Дореволюционная отечественная историография государства Хасмонеев: направления, темы, исследователи

 
Код статьиS086919080022850-2-1
DOI10.31857/S086919080022850-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация, Москва.
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы204-214
Аннотация

В статье рассматривается отечественная дореволюционная историография, посвященная государству Хасмонеев. Автор делит ее на четыре группы в соответствии с целеполаганием ученых и их социально-культурным окружением. 1) «Богословская» группа представлена работами ученых из православных духовных академий и семинарий (Т.И. Буткевич, И.Г. Троицкий, Ф.П. Арфаксадов и др.). Авторы обращались к истории Хасмонеев, уже включенной на тот момент в исторический нарратив, чтобы обосновать правдоподобность библейской истории в рамках христианской апологетики. 2) «Рационально-критическое» направление представлено трудами исследователей, получивших университетское образование и тяготеющих к материалистической концепции истории. Н.М. Никольский, А.И. Тюменев и др. встраивали материал, связанный с Хасмонейским государством, в формируемую ими рационалистическую концепцию античной и всемирной истории. 3) «Традиционалистская» категория объединила статьи и монографии носителей иудейской традиции, имевших как религиозное, так и светское образования (С.М Дубнов, М.Я. Хашкес, Ю.И. Гессен и др.). Они обращались к Хасмонейской истории как к периоду иудейской независимости для развития еврейской национальной светской идентичности в Российской империи нач. XX в., а также ради популяризации еврейской истории как органичной части общего исторического процесса. 4) «Зарубежная» группа в отличие от остальных выделена не по принципу целеполагания, а по видовой характеристике. В нее включены дореволюционные русскоязычные публикации иностранных исследователей (Ф.В. Фарар, Э. Ренан, Ю. Велльгаузен, Г. Грец и др.) на которых наиболее часто ссылались представители других групп. В результате исследования делается вывод о наибольшей «жизнеспособности» рационально-критической группы, получившей развитие в советский период, тогда как большинство представителей других категорий были исключены из научной среды, изменили свои взгляды, или стали частью «буржуазной» исторической науки.

Ключевые словагосударство Хасмонеев, историография, иудаика, Палестина, Иудея.
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-41001 «Палестина».
Получено26.10.2022
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов21471
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Государство Хасмонеев (167–63 гг. до н.э.) довольно редко становилось предметом специального исследования в отечественной историографии, однако нельзя сказать, что изучение этого ближневосточного царства осталось совершенно в стороне от внимания российских и советских историков. Оно, как правило, рассматривалось в контексте общих трудов по изучению древней Палестины. Отечественная традиция, связанная с ее изучением, имеет глубокие корни, уходящие в дореволюционную эпоху. Если в советское время в изучении античной Палестины безоговорочно доминировал подход, обусловленный марксистской идеологией и методологией, то дореволюционная эпоха отличалась значительным разнообразием взглядов исследователей на государство Хасмонеев. Нашей задачей является проведение систематизации и определение видовой природы историографических источников по теме с целью понять, какие пути изучения государства Хасмонеев существовали для отечественных ученых до 1917 г. и каковы были варианты их последующей трансформации.

2

Обращение к дореволюционной историографии, посвященной еврейскому народу в античности, в наши дни не является чем-то уникальным. Относительно недавно были изданы два сборника: «История Израиля и Иудеи. Общественная и политическая жизнь» (2004 г.) [История Израиля и Иудеи, 2004] и «Еврейские цари и первосвященники. Жизнь, быт, нравы» (2007 г.) [Еврейские цари и первосвященники, 2007]. Составители А.Р. Андреев и С.А. Шумов включили в них цикл дореволюционных (1869–1913 гг.) и ряд советских (1922, 1953 гг.) работ по истории Израиля и Иудеи. Как видно из названий сборников, логика разделения трудов построена по принципу истории личностей («Еврейские цари и первосвященники»), а также истории общества и государства («Общественная и политическая жизнь»). Сам подход не бесспорный, но заслуживающий внимания. Из недостатков этого издания следует выделить стремление авторов несколько механически, как кажется, объединить в своей работе дореволюционных и советских исследователей, прежде всего В.И. Авдиева [Авдиев, 1953], причем именно второе переиздание его труда), отсутствие развёрнутого редакторского комментария, а также некоторые ошибки в указании названий работ и авторства (так, М.Я. Мибихов/Хашкес почему-то указан как М.Я. Михайлов), что приводит к необходимости критического восприятия данных изданий.

3 Существует классификация, которую применил Д.А. Эльяшевич в своей статье «Источниковедение истории евреев в России (к постановке вопроса)» в сборнике под его редакцией [Эльяшевич, 1993]. Однако она не может быть применена к нашей теме исследования. Д.А. Эльяшевич выделяет два направления в историографии: «русская история евреев, так называемое «внешнее» направление, и еврейская история в России – «внутреннее» направление» [Эльяшевич, 1993, с. 27–28]. Данная классификация вполне уместна в изучении российского еврейства, но слабо применима к изучению государства Хасмонеев в силу того, что оно никогда не было частью внутрироссийского политического и исторического дискурса.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 190

Оценка читателей: голосов 0

1. Авдиев В. И. История древнего Востока. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Госполитиздат, 1953.

2. Арфаксадов Ф. Иерусалимский синедрион: Историко-археологическое исследование. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1903.

3. Бикерман Э. Государство Селевкидов. М.: «Наука», 1985.

4. Бикерман Э. Евреи в эпоху эллинизма. Пер. с англ. Т. Б. Менской. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2000.

5. Богородский Я. А. Еврейские цари. Казань: тип. Имп. ун-та, 1884.

6. Богоявленский И. Я. Значение Иерусалимского храма в Ветхозаветной Истории еврейского народа. Пг.: тип. М. Меркушева, 1915.

7. Буткевич Т. И. Язычество и иудейство ко времени земной жизни господа нашего Иисуса Христа. Харьков: тип. Окр. штаба, 1887.

8. Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. Пер. с нем. Н. М. Никольского, со вступ. ст. и 3 прил. СПб.: Пирамида, 1909.

9. Гессен Ю. И. Иуда Маккавей: Исторический очерк. СПб.: типо-лит. И. Рапопорта, 1901.

10. Гольцман О. Падение Иудейского государства. Пер. с нем. М.: типо-лит. рус. т-ва печ. и изд. дела, 1899.

11. Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего: в 12-ти т. Пер. с нем. П. Каменецкого, Б. Ландау. Т. 4: Эпоха Маккавеев и Иродиан: последние годы Иерусалима. Одесса: тип-я изд-ва Я.Х. Шермана, 1905.

12. Дубнов С. М. Всеобщая история евреев на основании новейших научных исследований: в 3-х т. Т. 1: Древняя история от Вавилонскаго пленения до разрушения иудейскаго государства римлянами. СПб.: типо-лит. А.Е. Ландау, 1904.

13. Дубнов С. М. Всеобщая история евреев от древнейших времен до настоящего. На основании новейших исследований: в 3-х т. Т. 1: Древнейшая и древняя история до разрушения Иудейского государства римлянами. 2-е изд. СПб.: тип. т-ва. «Общественная Польза», 1910.

14. Еврейские цари и первосвященники: жизнь, быт и нравы. Сост. А. Р. Андреев. М.: Крафт+, 2007.

15. Зайцев Н. Л. Очерки быта древних евреев: Пособие к изъяснению св. Писания. Киев: тип. Киево-Печ. лавры, 1896.

16. История Израиля и Иудеи: Общественная и политическая жизнь. Сост. С. А. Шумов, А. Р. Андреев. М.: Крафт+, 2004.

17. Каранаев М. Н. «Богословское» направление в дореволюционной отечественной историографии государства Хасмонеев. Проблемы истории, филологии и культуры. 2022. № 2 (76). С. 213–226.

18. Кельнер В. Е. Миссионер истории: Жизнь и труды Семена Марковича Дубнова. СПб: ИД «Миръ», 2008.

19. Крих С. Б. Образ древности в советской историографии: конструирование и трансформация: дисс. … д.ист.н. Омск, 2015.

20. Крих С. Б. Прощание с преданием: рационализация библейской истории в дореволюционной России. Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2020. № 4 (28). С. 69–74.

21. Локшин А. Е. История евреев в России конца XVIII – начала XX вв. в современной зарубежной историографии. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5. История: Информационно-аналитический журнал. 1997. №. 1. С. 20–43.

22. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4-х т. Т. 2. М.: Изд-во Всесоюз. книжной палаты, 1957.

23. Миролюбов А. П. Быт еврейских царей: Опыт библейско-археологического исследования. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1898.

24. Никольский Н. М. Иудеи при Маккавеях и Асмонеях. Помощь евреям, пострадавшим от неурожая: Литературно-художественный сборник. СПб.: тип. И. Гольдберга, 1901. С. 407–425..

25. Никольский Н. М. Древний Израиль: Популярные очерки по истории евреев в научном освещении. М.: Мир, 1911.

26. Никольский Н. М. К какой общественно-экономической формации принадлежит общество Древнего Востока. История в средней школе. 1934. № 2. С. 3–11.

27. Покровский Ф. Я. Разделение еврейского царства на царства Иудейское и Израильское. Киев.: тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1885.

28. Ренан Э. История израильского народа: в 5-ти т. Т. 2, вып. 4: Иудеи под персидским владычеством; Евреи под греческим владычеством. Пер. с фр.; под ред. с прим. С. Г. Лозинского, И. З. Берлина, под общ. ред. С. М. Дубнова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1911.

29. Троицкий И. Г. Библейская археология. СПб.: Синод. тип., 1913.

30. Тюменев А. И. Евреи в древности и в Средние века. СПб.: гос. изд-во, 1922.

31. Тюменев А. И. Евреи в древности и Средние века. М.: Крафт+, 2003.

32. Фаррар Ф. В. Жизнь Иисуса Христа: в 2-х ч. Пер. с англ. А. П. Лопухина. СПб.: тип. Ф. Елеонского и К°, 1885.

33. Фаррар Ф. В. Ироды, главные представители их династии и подробности из жизни каждого из них. В пересказе на рус. яз. Пг.: тип. А.П. Лопухина, 1901.

34. Флавий И. Иудейские древности: в 2 т. Т. 2. Пер. с греч. Г. Г. Генкеля. СПб.: типо-лит. А.Е. Ландау, 1900.

35. Хашкес М. Я. Мибихов М. Я. (псевд). История еврейского народа: От Вавилонского пленения до первой эпохи танаев. СПб.: тип. И. Флейтмана, 1901.

36. Чериковер В. Эллинистическая цивилизация и евреи. Пер. с англ. В. Л. Вихновича. СПб.: ИЦ Гуманитарная академия, 2010.

37. Черток Я. Л. Интриги двора Ирода. Одесса: Я. Х. Шерман, 1897.

38. Черток Я. Л. Введение. Иудейская война: Сочинение Иосифа Флавия. Пер. Я.Л. Чертка; с введ. и прим. пер. СПб.: типо-лит. А. Е. Ландау, 1900. С. V–XIV.

39. Эльяшевич Д. А. Источниковедение истории евреев в России (к постановке вопроса). История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии. Под ред. Д. А. Эльяшевича. СПб., 1993. С. 27–53.

40. Schürer E. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi: in 2 Bd. Bd. 1: Einleitung und politische Geschichte Palstina's vom J. 175 vor Chr. bis 135 nach Chr. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1890.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх