Израилький парламентаризм в ХХI веке: электоральный сбой или кризис сиcтемы?

 
Код статьиS086919080020267-0-1
DOI10.31857/S086919080020267-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Отдел изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Профессор Ариэльского и Бар-Иланского Университетов
Аффилиация: Ариэльский и Бар-Иланский Университеты
Адрес: Израиль
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы124-134
Аннотация

Три года подряд – 2019, 2020 и 2021 – Израиль находился в состоянии перманентных избирательных парламентских кампаний. Выборы повторялись четырежды - в апреле и сентябре 2019 г., в марте 2020 и марте 2021 годов. Однако, ни Биньямин Нетаньяху, лидер непрерывно правящей, начиная с 2009 года, правоцентристской партии Ликуд («Сплочение»), ни его соперники не сумели сформировать коалиционные правительства. На протяжении трех лет шла борьба между сторонниками и противниками лидеров крупнейших партий и, фактически, избирательная кампания, не прекращалась ни на минуту. А марте 2021 г., наконец, блоку противников Нетаньяху, объединившему партии всего политического спектра, удалось победить на выборах и сформировать коалиционное правительство.В новый кабинет министров вошли представители восьми разномастных партий. Политический расклад в обществе определил разномастность сегментов правящей ныне коалиции, что опасно для ее будущей стабильности.

Подобная беспрецедентная в израильской истории ситуация, и явный политический тупик, в котором оказалась партийно-политическая система Израиля, несомненно, требует постановки вопросов, которые пока не нашли полноценного ответа в научной литературе. Имел ли место очередной в израильской истории ситуативный политический сбой, который со временем, как и предыдущие, удастся преодолеть? Сталкивается ли он с системным кризисом партийно-политической системы, базовые элементы которой были заложены еще за несколько десятилетий до образования самого Государства Израиль? Или же, учитывая сходные прессы, в разное время имевшие место во многих странах Запада, можно говорить о кризисе всей модели парламентской демократии европейского типа, считавшейся, на протяжении столетий, оптимальным вариантом политического устройства современных этнонациональных и национально-гражданских государств? Настоящая статья является попыткой авторов, анализируя израильский опыт, приблизиться к ответу на некоторые из вытекающих из них вопросов.

Ключевые словапарламентаризм, выборы, партийные модели, группы интересов, коалиционные правительства, демократия
Получено20.05.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов27244
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние десятилетия в израильских академических кругах усилился интерес к новым тенденциям и методам современного демократического процесса, как части политической системы той или иной страны. С позиций институционального метода обращается внимание на взаимодействия израильских политических институтов: права, государства, политических партий и движений. Обсуждается, насколько вообще легитимен и эффективен избирательный процесс на современном этапе, и может ли он служить индикатором эффективности демократии. Израильские политологи опираются на позиции некоторых западных авторов, задающих вопросы о нужности и эффективности современных систем выборов и их роли в демократических обществах. В их числе те, кто подчёркивают, что демократия, будучи сведена к ее одному, пусть и сколь угодно важному, представительному механизму, или даже к единственному элементу этого механизма – к выборам, в настоящее время увязла в сложнейших проблемах[Mor,p.2019, Andeweg, p.2000, Freedman, p.2020].
2 Эти же проблемы рассматривал бельгийский историк Д. В. Рейбрук, выпустивший в 2018 г книгу под говорящим названием «Против выборов». Он считает, что современная демократия, основанная на процедуре выборов, «тяжело больна». «Похоже, - пишет Рейнбрук, - что людям нравится сама идея демократии, а не ее практическая реализация в ее нынешнем виде.… Как получилось, что процедура, считающаяся фундаментом демократии, обернулась против нее?» [Рейбрук,2018,с.12]. Наибольшую критику у него вызывают политические партии, которые больше думают об электоральных баталиях, чем о решениях насущных проблем общества. На этом фоне уровень доверия к результатам выборов неизбежно падает [Рейбрук,2008,с.13]. В итоге, полагают сторонники такой точки зрения, выборы уже не дают победителю долгосрочного мандата параллельно с ослаблением значения выборов как таковых.
3 Другую точку зрения представляют те израильские специалисты, по мнению которых именно избирательный механизм вообще, и его израильская версия, исторически сложившаяся в еврейском государстве, является стержнем демократии. В особенности, если ее процедурная база и результаты подкреплены сильными демократическими институтами – открытым общественным диалогом, критически настроенной прессой, независимо судебной системой и развитым гражданским обществом[Parmater, p.2020].
4 По целому ряду причин Израилю в этой схеме принадлежит особое место. Партийно-политическая деятельность не просто является одной из наиболее динамичных сфер общественной жизни этой страны. Значение израильских партий, во многом в силу их роли в создании и становлении израильской государственности, существенно превосходит вес аналогичных институтов в большинстве демократических стран. Во многом уникальная роль политических партий ярко проявилась еще в эпоху Британского мандата над Палестиной, когда действующие там сионистские партии в условиях еще отсутствующего национального государства, помимо собственно политической деятельности, брали на себя целый ряд обычно несвойственных партиям функций[Arian, 1997; Medding, 2010]. После провозглашения независимости государства(1948г) влияние партий возросло: партии получили доступ к министерствам и крупным государственным компаниям (в некоторых случаях фактически превратив их в свои "филиалы"), а также активно распределяли квоты на прием евреев-репатриантов, расселяя их в подконтрольных партиям кибуцах (коммунах), мошавах (кооперативных поселках) и городских кварталах. Считается, что хотя формальная конституция страны так и не была принята, в политическую систему Израиля были изначально заложены система «сдержек и противовесов», то есть те элементы гражданского общества, которые обеспечивали перевес демократических элементов в структуре израильского общества [Cohen-Almagor, 2018; Avineri, 2021].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 504

Оценка читателей: голосов 0

1. Карасова Т.А. Блок Маарах в партийно-политической системе Израиля. М.: «Наука», 1988.

2. Карасова Т.А. Партийная система Израиля. Звягельская И.Д., Карасова Т.А, Федорченко А.В. Государство Израиль. М.: Институт востоковедения РАН, 2005. С. 356–367.

3. Карасова Т.А. Политическая история Израиля. Блок Ликуд: прошлое и настоящее. М.: Наталис, Институт востоковедения РАН, 2009.

4. Карасова Т., Штереншис М. Политический режим современного Израиля. Международная аналитика. 2016. № 4. С. 24–32.

5. Майр П. Управляя пустотой. Размывание западной демократии. Пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2019.

6. Рейбрук Д. Против выборов. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

7. Ханин В. (З.). Партийно-политические структуры и электоральный процесс в Израиле в начале ХХI века. М.: ИБВ, 2014. С. 17–34.

8. Ханин В. (З.). Проблема реформы политической системы Израиля в свете предпосылок и итогов выборов в Кнессет 20-го созыва. Монографический очерк. М.: ИБВ, 2016. C. 59–61.

9. Эпштейн А. От межблокового противостояния к формированию «партии власти». Тенденции развития израильской общественно-политической жизни в свете итого выборов в Кнессет ХIX созыва и создания нового правительства страны. М.: Институт Ближнего Востока, 2013.

10. Andeweg R.D. Political Recruitment and Party government. The Nature of Party Government. A Comparative European Perspective. Ed. Jean Blondel and Maurizio Cotta. Basingstoke: Palgrave, 2000. Pp. 38–55.

11. Arian А. The Second Republic: Politics in Israel. Chatham, NJ: Chatham House, 1997.

12. Arian A., Shamir M. Candidates, Parties and Blocs: Israel in the 1990s. Party Politics. Vol. 7. No. 6. November 2001. Pp. 689–710. https://doi.org/10.1177/1354068801007006002.

13. Arian A., Shamir M. A Decade Later, the World Had Changed, the Cleavage Structure Remained: Israel 1996–2006. Party Politics. Vol. 14. November 1, 2008. Pp. 685–705.

14. Avineri, Shlomo. Democracy in Israel: Past, Present, and Future. 2021. Los Angeles: The Nazarian Center for Israel Studies, University of California Los-Angeles. https://israeled.org/shlomo-avineri-democracy-in-israel-past-present-and-future/ (accessed: 12.01.2021).

15. Barak A. On Society, Law and Judging. Montesquieu Lecture 2010. https://www.tilburguniversity.edu/sites/tiu/files/download/Montesquieu%20Lecture%202010%20A.%20Barak_2.pdf.

16. Cas M. The Populist Radical Right Parties in Europe - Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

17. Israeli Democracy at the Crossroads. Ed. R. Cohen-Almagor. London: Routledge, 2018.

18. Israel under Netanyahu. Domestic Politics and Foreign Policy. Ed. R. Freedman. London: Routledge, 2020.

19. Elazar D. Who's the Boss in Israel? Israel at the Polls, 1988–1989. Detroit: Wayne State University Press, 1992.

20. Hoffman G. Public Wants Unity Gov’t with Blue and White, Likud – Poll. Jerusalem Post. 07.02.2020.

21. Krouwel A. Otto Kirchheimer and the Catch-All Party. West European Politics. Vol. 26. No. 2. 2003. Pр. 23–40.

22. IDI's 2020 Democracy Index: Public Trust, Social Solidarity and Democracy in Danger. Israel Democracy Institute. January 11, 2021. https://en.idi.org.il/articles/33415 (accessed 28.04.2022).

23. Medding P. Mapai in Israel: Political Organization and Government in a New Society. Cambridge: University Press, 2010.

24. Mor Sh. The Accidental Wisdom of Israel’s Maligned Electoral System. Fathom Journal. Issue 22. 2019. http://fathomjournal.org/wp-content/uploads/2019/02/Shany-Mor-Fathom-22-1.pdf (accessed 28.04.2022).

25. Parmater I. Israel’s Democracy: a Systemic Problem. The Interpreter, 17 February 2020. https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/israel-s-democracy-systemic-problem (accessed 28.04.2022).

26. Parties, Elections and Cleavages: Israel in Comparative and Theoretical Perspectives. Eds. R. Hazan, M. Maor. London: Frank Cass Publishers, 2000.

27. Rahat G. Israel in Comparative and Theoretical Perspective. The Politics of Regime Structure Reform in Democracies (SUNY series in Israeli Studies). Ed. Russell Stone. Albany: The State University of New York Press, 2008.

28. Satory G. The Party-Effects of Electoral Systems. Parties, Elections and Cleavages: Israel in Comparative and Theoretical Perspectives, 1st Edition. Eds.: Hazan R., Maor M. Routledge, 2000. Рp. 13–28.

29. Shamir M., Arian A. Collective Identity and Electoral Competition in Israel. American Political Science Review. Vol. 93. No. 2. June 1999. Рp. 265–277.

30. Yanai N. Why Do Political Parties Survive? An Analytical Discussion. Party Politics. 1999. Vol. 5. No. 1. Pp. 5–17.

31. Yishai Y. Land of paradoxes: interest politics in Israel. Albany: SUNY Press, 1991.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх