Селевкиды и Элам во II в. до н.э.

 
Код статьиS086919080022677-1-1
DOI10.31857/S086919080022677-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы20-27
Аннотация

История эллинистической Элимаиды – одна из слабоосвещенных страниц в истории Ирана в эпоху эллинизма. После завоевания Александром Македонским державы Ахеменидов эти земли вошли в состав его царства; позже (ок. 311 г. до н.э.) они оказались под властью Селевка I и оставались частью основанного им государства вплоть до сер. II в. до н.э., когда независимый правитель Элимаиды Камнаскир I, именуемый в вавилонских клинописных текстах «царем Элама», открыто выступил против Селевкидов. Однако предыстория этих событий известна недостаточно хорошо. Данная работа представляет собой попытку последовательно проанализировать все известные эпизоды, свидетельствующие о проявлениях враждебности со стороны локальных элит, а также дать им соответствующую интерпретацию.

Источники по III в. до н.э. не приводят сколько-нибудь надежных данных о сепаратистских тенденциях в этих областях, и хронологически первым известным свидетельством обострения ситуации следует считать события 187 г. до н.э., связанные с экспедиций Антиоха III в Элам. В нарративных источниках гибель Антиоха в ходе этой кампании представлена как итог его попытки ограбить местное святилище, однако этот эпизод должен трактоваться скорее как осознанный отказ царю в ответ на его запрос привлечь средства из храмовой сокровищницы, а не спонтанная реакция разгневанного местного населения. Последовавшая военная кампания Антиоха III против элимеев закончилась гибелью царя. В 184 г. вавилонские источники фиксируют появление «врага-эламита» в Сузиане. Следующее проявление военной активности в Элимаиде, которое также связывается с неудачной попыткой ограбления храма Нанайи, приходится на конец правления Антиоха IV (164 г.). Все перечисленные эпизоды демонстрируют поэтапное укрепление локальной автономии, которая привела к созданию ок. 147/145 г. до н.э. независимого государства в Эламе, возглавляемого представителями местных элит.

Ключевые словаСелевкиды, Элам, Элимаида, астрономические дневники, эллинистический Восток
Получено23.10.2022
Дата публикации30.10.2022
Кол-во символов20506
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История эллинистической Элимаиды1, на протяжении почти 170 лет входившей в состав царства Селевкидов, освещена весьма неравномерно, хотя именно эта сатрапия наряду с Вавилоний и Мидией и в территориальном отношении образовала ядро огромной державы Селевка I (ок. 311 г. до н.э.), о чем в числе прочего свидетельствуют и довольно внушительные объемы выпусков монетного двора в Сузах (подробнее см: [Kritt, 1997; Houghton, Lorber, 2002, p. 67–77]). Тем не менее нам мало что известно о внутренней политике Селевкидов в Элимаиде, особенностях их взаимоотношений с местными элитами и, наконец, тех процессах, которые к 140-х гг. до н.э. привели к отпадению этой области и образованию независимого государства под властью династии Камнаскиридов (ок. 147 г. до н.э.).2 1. Элимаида – греческое название региона на юго-западе Ирана, в аккадских текстах называемого Эламом. Об топониме «Элимаида» см.: [Salaris, 2017, p. 31–43]. В данной работе термин «Элимаида» используется преимущественно в контексте грекоязычных источников, «Элам» – клинописных.

2. Обобщающие очерки по истории эллинистической Элимаиды: [Dąbrowa, 2004; Potts, 2016, p. 348–406; Shayegan, 2011, p. 77–101; Salaris, 2017, p. 70–100;]; об эллинистических Сузах см.: [Le Rider, 1965; Martinez-Sève, 2010; 2014].
2 Античные авторы уделяют внимание Элимаиде в контексте селевкидской истории, упоминая главным образом о таких резонансных ее эпизодах, как поход в эту область Антиоха III (187 г. до н.э.) и восточная кампания Антиоха IV (165–164 гг. до н.э.). Оба царя, отец и сын, погибли в этих экспедициях при неясных обстоятельствах, в связи с чем в источниках нередко (хотя и не всегда) всплывает мотив расплаты за совершенное ими святотатство (Антиох III: Strabo. XVI. 1. 18; Diod. XXVIII. 3; XXIX. 15; Iust. XXXII. 2. 1–2; Euseb. Chron. I. 253 Schoene; Hieron. In Dan. III. 11. 17–19; Антиох IV: Polyb. XXXI. 9. 1; Diod. 31. 18a; Ios. Ant. XII. 354–359; Porph. F 53; 56; Macc. I. 6. 1–3; II. 1. 13–16; 9. 1–28; Hieron. In Dan. III. 11. 36). Все эти сообщения, так же как и сами обстоятельства гибели обоих Антиохов, неоднократно становились предметом исследования (см., например: [Mørkholm, 1966, p. 170–172; Dąbrowa, 2004; Mittag, 2006, S. 307–310, 316–318; Martinez-Sève, 2014, p. 388–392; Taylor, 2014; Grainger, 2015, p. 187–193; Madreiter, 2016, p. 121–122; Gabelko, Teytelbaum, 2019, p. 314, 316, 319–320]). В данной же работе больше внимания уделяется данным клинописных источников (астрономические дневники, царский список из Вавилона), имеющим непосредственное отношение к теме исследования; в ряде случае они дают интересный материал для сопоставления исторических традиций и их интерпретации. Разумеется, эти сведения тоже учитываются при рассмотрении обстоятельств последних походов Антиохов III и IV, по крайней мере, в новейших работах, однако мне хотелось бы сфокусироваться непосредственно на самом Эламе (KUR.NIM.MA.KI), точнее – упоминаниях о нем в вавилонских исторических текстах эллинистического (главным образом селевкидского) времени: связанные именно с этой областью события ввиду их значимости и драматизма могли представлять немалый интерес для вавилонских ученых – составителей хроник и дневников.
3 Отсутствие в источниках сколько-нибудь содержательных упоминаний об Элимаиде в контексте перипетий селевкидской истории III в. до н.э. наводит на мысль, что на протяжении всего этого периода ситуация в этих краях была относительно стабильной. Это косвенно подтверждается и активностью монетного двора в Сузах, так или иначе функционировавшего на протяжении всего периода селевкидского господства в этом регионе. Высказывалось, правда, мнение, что первые проявления элимаидского сепаратизма угадываются в 220-х гг. до н.э. в связи с мятежом сатрапа Мидии Молона в начале правления Антиоха III (222 г. до н.э.): по мнению Д. Салариса, сообщения Страбона (XI. 13. 6; XVI. 1. 18) о совместном выступлении коссеев и элимеев против вавилонян и сузийцев может быть отсылкой как раз к этим событиям [Salaris, 2017, p. 71]. Однако каких-либо прямых свидетельств того, что элимеи действительно предпринимали в эти годы какие-то антиселевкидские действия, у нас нет.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 220

Оценка читателей: голосов 0

1. Берзон Е.М. Вавилонский царский список эпохи эллинизма: некоторые заметки. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019. Т. 18. № 8: История. С. 9–17.

2. Новиков С.В. Юго-Западный Иран в античное время (от Александра Македонского до Ардашира I). М.: Издательство МГУ, 1989.

3. Cumont F. Inscriptions grecques trouvées à Suse. Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. 1931. Vol. 75. No. 3. Pp. 278–292.

4. Dąbrowa E. Les Séleucides et l’Élymaïde. Parthica. 2004. Vol. 6. Pp. 107–115.

5. Gabelko O.L., Teytelbaum E.G. “Waged War not Only on Men but on Gods”: Polybius’ Views on Religious Crimes in Military Conflicts of the Greco-Roman World. Anabasis. 2019. Vol. 10. Pp. 309–332.

6. Gera D., Horowitz W. Antiochus IV in Life and Death: Evidence from the Babylonian Astronomical Diaries. Journal of the American Oriental Society. 1997. Vol. 117. No. 2. Pp. 240–252.

7. Grainger J.D. The Seleukid Empire of Antiochus III, 223–187 BC. Barnsley: Pen & Sword, 2015.

8. Houghton A., Lorber C. Seleucid Coins. A Comprehensive Catalogue. Part. 1: Seleucus I through Antiochus III. Vol. 1: Introduction, Maps, and Catalogue. New York: The American Numismatic Society; Lancaster; London: Classi-cal Numismatic Group, 2002.

9. Kritt B. The Early Seleucid Mint of Susa. Lancaster: Classical Numismatic Group, 1997.

10. Le Rider G. Suse sous les Séleucides et les Parthes. Les trouvailles monétaires et l’histoire de la ville. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1965.

11. Madreiter I. Antiochos the Great and the Robe of Nebuchadnezzar: Intercultural Transfer between Orientalism and Hellenocentrism. Cross-Cultural Studies in Near Eastern History and Literature. S. Svärd, R. Rollinger (eds.). Münster: Ugarit Verlag, 2016. Pp. 111–136.

12. Martinez-Sève L. Suse et les Séleucides au IIIe siècle avant J.-C. Electrum. 2010. Vol. 18. Pp. 41–66.

13. Martinez-Sève L. Antiochos IV en Susiane, dans le Golfe Persique et en Élymaïde. Le projet politique d’Antiochos IV. C. Feyer, L. Graslin (eds.). Nancy: Association pour la diffusion de la recherche sur l’Antiquité, 2014. Pp. 363–393.

14. Mitsuma Ya. A New Attestation of Ardaya, the General of Babylonia under the Declining Seleucid Rule. Orient. 2018. Vol. 53. Pp. 55–68.

15. Mittag P.F. Antiochus IV. Epiphanes: eine politische Biographie. Berlin: De Gruyter, 2006.

16. Mørkholm O. Antiochus IV of Syria. Copenhagen: Gyldendal, 1966.

17. Potts D.T. The Archaeology of Elam: Formation and Transformation of an Ancient Iranian State. 2nd ed. Cambridge, Cambridge University Press, 2016.

18. Salaris D. The Kingdom of Elymais (ca. 301 BC – 224 AD). A Comprehensive Analysis (Archaeological, Artistic, and Textual) of One of the Most Important Minor Reigns in Southern Iran. Thesis submitted for the Degree of Doctor of Philosophy. Sydney: Macquarie University, 2017.

19. Shayegan M.R. Arsacids and Sasanians: Political Ideology in Post-Hellenistic and Late Antique Persia. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

20. Stevens K. From Babylon to Baḫtar: the Geography of the Astronomical Diaries. Keeping Watch in Babylon: The Astronomical Diaries in Context. J. Haubold, J. Steele, K. Stevens (eds.). Leiden; Boston: Brill, 2019. Pp. 198–236.

21. Taylor M.J. Sacred Plunder and the Seleucid Near East. Greece & Rome. 2014. Vol. 61. No. 2. Pp. 222–241.

22. Tuplin C. Logging History in Achaemenid, Hellenistic and Parthian Babylo-nia: Historical Entries in Dated Astronomical Diaries. Keeping Watch in Babylon: The Astronomical Diaries in Context. J. Haubold, J. Steele, K. Stevens (eds.). Leiden; Boston: Brill, 2019. Pp. 79–119.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх