Традиционная культура догонов (Мали) в контексте цивилизации ислама.

 
Код статьиS086919080021623-2-1
DOI10.31857/S086919080021623-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, 119334 ул. Косыгина, 5, 206.
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы135-145
Аннотация

В статье рассматривается феномен проникновения элементов доисламского декора в архитектуру мечетей в Стране догонов (Мали). Прежде чем непосредственно обратиться к этому предмету, автор сообщает необходимые сведения об истории и этнографии догонов, а также кратко описывается архитектура Суданского стиля в Мали. По мнению автора, в случае с архитектурой догонов можно наблюдать очень своеобразный вариант взаимодействия традиционной культуры с исламом. Само по себе использование традиционных для данной территории форм и типов архитектурных сооружений хорошо известно – достаточно вспомнить османские мечети, имеющие своим прототипом Айя Софию. Но в этом случае имитировалось не языческое сооружение, а церковь, построенная «людьми Писания». С догонами дело обстоит иначе: в архитектуре мечетей воспроизводится не просто декор сооружения, напрямую связанного с традиционной религией, но именно те его детали, что связаны с поклонением «идолам», или фетишам.  Подобные казусы фиксировались и в других сферах современной традиционной культуры догонов. Типичным примером является легенда о пророке Амабире (Amabirɛ, «Творение Господне», сокращённо – Abirɛ) Горо (Goro), которому принадлежит пророчество о том, что рано или поздно догоны вернутся на свою историческую родину в Страну манде.  Догоны считают Амабире, а не Мохаммеда «последним пророком» и связывают легенду о нём с историей ислама в Мали. По мнению автора, эти примеры говорят не о слабости ислама в Мали и у догонов в частности – проникновение языческих элементов в мусульманскую архитектуру, равно как и проникновение ислама в языческий фольклор и отчётливое стремление увязать их друг с другом, скорее, является свидетельством синтеза ислама и традиционной культуры, такого, когда языческие элементы уже не осознаются как таковые, а исламские не отождествляются догонами только с религией.

Ключевые словаМали, ислам, догоны, гинна, мечеть, Амабире Горо
Получено03.10.2022
Дата публикации30.10.2022
Кол-во символов30963
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Догоны: народ и культура

2 Догоны обитают на нагорье Бандиагара (Плато Догон, Plateau Dogon) и прилегающих к нему с юга и с востока долинах на востоке южной части Республики Мали и в приграничных землях Буркина-Фасо. Их численность составляет от 800 тыс. до 1 млн, но на этнической территории постоянно обитают ок. 400 тыс. Очень велики сезонные колебания численности населения: основные сельскохозяйственные работы приходятся на сезон дождей (май-сентябрь), и тогда большинство населения возвращается в деревни. В сухой сезон (октябрь-апрель) мужчины ищут работу в больших городах и в соседних странах. Догоны в настоящее время говорят на 20 языках, причём, их носители часто не понимают друг друга. Поэтому, в качестве языков межгруппового общения используются бамананкан, фульфульде и французский.
3 Существует несколько версий истории миграций современного населения на нагорье Бандиагара. (см.: [Gallay et d'autres, 1995, p. 26-28]). Согласно же «официальному» общедогонскому историческому преданию, до них на нагорье обитали теллем (tellem, в переводе с языка тенкан «[те] кого [мы] нашли), а до тех – ногом и толой. Догоны вышли из Страны манде (находится к западу от Бамако между городами Кангаба, Кита и Бамако), однако указываются и разные даты этого исхода, и его причины, причём, о своём происхождении из Страны манде рассказывают даже те группы, что явно не имеют к ней отношения. Пришельцы изгнали теллем, и те ушли на юг Долины Сено и на территорию современной Буркина-Фасо. Однако часть теллем была ассимилирована догонами. Отдельные их семьи до сих пор живут в деревнях догонов – такова, к примеру, семья Ганаме (Ganamé) из д. Йуга сельской коммуны Сангхаи в округе Бандиагара региона Мопти Республики Мали (подробно см.: [Ванюкова, Куценков, 2019, с. 21]). Сейчас можно уверенно говорить только о том, что современные догоны представляют собой множество групп разного происхождения, и что было, по меньшей мере, две волны миграций на нагорье: первая датируется XII-XIII вв., вторая – XV-XIX вв. В ходе экспедиций в Мали в 2019, 2020 и 2022 гг. выяснилось, что последнее зафиксированное устной традицией переселение произощло во времена Самори Туре, в 1870-х гг.: люди из клана Йалкуе ушли из зоны боевых действий по следам своих средневековых предшественников. Имеется пророчество, согласно которому догоны рано или поздно вернутся на свою историческую родину (о человеке, которому это пророчество принадлежит, мы подробно поговорим позже). И действительно, обратная миграция началась ещё в 80-х гг. прошлого века. В наши дни в Страну манде начали возвращаться по преимуществу «Суфи адама», т.е. суфии, которые, с точки зрения терзающих последние годы страну догонов джихадистов, даже хуже христиан. Так, возле д. Догоро (Dogoro, сельская коммуна Сиби, регион Куликоро), на территории старой, ныне покинутой деревни (Dogorokoro), с 2013-2014 г. живёт семья марабута Усмана Гиндо. И он сам, и жители Догоро прекрасно осведомлены о том, что догоны поселились на своих исторических землях, и это всеми воспринимается как должное. Таким образом, миграции догонов продолжаются и в наши дни.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 265

Оценка читателей: голосов 0

1. Куценков П.А. Мусульманская архитектура региона Мопти (Республика Мали). Исламоведение. 2016 (1). Т. 7. № 3. С. 53–68.

2. Куценков П.А. Традиционная архитектура Мали (Дженне, Сегу, Мопти, Страна догонов). Aegyptaica Rossica (Выпуск 4). Под ред. М.А. Чегодаева, Н.В. Лаврентьевой. Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016 (2). С. 165-202 (in Russian).

3. Куценков П. А. Устные традиции деревни Энде (Страна догонов). Восток (Oriens). 2019. № 4. С. 51–59.

4. Куценков П. А. Догоны, XXI век: Путевые записки шуточного родственника. М.-СПб: Нестор-История, 2020.

5. Куценков П. А., Ванюкова Д. В. Экспедиция в Мали 2022 года. Восточный курьер. 2022. № 1. C. 86-102.

6. Описание деревни Семари, составленное её вождём Буреима Гандеба. Перевод и комментарий П. А. Куценков. История Африки: люди и судьбы: сборник документов и материалов. Ярославль: Филигрань, 2016. С. 99-110.

7. Суданские хроники. Редактор Першиц А.И. Переводчик Куббель Л.Е. М.: Наука, ГРВЛ, 1984.

8. Ba H.H. ; Daget J. L’Empire peul du Macina (1818-1853). 2 ed. – Paris : Les Nouvelles Editions Africaines. Editions de l'Ecole de Hautes Etudes en Sciences Sociales, 1984.

9. Bourgeois J.L. Spectacular Vernacular: The Adobe Tradition. New York: Aperture, 1989.

10. Delafosse M. Haut Sénégal-Niger. 3 tomes. T. 1 : Le pays, les peuples, les langues ; t. 2 : L'histoire ; t. 3 : Les civilisations. Paris : Émile Larose, 1912 (réédité chez Maisonneuve & Larose en 1972).

11. Denyer, S. African traditional architecture: an historical and geographical perspective. London: Heinemann, 1978.

12. Desplagnes L. Le plateau central Nigérien : une mission archéologique et ethnographique au Soudan français. Paris : Larose, 1907

13. Gallay, A. ; Huysecom, A. ; Mayor A. Archéologie, histoire et traditions orales : trois clés pour découvrir le passé dogon. Die Kunst der Dogon. Museum Rietberg Zürich. Zürich : Museum Rietberg, 1995. P. 19-44.

14. Holder, G. De la « cité-État » en Afrique noire. L’espace et le politique chez les Saman du pays dogon (Mali). Cahiers d’Études africaines, 2002, 166, XLII-2, Pp. 257-283.

15. Marchand, T.H.J. The masons of Djenné. Bloomington, IN: Indiana University Press, 2009.

16. Prussin, L. The architecture of Islam in West Africa. African Arts. 1968, 1, 2. Pp. 32-35, 70-74.

17. Prussin, L. Sudanese architecture and the Manding. African Arts. 1970, 3, 4. Pp. 8-19, 97-98.

18. Ronde, P.; Holland, E. van. Dègubè Weèjè, drempels van het wonen. Een onderzoek naar de architectuur in de cercle Bankass. Doctoraalscriptie faculteit Bouwkunde. Eindhoven : Technische Universiteit Eindhoven, 1988.

19. Schijns, W. L’architecture vernaculaire des Dogons du Mali. L’évolution typologique et l’avenir d’un patrimoine mondial. Amsterdam: Gopher, 2009. 233 p.+ill.

20. Willett, F. African art: An introduction. London, New York: Thames & Hudson, 1971.

Рис. 2. Гинна в деревне Сонингхе. Фотография П.А. Куценкова. (Рис_2_Гинна_Сонингхе_1.JPG, 3 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Мечеть в д. Йабаталу. Начало 2000-х годов. Фотография П.А. Куценкова. (Рис_3_Мечеть_Йабаталу_1.JPG, 3 Kb) [Скачать]

Рис. 1. Мечеть в квартале Энде-Во д. Энде. 1960-е годы. Фотография П.А. Куценкова. (Рис_1_Мечеть_Энде_1.JPG, 3 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх