Выход США из Афганистана как предвестник новой эпохи

 
Код статьиS086919080019307-4-1
DOI10.31857/S086919080019307-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы63-74
Аннотация

Окончание присутствия иностранного контингента США в конфликте в Афганистане к 20-летнему юбилею событий 11 сентября 2001 г. – событие весьмазнаковое и символическое. Стремясьдать самостоятельную оценку событиям, автор задается вопросом:насколько выход вооруженных сил США из АфПак соотносится с их стратегией? В статье рассматривается трансформация целеполаганияВашингтона по отношению к афганскому конфликту на протяжении всего периода участия, сравниваются подходы команды действующего главы Белого дома с его тремя предшественниками. Автор такжеанализируетсуть и форму объявления принятого решения в контексте давления внутриполитических факторов, локальной динамики развития конфликта и стратегии Соединенных Штатов по отношению к региону в целом. 

Автор приходит к следующим выводам. Оценка итогов американского участия в конфликте в Афганистане как поражения справедливо, если оценивать их в логике первоначального целеполагания СоединеннымиШтатамиглобальной войны с террором и продвижения демократии, которое на разных этапах включало и построение дееспособного государства, и создание плацдарма для укрепления влияния в сопредельных регионах. 

Иная оценка возникает, если рассматривать конфликт вАфганистанев русле недавно утвердившейся глобальной стратегии США по сдерживанию Китая и России. Автором допускается, что одним из факторов пересмотра сроков пребывания вооруженных сил НАТО в стране стало объявление Пекином торгово-экономической стратегии «Пояса и Пути» и воссоединение Крыма с Россией. В русле подобного целеполагания выход США из Афганистана можно рассматривать как шаг в логике уже новой конфронтации Вашингтона с Москвой и Пекином

Ключевые словавнешняя политика США, продвижение демократии, Джозеф Байден, Афганистан, Талибан, терроризм
Источник финансированияСтатья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Получено25.04.2022
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов27602
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Cовременникам не нужно объяснять масштаб значимости даты 11 сентября. Для целого поколения она стала одним из стержневых символов, системообразующей частью развивающейся на наших глазах эпохи. С бó‎льшим удалением этой даты в историю она всё нагляднее становится определенным ориентиром, точкой отчета системных процессов развития международных отношений.
3 В настоящее время теракты 11 сентября 2001 г. видятся событием скорее из другого времени. «Однополярный момент», «конец истории», «глобальная война с терроризмом», прямые вторжения в страны для «продвижения демократии», построение «демократического мира» – все это хоть и остаётся заметной частью международной повестки, однако уже уступает вниманию к проблемам американо-китайского противостояния, борьбы с пандемией, изменения климата.
4 Качественно изменилось и смысловое наполнение неразрывно связанной с событиями двадцатилетней давности войны в Афганистане. Начавшаяся для Соединенных Штатов как ответный удар на внешнюю агрессию, а для стран-членов организации – как защита своего союзника в рамках 5-й статьи Устава НАТО, военная кампания сил Североатлантического альянса на своем завершающем этапе зачастую оценивалась исследователями-наблюдателями как попытка «не ударить в грязь лицом» перед уже состоявшимся поражением.
5 Действительно, нельзя утверждать, что апрельское решение администрации Дж. Байдена о выводе вооруженных сил США из Афганистана было принято в силу сложившейся благоприятной обстановки, которую так долго ждали и старательно пытались сформировать предшествующие администрации. Вместе с тем не наблюдалось и никакого давления ни изнутри самих Соединенных Штатов в лице протестующих пацифистов, как во времена Вьетнамской войны, ни извне – ввиду неконтролируемого прежде продвижения сил противника. В условиях только начавшегося президентского срока, идущего переговорного процесса, разворачивающихся негативных, но не катастрофических тенденций в ходе конфликта новая команда Белого дома решила пойти на рискованный шаг и объявить о выходе прямо в самом начале своих полномочий. Более того, выбор финального срока пребывания пал на столь символически чувствительную не просто для вашингтонского истеблишмента, но для всех рядовых американцев дату 11 сентября.
6 Подобные обстоятельства актуализировали необходимость системного осмысления принятого решения о выходе Соединённых Штатов и их союзников из застарелого конфликта, что приводит к размышлению по ряду важных вопросов. Первый и ключевой из них – об императивах. В какой степени вывод войск в текущих условиях соотносится со стратегическим целеполаганием Вашингтона по отношению к конфликту? Можно ли оценивать выход Соединённых Штатов из Афганистана как поражение?

Всего подписок: 2, всего просмотров: 645

Оценка читателей: голосов 0

1. Войтоловский Ф.Г. Перспективы исхода НАТО из Афганистана. Год планеты. 2012. С. 105–117.

2. Гелаев В. США и Китай схлестнутся за триллион. Газета.ру. 05.09.2014. https://www.gazeta.ru/science/2014/09/05_a_6203945.shtml (accessed: 02.07.2021).

3. Давыдов А.А. Дезинтеграционная демократизация? Роль «продвижения демократии» в процессе дезинтеграции Ирака. Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2017. № 1. С. 7–86.

4. Кортунов А. Афганистан как стресс-тест для ШОС. Российский совет по международным делам. 15.06.2021. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/afganistan-kak-stress-test-dlya-shos/ (accessed: 10.07.2021).

5. Мигунов Д. Бесполезные богатства. Lenta.ru. 16.06.2010. https://lenta.ru/articles/2010/06/16/lithium1/ (accessed: 10.07.2021).

6. Степанова Е.А. ИГИЛ и феномен иностранных боевиков-террористов в Сирии и Ираке. М.: ИМЭМО РАН, 2020.

7. Юсин М. Афганские недра закрылись для первооткрывателей. Коммерсант. 05.12.2011. https://www.kommersant.ru/doc/1831252 (accessed: 02.07.2021).

8. Questions About the Vietnam War Answered. Britannica. 17.06.2021. https://www.britannica.com/list/9-questions-about-the-vietnam-war-answered (accessed: 08.07.2021).

9. Afghanistan Fatalities Total. iCasualties.org. http://icasualties.org/App/AfghanFatalities (accessed: 04.07.2021).

10. Afghanistan. The U.S. Agency for International Development (USAID). https://explorer.usaid.gov/cd/AFG (accessed: 08.07.2021).

11. Afghanistan’s Taliban. Now on China’s Border. Seek to Reassure Beijing. The Wall Street Journal. 08.07.2021. https://www.wsj.com/articles/afghanistans-taliban-now-on-chinas-border-seek-to-reassure-beijing-11625750130 (accessed: 10.07.2021).

12. After 17 Years of War in Afghanistan, More Say U.S. has Failed than Succeeded in Achieving Its Goals. The Pew Research Center. 05.10.2018. https://www.pewresearch.org/fact-tank/2018/10/05/after-17-years-of-war-in-afghanistan-more-say-u-s-has-failed-than-succeeded-in-achieving-its-goals/ (accessed: 04.07.2021).

13. Americans' Views of Impeachment. Trump's Record on Issues. Gallup. 08.02.2021. https://news.gallup.com/poll/329423/americans-views-impeachment-trump-record-issues.aspx (accessed: 04.07.2021).

14. At War with the Truth. The Washington Post. 09.12.2019. https://www.washingtonpost.com/graphics/2019/investigations/afghanistan-papers/afghanistan-war-confidential-documents/ (accessed: 04.07.2021).

15. China Watches Afghanistan Anxiously as the US Withdraws. Financial Times. 06.07.2021. https://www.ft.com/content/49d266c6-a6c2-4ab2-bf52-ed34d72b22c1 (accessed: 10.07.2021).

16. China’s Afghan Moment. Foreign Policy. 03.10.2012. https://foreignpolicy.com/2012/10/03/chinas-afghan-moment/ (accessed: 10.07.2021).

17. Clayton T. Afghanistan: Background and U.S. Policy. Washington, D.C.: Congressional Research Service, 2019.

18. Downs E. China Buys into Afghanistan. SAIS Review. 2012. Vol. 32. No. 2. Pp. 65-84.

19. Dobbins J., Cohen R., Chandler N., Frederick B., Geist E., DeLuca P., Morgan F., Shatz H., Williams B. Extending Russia. Competing from Advantageous Ground. Santa Monica: RAND Corporation, 2019.

20. Full Text: Clinton Testifies before House Committee on Benghazi. The Washington Post. 22.10.2015. https://www.washingtonpost.com/news/post-politics/wp/2015/10/22/transcript-clinton-testifies-before-house-committee-on-benghazi/ (accessed: 08.07.2021).

21. Hearing Before the Subcommittee on International Organizations, Human Rights and Oversight of the Committee on Foreign Affairs of House of Representatives. Washington, D.C.: U.S. Congress. 16.06.2009. https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-111hhrg50504/html/CHRG-111hhrg50504.htm (accessed: 08.07.2021).

22. How Trump’s Plan to Secretly Meet With the Taliban Came Together, and Fell Apart. The New York Times. 08.09.2019. https://www.nytimes.com/2019/09/08/world/asia/afghanistan-trump-camp-david-taliban.html (accessed: 08.07.2021).

23. Huasheng Z. Afghanistan and China's New Neighborhood Diplomacy. International Affairs. 2016. Vol. 92. No. 4. Pp. 891–908.

24. Interim National Security Guidance. Washington, D.C.: The White House, 2021.

25. Katzman K., Humud K. Iraq: Politics and Governance. Washington, D.C.: Congressional Research Service, 2016.

26. Kelemen B. China’s Economic Stabilization Efforts in Afghanistan: A New Party to the Table? Middle East Institute. 21.01.2020. https://www.mei.edu/publications/chinas-economic-stabilization-efforts-afghanistan-new-party-table (accessed: 02.07.2021).

27. Kronstadt A. Pakistan–U.S. Relations. Washington, D.C.: Congressional Research Service. 08.07.2021. https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF11270 (accessed: 02.07.2021).

28. Majorities of U.S. Veterans, Public Say the Wars in Iraq and Afghanistan Were not Worth Fighting. The Pew Research Center. 10.07.2019. https://www.pewresearch.org/fact-tank/2019/07/10/majorities-of-u-s-veterans-public-say-the-wars-in-iraq-and-afghanistan-were-not-worth-fighting/ (accessed: 04.07.2021).

29. Mattis Signs Orders to Send Additional Troops to Afghanistan. Reuters. 31.08.2017. https://www.reuters.com/article/us-usa-afghanistan-military/mattis-signs-orders-to-send- additional-troops-to-afghanistan-idUSKCN1BB2JC (accessed: 19.06.2021).

30. New High in Perceptions of China as U.S.'s Greatest Enemy. Gallup. 16.03.2021. https://news.gallup.com/poll/337457/new-high-perceptions-china-greatest-enemy.aspx (accessed: 04.07.2021).

31. O’Hanlon M., Livingston I. Afghanistan Index. Washington, D.C.: Brookings, 2020.

32. Press Release on Consultations with a Taliban Delegation. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 08.07.2021. https://www.mid.ru/en/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/4810299 (accessed: 10.07.2021).

33. Public Law №116–145 «Uyghur Human Rights Policy Act of 2019». Washington, D.C.: U.S. Congress. 17.06.2020. https://www.congress.gov/116/plaws/publ145/PLAW-116publ145.pdf (accessed: 04.07.2021).

34. Rank D. Leveraging US-China Cooperation to Build a Regional Consensus on Afghanistan. The United States Institute of Peace. 2018. https://www.usip.org/sites/default/files/2018-03/sr420-leveraging-us-china-cooperation-to-build-a-regional-consensus-on-afghanistan.pdf (accessed: 02.07.2021).

35. Remarks by President Biden on the Drawdown of U.S. Forces in Afghanistan. The White House. 08.07.2021. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/07/08/remarks-by-president-biden-on-the-drawdown-of-u-s-forces-in-afghanistan/ (accessed: 09.07.2021).

36. Remarks by President Biden on the Way Forward in Afghanistan. The White House. 14.04.2021. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/04/14/remarks-by-president-biden-on-the-way-forward-in-afghanistan/ (accessed: 17.06.2021).

37. Remarks by President Trump on the Strategy in Afghanistan and South Asia. The White House. 21.08.2017. https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-strategy-afghanistan-south-asia/ (accessed: 17.12.2019).

38. Scobell A. China Ponders Post-2014 Afghanistan. Asian Survey. 2015. Vol. 55. No. 2. Рp. 325–345.

39. Struggle for Kabul: The Taliban Advance. London: The International Council on Security and Development, 2008.

40. Swenson G. Why U.S. Efforts to Promote the Rule of Law in Afghanistan Failed. International Security. 2017. Vol. 42. No. 1. Pp. 114–151.

41. The Elements of the China Challenge. Washington, D.C.: the U.S. Department of State. 2020.

42. The U.S.–Afghanistan Strategic Partnership Agreement. The White House. 01.05.2012. https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2012/05/01/fact-sheet-us-afghanistan-strategic-partnership-agreement (accessed: 10.07.2021).

43. What Did the U.S. Get for $2 Trillion in Afghanistan? The New York Times. 09.12.2019. https://www.nytimes.com/interactive/2019/12/09/world/middleeast/afghanistan-war-cost.html (accessed: 08.07.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх