Сотрудничество ООН и ЭКОВАС в сфере миротворческой деятельности

 
Код статьиS086919080019652-4-1
DOI10.31857/S086919080019652-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Соискатель
Аффилиация: МГИМО (место учёбы)
Адрес: Москва, Проспект Вернадского, 76
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы68-79
Аннотация

В решении проблем безопасности Африки ООН в последнее время всё теснее сотрудничает c региональными организациями. Одним из самых надёжных партнёров в этой сфере можно назвать Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). Цель данной работы – проанализировать динамику сотрудничества этих организаций и выявить факторы, определяющие эффективность их совместной работы.

Настоящее исследование представляет анализ совместного миротворческого опыта ЭКОВАС и ООН в Либерии, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуаре и Гвинее-Бисау. В каждом случае особое внимание уделено формату взаимодействия региональной миссии с миссией «голубых касок». В частности, автор ставит перед собой задачу выявить наиболее часто реализуемую схему сотрудничества и выяснить, чем обусловлен выбор в её пользу.

Автор констатирует, что за прошедшие три десятилетия ООН перешла от маломасштабных операций, реализуемых параллельно с усилиями ЭКОВАС, к полноценным миссиям, которые развёртываются после того, как силы ЭКОВАС подготовили почву для миротворческой деятельности. Такой сценарий представляется вполне оправданным с учётом ограниченности ресурсов региональной организации и отсутствия у неё достаточного опыта в миростроительстве.

Изучение опыта миротворчества ЭКОВАС и ООН в упомянутых странах позволяет выявить сравнительные преимущества этих двух организаций, которые во многом являются залогом успеха их совместной работы. Так, силы ЭКОВАС демонстрируют наибольшую эффективность на начальном этапе конфликта, когда необходимо оперативное вмешательство для минимизации гуманитарных потерь. «Голубые каски», в свою очередь, наиболее полезны тогда, когда сторонам конфликта удаётся достичь договорённости о прекращении огня.

Особое внимание уделено моменту перехода от миротворчества ЭКОВАС к полномасштабной ооновской миссии. В этом контексте автор отмечает роль лидера среди государств-участников региональной операции. Представляется, что дальнейшие исследования движущих сил региональных операций будут полезны с точки зрения стратегического планирования миротворческой деятельности ООН.

 

Ключевые словамиротворчество, Африка, ООН, ЭКОВАС, региональные организации
Получено05.10.2022
Дата публикации30.10.2022
Кол-во символов30955
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Одной из ключевых тенденций международной миротворческой деятельности является всё более заметное участие в ней региональных организаций. В основном они активизировались во второй половине 1990-х гг. на фоне неудач ООН в Боснии и Герцеговине, Сомали и Руанде, когда стало очевидно, что «голубые каски» неспособны эффективно действовать в условиях отсутствия стабильного прекращения огня [Загорский, 2015, с. 58].

2

Упомянутая тенденция наиболее ярко проявилась в Африке: с окончанием «холодной войны» интерес великих держав к континенту заметно снизился, что побудило региональные организации к созданию и укреплению собственных механизмов обеспечения безопасности. Одним из первых на этот путь встало Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), основанное в 1975 г. с целью продвижения экономической интеграции стран региона.

3

От первых операций, развёрнутых ad hoc на основании ст. 4 протокола о взаимопомощи в обороне 1981 г., организация постепенно пришла к формированию полноценной архитектуры безопасности, которая в дальнейшем была взята за образец другими региональными объединениями, включая Африканский Союз. В начале 2000-х гг. в ЭКОВАС началось формирование собственных сил постоянной готовности, был создан Фонд мира, пополняемый за счёт налоговых сборов и добровольных пожертвований. Эти реформы превратили региональную организацию в перспективного партнёра ООН в деле осуществления миротворческой деятельности в Африке.

4

Правовую основу такого сотрудничества обеспечивает глава VIII Устава ООН, в которой содержится прямой призыв к Совету Безопасности поощрять участие региональных организаций в мирном разрешении местных споров. Кроме того, поскольку взаимодействие ООН и ЭКОВАС является частью стратегического партнёрства ООН и Африканского Союза, оно также регулируется многочисленными программными документами, подписанными в последние годы совместно ООН и АС. Важнейшие из них – Комплексные рамки для укрепления сотрудничества в интересах мира и безопасности (2017) и Комплексные рамки для реализации Африканской повестки дня до 2063 г. (2018).

5

Вместе с тем, необходимо отметить существенное различие в доктринальных подходах ООН и ЭКОВАС к миротворческой деятельности. В т. н. общей доктрине ООН, закрепившей руководящие принципы операций ООН по поддержанию мира, в качестве необходимого условия развёртывания миссии названо согласие сторон конфликта [UN Peacekeeping Operations. Capstone Doctrine, 2008, p. 2]. ЭКОВАС же, в свою очередь, придерживается подхода Африканского Союза, который допускает [Report of the Chairperson, 2012, p. 29] проведение миротворческих операций в отсутствие между сторонами договорённости о прекращении огня.

6

В отечественной экспертной литературе проблемы сотрудничества ООН и ЭКОВАС в сфере миротворческой деятельности практически не исследованы. В числе немногих российских авторов, проводивших полноценный анализ миротворческого опыта ЭКОВАС, можно отметить Т.С. Денисову [Денисова, 2015] и А.В. Загорского [Загорский, 2015]. Вопросов региональной безопасности в Западной Африке также касались в своих работах Т.Л. Дейч [Дейч, 2007] и С.М. Шленская [Шленская, 2017].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 217

Оценка читателей: голосов 0

1. Дейч Т.Л. Миротворчество на африканском континенте. Азия и Африка сегодня. 2007. № 1. С. 18–23.

2. Денисова Т.С. ЭКОВАС и проблемы регионального миротворчества. Азия и Африка сегодня. 2015. № 9. С. 37–43.

3. Загорский А.В. Миротворчество и международное управление региональной безопасностью. М.: ИМЭМО РАН, 2015.

4. Шленская С.М. ЭКОВАС: 40 лет сотрудничества. Азия и Африка сегодня. 2017. № 9. С. 77–79.

5. Adibe C. The Liberian conflict and the ECOWAS-UN partnership. Third World Quarterly. 1997. Vol. 18. Issue 3. Pp. 471–488.

6. Arthur P. ECOWAS and Regional Peacekeeping Integration in West Africa: Lessons for the Future. Africa Today. 2010. Vol.57. Issue 2. Pp. 2–24.

7. Berman E.G., Sams K.E. The Peacekeeping Potential of African Regional Organizations. Dealing with Conflict in Africa: The United Nations and Regional Organizations. Ed. J. Boulden. New York: Palgrave Macmillan, 2003. Pp. 35–79.

8. Coleman K. Liberia. Responding to Conflict in Africa. Ed. J. Boulden. Palgrave Macmillan: New York, 2013. Pp. 203–229.

9. Coleman K., Williams P.D. Logistics Partnerships in Peace Operations. New York: International Peace Institute, 2017. Pp. 13–24.

10. Goldmann M. Sierra Leone: African Solutions to African Problems? Max Planck Yearbook of United Nations Law. Eds. A. von Bogdandy, R. Wolfrum. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2005. Vol. 9. Pp. 457–515.

11. Hassan A.S. Nigeria and Peace Support Operations: Trends and Policy Implications. International Peacekeeping. 2000. Vol. 7. Issue 3. Pp. 105–119.

12. Obi C.I. Economic Community of West African States on the Ground: Comparing Peacekeeping in Liberia, Sierra Leone, Guinea Bissau, and Côte d’Ivoire. African Security. 2009. Vol. 2. Issue 2–3. Pp. 119–135.

13. Olonisakin F. UN co‐operation with Regional Organizations in Peacekeeping: The Experience of ECOMOG and UNOMIL in Liberia. International Peacekeeping. 1996. Vol. 3. Issue 3. Pp. 33–51.

14. Olonisakin F. United Nations Mission in Sierra Leone. The Oxford Handbook of United Nations Peacekeeping Operations. Eds. J.A. Koops, T. Tardy, N. MacQueen, P.D. Williams. Oxford: Oxford University Press, 2015. Pp. 629–642.

15. Report of the Chairperson of the Commission on the Partnership between the African Union and the United Nations on Peace and Security: Towards Greater Strategic and Political Coherence. PSC/PR/2.(CCCVII). 2012. https://www.peaceau.org/uploads/report-au-un-jan2012-eng.pdf (accessed: 02.04.2022).

16. Report of the Secretary-General on the United Nations Mission in Côte d’Ivoire Submitted Pursuant to Security Council Resolution 1514 (2003) of November 2003, S/2004/3. 2004. https://www.refworld.org/docid/403cb72dd.html (accessed: 13.03.2022).

17. Sarfati A. Transitions from UN Special Political Missions to UN Country Teams. Issue brief within the project “Planning for UN Peace – keeping Operation Transitions”. International Peace Institute. 2021. https://www.ipinst.org/wp-content/uploads/2021/04/2104_Transitions-from-SPMs.pdf (accessed: 01.03.2022).

18. Security Council Presidential Statement. S/PRST/2017/8. 2017. https://www.un.org/press/en/2017/sc12898.doc.htm (accessed: 06.03.2022).

19. Strategic Assessment of the United Nations Integrated Peacebuilding Office in Guinea-Bissau. Special Report of the Secretary-General. S/2018/1086. 2018. https://www.securitycouncilreport.org/ atf/cf/%7B65 BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_2018_1086.pdf (accessed: 13.03.2022).

20. Synge R. The role of Nigeria in the evolution of West African regional security and democratization: Contradictions, paradoxes and recurring themes. Cambridge Review of International Affairs. 1999. Vol. 13. Issue 1. Pp. 55–65.

21. UN Peacekeeping Operations. Capstone Doctrine. 2008. https://www.unocha.org/sites/dms/Documents/DPKO%20Capstone%20doctrine%20 (2008).pdf (accessed: 07.03.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх