На средокрестии культур: русский монгольский археолог Виталий Волков (статья-воспоминание)

 
Код статьиS086919080022134-4-1
DOI10.31857/S086919080022134-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий Центром
Аффилиация: Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 12
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы227-239
Аннотация

Исследовательская деятельность советского археолога Виталия Васильевича Волкова (1933–2000) была необычной в том смысле, что вся протекала за пределами СССР, в Монголии. Уникальным был и его вклад в монгольскую археологию бронзового – раннего железного века. Это, во-первых, типологизация известных к началу 1990-х гг. оленных камней – стел со стилизованными изображениями оленей. Большинство из них находится на территории Монголии и 2/3, или около 400 камней, были открыты, описаны и систематизированы самим Волковым. Во-вторых, раскопки богатейшего по вещевым находкам и антропологическому материалу и скифского по культурной принадлежности Улангомского могильника V–III вв. до н.э. В-третьих, открытие первых на территории Монголии энеолитических погребальных памятников. В-четвертых, первичная фиксация и интерпретация петроглифов в каньоне р. Чулут; датируются они III – концом II тыс. до н.э. и содержат много прежде не встречавшихся изображений и композиций.

Экзистенциальный опыт Волкова не менее ценный, чем его научное наследие. С восьми лет Виталий воспитывался в семье отчима Базарына Ширендыба – выдающегося монгольского историка и общественного деятеля, переводчика на встречах Сталина и Чойболсана, первого президента Академии наук МНР, человека замечательных личных качеств. Такая культурно синкретическая школа личностного становления оказала глубокое воздействие на мировосприятие Волкова, приучила его не мерять привычными мерками инокультурную социальную среду, а жить в ней. Сам он являл собой редкий тип человека, который, не заботясь о возрастной или статусной дистанции, оставаясь всегда простым в общении, вызывает при этом глубокое уважение. И он был человеком, который, зная Монголию как, наверное, ни один из побывавших в ней иностранцев, никогда не смотрел на монгольскую культуру и на разделяющих ее людей с позиции «старшего брата».

Ключевые словаархеология Монголии, оленные камни, Улангомский могильник, энеолитические погребения, петроглифы, детство в Улан-Баторе, Базарын Ширендыб, экзистенциальный опыт
Получено29.10.2022
Дата публикации30.10.2022
Кол-во символов26959
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Название этого текста вызывает сразу два вопроса. Вопрос первый: почему «на средокрестии культур» и что в случае Волкова следует понимать под средокрестием? Ответом послужит, надеюсь, вся статья, но в особенности – ее заключительная часть. Что касается метафоры, вынесенной в начало заголовка, то она довольно часто употребляется в культурологических и искусствоведческих текстах1 и восходит к архитектурному термину «средокрестие» (англ. сrossing, фр. сroisee, нeм. Vierung). Им в крестообразных по плану постройках, в первую очередь в романских и готических храмах, обозначается пространство пересечения продольного объема, или нефа, с объемом поперечным, или трансептом. Стоит отметить, что при равной ширине того и другого квадрат средокрестия выступает масштабным мерилом для всей постройки [Российская академия художеств]. Аналогичное мерило можно использовать – образно, конечно, – и при оценке личности человека, в становлении которого определяющими были обстоятельства жизни и судьбы, поместившие его в квадрат равносильного взаимодействия и взаимопроникновения двух культур. А Волков был именно такой, культурно средокрестной и благодаря этому масштабной личностью. Он действительно сформировался на средокрестии русского нефа и монгольского трансепта, двух культур – русской и монгольской. Обе они отразились в его мировосприятии, поведении, отношениях с людьми – отразились так сильно, ярко и непротиворечиво, что получился человек уникального экзистенциального опыта, не менее ценного, чем его научное наследие. 1. В качестве одного из последних примеров см.: [Стародубова, 2011].
2 Другое дело, что человеческий масштаб его личности не был явлен на всеобщее обозрение ни внешностью, ни поведением. Не слишком проступал он и в речи: Волков, предпочитавший больше слушать, чем говорить, был едва ли не самым молчаливым из людей, которых я знал. Тем не менее он обладал особым обаянием, в котором и проявлялся с наибольшей силой масштаб его неординарной личности. Внешне оно было вроде бы и незаметным, однако настолько сильным, что позитивное эмоциональное восприятие Виталия у меня и, подозреваю, у других близко его знавших живо до сих пор и продлевает память о нем. Память, не уносимую «рекой времен», удивительным образом сохраняющую свежесть, несмотря на то что прошло уже более двух десятилетий после его смерти, а значит, исчезла сама возможность общения с ним.
3 Вопрос второй: почему не русский / советский и не монгольский археолог, а нераздельно – «русский монгольский»? Ответ сразу указывает на уникальность Волкова как ученого: ни до него, ни после него не было – я, во всяком случае, этого не знаю – русского по происхождению и советского по гражданству археолога, чья исследовательская деятельность вся протекала бы за пределами СССР, в другой стране – в Монголии. Уже поэтому он заслуживает двойного определения: «русский монгольский». Если же вспомнить, сколь велик был его вклад в археологическое открытие Монголии, то понимаешь: этого двойного определения он заслуживает тоже вдвойне.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 267

Оценка читателей: голосов 0

1. Базарын Ширендыб в воспоминаниях родственников. Б. Ширендыб и С.Д. Дылыков в памяти родственников, коллег и друзей (к 100-летию со дня рождения). Сост. и отв. ред. В.В. Грайворонский. М.: ИВ РАН, 2013. С. 23–28.

2. Базарын Ширендэв. Монгольская вики-Энциклопедия. http://mongol.su/wiki/index.php/Базарын_Ширэндэв/ (accessed: 18.01.2022)

3. Болдохонов К.Б. Его девиз быть первым. Штрихи к портрету академика Ширендыба. Б. Ширендыб и С.Д. Дылыков в памяти родственников, коллег и друзей (к 100-летию со дня рождения). Сост. и отв. ред. В.В. Грайворонский. М.: ИВ РАН, 2012. С. 42–54.

4. Виталий Васильевич Волков. Монгольская вики-Энциклопедия. http://mongol.su/wiki/index.php/Виталий_Васильевич_Волков (accessed: 18.01.2022)

5. Волков В.В. Улангомский могильник. Археология и этнография Монголии. Отв. ред. А.П. Окладников. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1978. С. 101–107

6. Волков В.В. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир, 2002.

7. Дашибалова Д.В. К вопросу об архитектонике исторических новелл Б. Ринчина. Культура Центральной Азии: письменные источники. 2020. № 13. С. 82–90

8. Дэвлет М.А., Черных Е.Н. Памяти Виталия Васильевича Волкова. Волков В.В. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир, 2002. С. 7–9.

9. Иванова А. Взлеты и падения пасынка истории Афанасия Новгородова. Без формата. 11.02.2019.https://yakutsk.bezformata.com/listnews/pasinka-istorii-afanasiya-novgorodova/10833783/ (accessed: 18.01.2022).

10. Мамонова Н.Н. Антропологический тип древнего населения Запад-ной Монголии по данным палеоантропологии. Исследования по палеоан-тропологии и краниологии СССР – Сб. МАЭ. Т. XXXVI. Л.: Наука, 1980. С. 60–74.

11. Наран Б., Тумэн Д. Трамватические повреждения на черепах Чанд-маньского могильника. Российская археология. 1997. № 4. С. 122–129.

12. Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.

13. Оуюнчимег Ц. Реценз: Уран хас. Zindaa, 2019 оны 10 сарын 02 https://news.zindaa.mn/2wjk (accessed: 01.02.2022).

14. Панарин С.А. Курица не птица? Воспоминания о социалистической Монголии. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 6. С. 66–76.

15. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг. Иркутск: Восточно-Сибирское книжн. изд-во, 1993.

16. Российская академия художеств. Словарь терминов. https://www.rah.ru/science/glossary/?ID=19584&let=%D0%A1& (accessed: 13.01.2022).

17. Рукавишникова И.В. Оленные камни Уушкийн увэра (Монголия). Образы и композиция (по материалам раскопок 2013 года). Презентация доклада. https://docs.yandex.ru/docs/view...26keyno%3D0%26nosw%3D1 (accessed: 18.01.2022)

18. Савинов Д.Г. К переизданию книги В.В. Волкова «Оленные камни Монголии». Волков В.В. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир, 2002. С. 10–12.

19. Стародубова Т. Пальмира: средокрестие культур Востока и Запада, античности и раннего средневековья. Искусствознание. 2011. № 3–4. С. 195–232.

20. Тишкин А.А. «Оленные» камни как отражение культа предков и вождей: результаты изучения археологических комплексов в долине Буянта (Монгольский Алтай). Краткие сообщения Института археологии РАН. 2013. Вып. 229. С. 44–56.

21. Фурсов А.И. Еще один «очарованный странник». Разумей.ру. 07.02.2013. https://www.razumei.ru/lib/article/1759? (accessed: 04.02.2022).

22. Хакимова Э.О. Вклад Советско-монгольской историко-культурной экспедиции в изучение бронзового и железного веков Монголии. Россия и АТР. 2013. № 4 (82). С. 128–136.

23. Ширендыб Б. Более чем полвековое научное сотрудничество. Б. Ширендыб и С.Д. Дылыков в памяти родственников, коллег и друзей (к 100-летию со дня рождения). Сост. и отв. ред. В.В. Грайворонский. М.: ИВ РАН, 2013. С. 9–20.

24. Эрдэнэ-Очир. Вооружение воинов чандманьской культуры раннего железного века Монголии. Studia Archaeologica. 2008. T. (VI) XXVI. Fasc. 12. Тал. 235–257.

25. Эрикссон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

26. Bemmann J. Hirschstein oder neolithischer Menhir? Zwei konkurrierende Interpretationen zu einem ungewöhnlichen Steindenkmal in Sachsen-Anhalt. Prähistorische Zeitschrift. 2016. Aus. 91. No. 2. S. 495–510.

Илл. 4. Базарын Ширендыб. (Илл._4.jpg, 39 Kb) [Скачать]

Илл. 5. В.В. Волков верхом. Улангом, август 1974 г. Фото автора. (Рис._5.jpg, 766 Kb) [Скачать]

Илл. 1. В.В. Волков в начале 1980-х гг. Фото для загранпаспорта, предоставлено Е.А. Жегалло. (Рис._1.jpg, 318 Kb) [Скачать]

Илл. 2. Оленный камень № 9. Урочище Уушкийн эвэр. По: [Рукавишникова, слайд 17]. (Илл._2.jpg, 397 Kb) [Скачать]

Илл. 3. Вид на первое обследованное отрядом В.В. Волкова местонахождение петроглифов Чулута. Рисунок автора, сделанный с противоположного берега реки. (Илл._3.jpg, 1,459 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх