Society. 1991. Vol. 20. No. 3. Pp. 261–273.

9. Ocobock P. ‘Joy rides for juveniles’: vagrant youth and colonial control in Nairobi, Kenya, 1901–52. Social History. 2006. Vol. 31. No. 1. Pp. 39–59.

10. Spencer I.R.G. The First Assault on Indian Ascendancy: Indian Traders in the Kenya Reserves, 1895-1929. African Affairs. 1981. Vol. 80. No. 320. Pp. 327–343.

11. Wamagatta E.N. African Quest and Struggle for High Schools in Colonial Kenya: The Case of the Abortive Kiambu Local Native Council Central High School at Githunguri, 1926-34. Journal of Asian and African Studies. 2008. Vol. 43. No. 3. Pp. 345–362.

12. Wolf J.B. Asian and African Recruitment in the Kenya Police, 1920–1950. The International Journal of African Historical Studies. 1973. Vol. 6. No. 3. Pp. 401–412.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх