Вызов Линна Уайта: Африканские независимые Церкви (AIC) И экологическое сознание

 
Код статьиS086919080021538-8-1
DOI10.31857/S086919080021538-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы123-134
Аннотация

Данная статья посвящена изучению влияния тезиса американского ученого-медиевиста Линна Уайта о том, что христианство несет ответственность за экологическую несправедливость, ставшего триггером формирования новой дисциплины в христианском богословии – экологического богословия и нового христианского экологического сознания, на деятельность Африканских независимых церквей (AIC). На Африканском континенте именно AICвнесли значительный вклад в развитие контекстуальной теологии и экологического сознания. Основной постулат Африканских независимых церквей (AIC) после освобождения от колониальной зависимости был – получившие политическое освобождение страны должны получить и экологическое освобождение. Однако, следует заметить, что все же основной акцент был сделан на экологическом действии, явившемся выражением экологического сознания членов Африканских независимых церквей. Попытки Африканских независимых церквей (AIC) выстроить систему экологического богословия в рамках контекстуального богословия опирались на попытки примерить христианство с традиционным африканским воззрением, которое традиционно определяло некоторые деревья, реки или животных как священные или табуированные. Этих подходов в литературе по теологическому обоснованию экологии в церквях, инициированных африканцами, пока немного, однако экологическое сознание, основанное на действии, имеет хорошо укорененную историю в Африканских независимых церквях и является, по сути, афрохристианским ответом на вызов, брошенный христианству Линном Уайтом.

Ключевые словаЛинн Уайт, Африка, Африканские независимые церкви, экологическая теология, экологическое сознание, экологическое действие.
Получено02.10.2022
Дата публикации30.10.2022
Кол-во символов34418
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Линн Уайт-младший (Lynn Townsend White Jr. - 1907-1987 гг.) американский ученый-медиевист 26 декабря 1966 года прочитал лекцию в Вашингтоне под названием «Исторические корни нашего экологического кризиса», которая позже была опубликована в журнале « Science », где выдвинул обвинения против христианства в том, что оно несет ответственность за экологическую и, в значительной части, экономическую несправедливость. Его основные тезисы были таковы: 1. «Исторические корни нашего экологического кризиса лежат в религиозной космологии, в частности, в антропоцентризме западного христианства и в инструменталистском зрении на природу»; [Jenkins, 2009, p. 283] 2. «То, что люди делают со своей экологией, зависит от того, что они думают о себе по отношению к окружающим их вещам» [Jenkins, 2009, p. 285]. Он также утверждал, что христианство проводит различие между человеком (созданным по образу Бога) и остальным творением, которое не имеет «души» или «разума» и, таким образом, является неполноценным. Линн Уайт утверждал, что эти убеждения привели к безразличию к природе, которое продолжает оказывать влияние в индустриальном, « постхристианском » мире. Он сделал вывод, что применение достижений науки и технологий проблеме не поможет, что должны измениться фундаментальные идеи человечества о природе: человечество должно отказаться от высокомерного, презрительного отношения, которое заставляет его использовать землю для своей малейшей прихоти. Уайт предлагал принять теологическую модель святого  Франциска Ассизского  в которой все существа уважаются и власть человека над творением ограничена.
2 Идеи Уайта вызвали широкую дискуссию о роли религии в создании и поддержании все более успешного контроля Запада над миром природы с помощью технологий. Однако многие рассматривали его аргумент как прямую атаку на христианство, а другие комментаторы считали, что его анализ влияния Библии, и особенно Книги Бытия, ошибочен. Например, Льюис В. Монткриф, утверждал, что на наше отношение к окружающей среде повлияли многие более разнообразные и сложные культурные и исторические явления, и что результат, который мы видим сегодня, нельзя просто свести к влиянию иудео-христианской традиции [Moncrief, 1970, pp. 508-512]. Более поздние ответы на его статью включают критику не только главного аргумента, но и обоснованности его предложения: «Я предлагаю Франциска стать святым покровителем экологов». В статье Яна Дж. Бурсемы «Почему Святой Франциск Ассизский является покровителем экологов?» утверждается, что исторические свидетельства статуса Франциска как такого святого покровителя природы слабы как в собственных трудах Франциска, так и в надежных источниках о его жизни [Boersema, 2002]. Дебаты о воззрениях Уайта не утихают почти 50 лет. В 2016 году была опубликована совместная статья Брон Тейлор , Гретель ван Вирен , Бернард Дэйли Залеха «Линн Уайт-младший и гипотеза экологизации религии» [Taylor, Wieren, Zaleha, 2016] в которой утверждается, что спустя десятилетия некоторые ученые утверждают, что христианство в частности и преобладающие в мире религии в целом становятся более экологически безопасными, что известно как гипотеза «озеленения» религии. Чтобы проверить эти утверждения, авторы провели всесторонний обзор более 700 статей, которые имеют к ним отношение. Как признают сами авторы, хотя сделать окончательные выводы сложно, но они смогли определили многие темы, которые препятствуют пониманию окружающей среды, включая консервативные богословские взгляды и убеждения о роли божественной силы в предотвращении или продвижении природных явлений, независимо от того, является ли религия авраамической традицией или возникла в Азии. В итоге авторы обнаружили, что тезис Уайта подтверждается, в то время как гипотеза «озеленения» религии - нет. Они также обнаружили, что традиции коренных народов часто способствуют развитию экологических представлений. Этот вывод предполагает, что местные традиции могут быть более склонными к защите окружающей среды, чем другие религиозные системы, и что некоторые основанные на природе космологии и системы ценностей действуют аналогичным образом. Таким образом, они делают вывод, что тезисы Уайта в значительной степени подтверждаются. Важным представляется замечание Кэтрин Такер, что «традиционные народы живут в одушевленных мирах взаимных обязательств с духами или нечеловеческими существами, и их верования ограничивают поведение членов сообществ, в идеале ограничивая их экологически разрушительное поведение. С другой стороны, процессы модернизации разочаровывают и лишают духовности эти миры, чтобы обеспечить жизнь без ограничений и обязательств» [Tucker, 2012, p.14].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 296

Оценка читателей: голосов 0

1.  Дэниэль Мучкато Л. Независимые церкви Африки и экологическая этика. http://krotov.info/libr_min/26_ae/koteol/eco_295.html

2. Изменение климата угрожает развитию африканских стран, а также жизни и здоровью их жителей.

3. About Us. http://www.oaic.org/?page_id=51

4. Aidoo M.S., Aryeh D., Ntreh B. Essays on the Land, Ecotheology, and Traditions in Africa. Searcy, AR, USA: Resource Publications, 2019.

5. Anim E. Environmental Sustainability and Eco-Justice: Reflections from an African Pentecostal. African Initiated Christianity and the Decolonization of Development. London: Routledge, 2020.

6. Barrett D. Schism and Renewal in Africa, An Analysis of Six Thousand Contemporary Religious Movements. Nairobi: Oxford University Press, 1968.

7. Boersema J. Why is St Francis of Assisi the Patron Saint of Ecologists? Science and Christian Belief. 2002. Vol. 14. Pp. 51–77.

8. Grau M., Wyman J. What is Constructive Theology? London: Bloomsbury Publishing (Ebook), 1996.

9. Daneel M.L. Christian Mission and Earth-Care: An African Case Study. International Bulletin of Missionary Research. July 2011. Vol. 35, No. 3. Pp. 130–36. http://www.internationalbulletin.org/issues/2011–03/2011–03–130–daneel.html

10. Daneel M.L. African Earthkeepers. Environmental Mission and Liberation in Christian Perspective. Vol. 2. Pretoria: Unisa Press, 1999.

11. Daneel M.L. https://www.bu.edu/cgcm/research–associates/m–l–daneel/

12. Intersections of Nature, Science and Religion: Intersections Shaping Society and the Environment. Ed. C. Tucker. Santa Fe: School for Advanced Research Press. 2012.

13. Jenkins W. After Lynn White: Religious Ethics and Environmental Problems.  Journal of Religious Ethics. 2009. 37(2). Pp. 283–309. 

14. Kealotswe O. The Nature and Character of the African Independent Churches (Aics) in the 21st Century: Their Theological and Social Agenda. Studia Historiae Ecclesiasticae.  Online version. Dec. 2014. Vol. 40. No. 2.  http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1017–04992014000300015

15. Molobi V. AIC Theologies and Western Missions – A South African Analysis. Missionalia (Online). 2019. Vol. 47. N. 3.  http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0256–95072019000300006

16. Moncrief L. W. The Cultural Basis for Our Environmental Crisis.  Science. 1970. № 170 (3957). Pp. 508–512.

17. Oosthuizen G. Religion Alive Studies in the New Movements and Indigenous Churches in Southern Africa. Johannesburg: Hodder and Stoughton, 1986.

18. Padwick J. From Founding Vision to Contemporary Mission. Kenya, Nairobi: OAIC, 1996.

19. Storck J. Ökologische Nachhaltigkeit in African Initiated Churches. Kurzstellungnahme. 04. 2019. https://www.rcsd.hu–berlin.de/de/publikationen/pdf–dateien/kurzstellungnahme–04–2019–oekologie–in–aics.pdf/at_download/file

20. Sundkler B. Bantu Prophets in South Africa. Oxford: Oxford University Press, 1961.  

21. Taylor B., Wieren G., Zaleha B. Lynn White Jr. and the Greening–of–religion Hypothesis. Consevation Biology. 2016. Vol. 30. Issue 5. Pp. 1000–1006.

22. Turner H. 1967. History of an African Independent Church: The Church of the Lord (Aladura). Oxford: OUP, 1967.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх